ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1715/18 от 31.10.2018 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1715/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

31 октября 2018 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего Фроловой Г.А.,

с участием помощника прокурора г. Златоуста Козловой С.Г.,

при секретаре Решетниковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО11, Администрации Златоустовского городского округа, Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» о признании незаконным постановления о внесении изменений в постановление об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, признании незаконной деятельности по организации розничного рынка, запрете деятельности по организации розничного рынка, признании незаконными распоряжений о заключении договоров на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, признании договоров на размещение нестационарного торгового объекта без аукциона недействительными (ничтожными), применении последствия недействительности сделки путем обязания освободить земельные участки

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Златоуста обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнений исковых требований к Индивидуальному предпринимателю ФИО11 (далее – ИП ФИО11), Администрации Златоустовского округа (далее – Администрации ЗГО), Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее – ОМС «КУИ ЗГО») о

признании незаконным постановления Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, находящихся в муниципальной собственности»;

признании незаконной деятельности Индивидуального предпринимателя ФИО11 по организации розничного рынка на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , ;

запрете деятельности по организации розничного рынка на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , ;

признании незаконным распоряжений руководителя ОМС «КУИ ЗГО» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона»;

признании недействительным (ничтожным) договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта без аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

признании недействительным (ничтожным) договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта без аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>;

признании недействительным (ничтожным) договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта без аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты>м, расположенного по адресу: <адрес>

признании недействительным (ничтожным) договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта без аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>

признании недействительным (ничтожным) договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта без аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>

признании недействительным (ничтожным) договора от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта без аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>

применении последствий недействительности ничтожной сделки, возвратив стороны в первоначальное положение: обязав ФИО11 освободить земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>

обязав ФИО11 освободить земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>

обязав ФИО11 освободить земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>

обязав ФИО11 освободить земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>

обязав ФИО11 освободить земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>

обязав ФИО11 освободить земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 3-9, том 2л.д. 106-111).

В обоснование своих исковых требований сослался на то, что прокуратурой города рассмотрено коллективное обращение жителей дома <адрес> В ходе рассмотрения обращения выявлены нарушения законодательства о торговой деятельности. При осуществлении проверочных мероприятий на территории между домами <адрес> установлено, что на указанной территории фактически осуществляет свою деятельность розничный универсальный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места, которые предоставляются индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на основании договоров. В План организации розничных рынков на территории Челябинской области, которым предусмотрены места расположения действующих рынков в муниципальных образованиях, отсутствует указание на наличие на территории Златоустовского городского округа розничных рынков. Организация и предоставление не предусмотренных схемой размещения торговых мест не допускаются. Ранее ОМС «КУИ» были заключены с ИП ФИО11 договоры аренды земельных участков, расположенных по адресному ориентиру <адрес>», в том числе земельного с кадастровым номером площадью <данные изъяты>; с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.; с кадастровым номером площадью <данные изъяты> с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.; с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.; с кадастровым номером площадью <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры , на размещение нестационарных торговых объектов без аукциона с индивидуальным предпринимателем ФИО11, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , ; ДД.ММ.ГГГГ заключены аналогичные договоры , , в отношении участков с кадастровыми номерами , , , . ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ЗГО принято постановление «О внесении изменений в постановление Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, находящихся в муниципальной собственности», которым в Схему размещения нестационарных торговых объектов внесены изменения и дополнения, разрешающие Индивидуальному предпринимателю ФИО11 размещать временные сооружения торговые палатки для реализации мелкорозничной торговли на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , . В соответствии с условиями заключенных договоров земельные участки, предоставленные ФИО11, имеют вид и цель использования - торговый ряд в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Прокурором города внесены представления об устранении нарушений законодательства о торговой деятельности в адрес Главы Златоустовского городского округа и руководителя ОМС «КУИ ЗГО». Представления рассмотрены, нарушения не устранены. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выход на территорию <адрес>. Установлено, что данная территория представляет собой уличный рынок, на котором расположены лотки и палатки с товаром различного наименования (обувь, одежда, продукты питания, игрушки и т.п.). Лотки и палатки расположены по обе стороны пешеходного тротуара. На продовольственных товарах указаны цены, по которым они реализуются. Продовольственные товары реализуются с использованием весов. Покупатели, которые подходят к лоткам и палаткам, затрудняют проход по тротуару. Руководителем ОМС «КУИ ЗГО» изданы распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона» с ИП ФИО11

Пом. прокурора г. Златоуста Козлова С.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика ИП ФИО11 – ФИО12, действующий на основании доверенности (том 1 л.д. 205), в судебном заседании исковые требования прокурора г. Златоуста не признал, пояснил, что ИП ФИО11 осуществляется деятельность по эксплуатации нестационарных торговых объектов на земельных участках, предоставленных ей в установленном порядке по договорам на размещение НТО без аукциона, в соответствии с утвержденной схемой размещения НТО в Златоустовском городском округе. При этом деятельность по организации розничного рынка ею не осуществляется. Для организации работы рынков допускается использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Все предоставленные ответчице земельные участки ранее, на протяжении более чем 10 лет, использовались ею же в тех же целях на основании договоров аренды. Ответчица в силу действующего законодательства вправе была сама определить форму осуществления своей торговой деятельности — в настоящем случае ею были выбраны именно НТО.

Представитель ответчика Администрации ЗГО – ФИО13, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 129), в судебном заседании исковые требования прокурора г. Златоуста не признала. В связи с тем, что договоры были заключены с ИП ФИО11, она на законных основаниях занимает участки. Администрация ЗГО утверждает только схему. Контроль за размещением палаток в соответствии за схемой должен осуществлять ОМС «КУИ ЗГО», земельный контроль закреплен за ОМС «КУИ ЗГО». Основания для признания данных НТО рынком отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Представитель ответчика ОМС «КУИ ЗГО» - ФИО14, действующий на основании доверенности (том 2 л.д. 118), в судебном заседании исковые требования прокурора г. Златоуста не признал, поскольку все требования для заключения договоров между ОМС «КУИ» и ИП ФИО11 соблюдены, земельный участки предоставлялись ИП ФИО11 под торговые палатки, которые по факту и находятся на участках. Доказательства существования розничного рынка отсутствуют. Все нестационарные торговые объекты подпадают под понятие «торговая палатка». Нестационарные торговые объекты отличаются от розничного рынка тем, что на розничном рынке есть торговые места, а в палатках нет торговых мест.

Представитель третьего лица Министерства экономического развития Челябинской области в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом(том №3, л.д. 92)

В судебное заседание ответчик ИП ФИО11 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (том 3 л.д.124).

Суд полагает возможным в силу ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика, который надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, направил в суд представителя.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требований прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц не подлежащими удовлетворению.

На основании материалов дела и пояснений участников процесса судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОМС «КУИ ЗГО» (ранее - МУ «КУИ ЗГО») и ФИО11 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресному ориентиру <адрес> сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 3, л.д.113-116).

ДД.ММ.ГГГГ между ОМС «КУИ ЗГО» (ранее - МУ «КУИ ЗГО») и ФИО11 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенного по адресному ориентиру <адрес> сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том №3, л.д.117-119).

ДД.ММ.ГГГГ между ОМС «КУИ ЗГО» (ранее - МУ «КУИ ЗГО») и ФИО11 заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды, в соответствии с которым арендатору предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенный по адресному ориентиру <адрес> для организации розничной торговли, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 14).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора продлен с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 15)

ДД.ММ.ГГГГ между ОМС «КУИ ЗГО» (ранее - МУ «КУИ ЗГО») и ИП ФИО11 заключен договор аренды земли , согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенный по адресному ориентиру <адрес> для временной организации розничной торговли, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ между ОМС «КУИ ЗГО» и ФИО11 заключен договор аренды земли для размещения временного сооружения, в соответствии с котором ФИО11 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> расположенный по адресному ориентиру <адрес> для организации розничной торговли, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 30).

ДД.ММ.ГГГГ между ОМС «КУИ ЗГО» и ФИО11 заключен договор аренды земли для размещения временного сооружения, в соответствии с котором ФИО11 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>, расположенный по адресному ориентиру <адрес> для организации розничной торговли, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (том №3, л.д.120-123)

ДД.ММ.ГГГГ ОМС «КУИ ЗГО» с ИП ФИО11 заключен договор на размещение нестационарных торговых объектов без аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения ОМС «КУИ ЗГО» от ДД.ММ.ГГГГ (договор – том 1 л.д. 146-148, акт – том 1 л.д. 149, распоряжение – том 1 л.д. 150, заявление – том 1 л.д. 151, схемы – том 1 л.д. 152-153).

ДД.ММ.ГГГГ заключен аналогичный договор в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения ОМС «КУИ ЗГО» от ДД.ММ.ГГГГ (договор – том 1 л.д. 155-157, акт – том 1 л.д. 158, распоряжение – том 1 л.д. 159, заявление – том 1 л.д. 160, схемы – том 1 л.д. 161-162).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ЗГО принято постановление «О внесении изменений в постановление Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, находящихся в муниципальной собственности», которым в схему размещения нестационарных торговых объектов внесены изменения и дополнения, разрешающие индивидуальному предпринимателю ФИО11 размещать временные сооружения торговые палатки для реализации мелкорозничной торговли на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , (постановление от ДД.ММ.ГГГГ - том 1 л.д. 171-174, постановление от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 208-223).

ДД.ММ.ГГГГ ОМС «КУИ ЗГО» с ИП ФИО11 заключен договор на размещение нестационарных торговых объектов без аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенного по адресному ориентиру: <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения ОМС «КУИ ЗГО» от ДД.ММ.ГГГГ (договор – том 1 л.д. 163-165, акт – том 1 л.д. 166 об, распоряжение – том 1 л.д. 167, заявление – том 1 л.д. 168, схемы – том 1 л.д. 169).

ДД.ММ.ГГГГ заключены аналогичные договоры , , в отношении участков с кадастровыми номерами , , , площадью <данные изъяты><данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно, расположенных по адресному ориентиру: <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжений ОМС «КУИ ЗГО» от ДД.ММ.ГГГГ (договоры – том 1 л.д. 175-177, 182-184, 190-192, акты – том 1 л.д. 178 об., 185об., 193 об, распоряжения – том 1 л.д. 179, 186, 194, заявления – том 1 л.д. 180, 187, 195, схемы – том 1 л.д. 181, 188, 198).

Соглашением, заключенным между ОМС «КУИ ЗГО» и ИП ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, в связи с заключением договоров под размещение нестационарного торгового объекта расторгнуты договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земли от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные ОМС «КУИ ЗГО» с ФИО11, (соглашения – том 2 л.д. 76, 84, 92, 100, акты сдачи-приемки земельного участка – том 2 л.д. 77, 85, 93, 101).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12. 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», этот закон регулирует отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.12. 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.

Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 30.12. 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» устанавливаются требования к планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений (ст.11 ФЗ), требования к оборудованию рынка (ст. 12 ФЗ), требования к содержанию рынка (ст. 13 ФЗ), требования к организации деятельности по продаже товаров на рынке (ст. 14 ФЗ), размещение и порядок предоставления торговых мест (ст. 15 ФЗ), требования к осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке (ст. 21 ФЗ)

В силу п. 3 ст. 24 Федерального закона от 30.12. 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.

Ст.3 Федерального закона от 28.12. 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

В соответствии с п.1 ст. 10, под.п. 2 п.3 ст. 17 Федерального закона от 28.12. 2009 года № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов органы местного самоуправления.

Согласно под.п. «б» п.1 ст. 39.33. Земельного кодекса Российской Федерации, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Определения понятий в торговой сфере даны в "ГОСТе Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденном Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст) (в ред. от 29.03.2016).

Согласно указанному ГОСТу, нестационарная торговая сеть: Торговая сеть, включающая в себя нестационарные торговые объекты (п.19).

Предприятие розничной торговли: Торговое предприятие, используемое для осуществления розничной торговли.(п.21)

Примечание - К предприятиям розничной торговли относят магазины, павильоны, киоски и т.п.

Форма торговли: Совокупность видов торговой деятельности и видов и типов торгового предприятия, типов торгового объекта.(п.69).

Примечание - Форма торговли зависит от использования или неиспользования торговых объектов.

Мелкорозничная торговля: Разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров ограниченного ассортимента в нестационарных торговых объектах и по месту нахождения покупателей через передвижные средства развозной и разносной торговли.(п.71)

Согласно п.п.1,2 ст. 8 Федерального закона от 28.12. 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют: 1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля); 2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли); 3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля); 5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект); 6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание) и др.

Из анализа приведенных норм права следует, что хозяйствующие субъекты вправе организовывать и осуществлять розничную торговлю не только на розничных рынках, но и вне стационарных объектов, в том числе с использованием нестационарных торговых объектов.

В обоснование своих исковых требований прокурор г. Златоуста ссылается на то, что фактически ИП ФИО11 был организован розничный рынок с нарушением норм действующего законодательства о включении розничного рынка в План организации розничных рынков на территории Челябинской области, а также нарушением предусмотренных законом требований к оборудованию рынка, требований к содержанию рынка и т.д.

По мнению прокурора г. Златоуста тот факт, что ИП ФИО11 организован розничный рынок подтверждается тем, что торговые палатки в количестве 48 штук расположены вдоль тротуара в непосредственной близости друг от друга и образуют торговые ряды, все шесть земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресному ориентиру <адрес> были предоставлены одному лицу ИП ФИО11

С учетом установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу о том, что деятельность ИП ФИО11 по организации торговой деятельности в нестационарных торговых объектах соответствует требованиям законодательства, так как земельные участки переданы ей по договорам на размещение нестационарных торговых объектов, расположение нестационарных торговых объектов соответствует утвержденной органом местного самоуправления схеме размещения НТО в Златоустовском городском округе.

Для признания организованной ИП ФИО11 деятельности розничным рынком оснований не имеется.

Тот факт, что нестационарные торговые объекты в количестве 48 штук расположены в два ряда вдоль тротуара в непосредственной близости друг от друга сам по себе не свидетельствует о создании розничного рынка, поскольку такое размещение нестационарных торговых объектов соответствует схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Златоустовского городского округа, утвержденной органом местного самоуправления.

Предоставление всех шести земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресному ориентиру: <адрес> одному лицу ИП ФИО11 не противоречит действующему законодательству и не свидетельствует об организации розничного рынка.

На наличие других признаков розничного рынка прокурор г. Златоуста не ссылался, доказательств в обоснование своих доводов не представлял.

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона от 30.12. 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.

Как установлено судом, организованные ИП ФИО11 нестационарные торговые объекты существуют в основном в виде палаток, которые ежедневно утром собираются, а вечером – разбираются и согласно представленному ответчиком заключению специалиста ООО «АРПИК» ФИО1 не являются капитальным зданием, строением, сооружением (том №2, л.д.36-47), что опровергает доводы прокурора об организации ИП ФИО11 рынка.

В своем ответе на запрос суда Министерство экономического развития Челябинской области, являющееся держателем реестра розничных рынков на территории Челябинской области, также указало, что рынок, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрирован и не включен в План организации розничных рынков и по факту организации не может быть им, так как не находится в капитальном здании (том №3, л.д.89-91).

Из показаний допрошенной в качестве свидетеля члена Совета по правовой защите субъектов малого и среднего предпринимательства при прокуратуре Челябинской области, а также из ее заключения следует, что оснований для квалификации действий ИП ФИО11 как действий по организации розничного рынка не имеется. (том № 3, л.д.95-100, 127)

Доводы прокурора о том, что покупатели, которые подходят к лоткам и палаткам, затрудняют проход по тротуару, не могут служить основанием для удовлетворения требований прокурора.

Согласно выполненной кадастровым инженером ФИО2 схеме (том №2, л.д.195-199), наименьшая ширина пешеходного тротуара между нестационарными торговыми объектами в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, составляет 1,67 м., а согласно Местных нормативов градостроительного проектирования ЗГО, утвержденных решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (том №2, л.д.230), ширина пешеходной части тротуара на главных улицах должно составлять - 1,5-2,25 м.

Т.е. ширина тротуара соответствует нормативам.

Пропускная способность тротуаров не нормируется.

Показания допрошенных по ходатайству прокурора свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 (том №2, л.д.148 оборот – 150) о том, что проход по тротуару между нестационарными торговым объектами затруднен, так как покупатели останавливаются возле палаток и создают помехи, являются субъективными.

Из показаний свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, проживающих в находящемся по соседству жилом доме, ФИО10 (том №3, л.д.78-80), видеосюжета (том № 116) следует, что проход по тротуару между нестационарными торговыми объектами не затруднен, жители близлежащих жилых домов и другие горожане положительно относятся к розничной торговле, организованной ИП ФИО11

С учетом изложенного исковые требования прокурора г. Златоуста удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО11, Администрации Златоустовского городского округа, Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» о признании незаконным постановления о внесении изменений в постановление об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, признании незаконной деятельности по организации розничного рынка, запрете деятельности по организации розничного рынка, признании незаконными распоряжений о заключении договоров на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона, признании договоров на размещение нестационарного торгового объекта без аукциона недействительными (ничтожными), применении последствия недействительности сделки путем обязания освободить земельные участки, прокурору г. Златоуста отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий Г.А. Фролова

Решение не вступило в законную силу