70RS0001-01-2020-005569-83
№ 2-1715/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2020 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи А.С. Лонь
при помощнике судьи А.А. Панкратовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожной деятельности и благоустройства администрации г.Томска о возложении обязанности получить решение,
с участием:
представителя истца – заместителя прокурора Бирюлина Д.В.,
УСТАНОВИЛ:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту дорожной деятельности и благоустройства администрации г.Томска о возложении обязанности получить решение. В обоснование указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области проведена проверка исполнения законодательства при организации администрацией Города Томска отведения сточных вод в районе /________/. Установлено, что в собственности администрации Города Томска имеется ливневая канализация от /________/ до выпуска в /________/, которая находится в оперативном управлении Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г.Томска. Через указанную ливневую канализацию Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г.Томска в настоящее время осуществляет пользование водным объектом – /________/ с целью сброса сточных вод, в том числе через водовыпуск в районе /________/ в г.Томске в месте с координатами N56.48565°, E84.98022°. Прокурорская проверка показала, что отведение сточных вод в /________/ через указанный водовыпуск осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства. Вопреки требованиям природоохранного законодательства в настоящее время разрешительная документация, необходимая для сброса сточных вод в /________/, у Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска отсутствует. Факт сброса сточных вод через водовыпуск в районе переулка /________/ в месте с координатами N 56.48565°, E 84.98022° зафиксирован Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ в августе 2019 года в ходе планового (рейдового) осмотра (обследования) водоохраной зоны и акватории /________/ в границах г.Томска. На необходимость устранения данных нарушений ранее указывалось Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/. При проведении 27.07.2020 обследования водоохранной зоны и акватории /________/ вновь зафиксирован сброс сточных вод через водовыпуск в районе /________/ в г.Томске в месте с координатами N 56.48565°, E 84.98022°. Кроме того, в ходе проверки произведён отбор сточной воды, результаты лабораторных исследований подтвердили поступление загрязняющих веществ в водный объект. Таким образом, на протяжении значительного периода времени в нарушение требований природоохранного законодательства в результате функционирования вышеуказанного объекта системы водоотведения в г.Томске происходит сброс сточных вод в /________/ при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование. Несоблюдение Департаментом дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска требований водного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, просит обязать Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска не позднее четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в /________/ с использованием сооружения «Ливневая канализация от /________/ до водовыпуска в /________/», включающего водовыпуск в месте с координатами N56.48565°, E 84.98022° в районе /________/ в г.Томске.
Представитель истца – заместитель прокурора Бирюлин Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик – Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, возражений относительно заявленных требований суду не представил.
Выслушав представителя истца, изучив доказательства по делу в их совокупности, определив рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Аналогичное положение содержит п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как устанавливает ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст.58 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по информации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ исполнения законодательства при организации администрацией Города Томска отведения сточных вод в районе переулка /________/.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Учитывая данные конституционные положения, нормы федерального законодательства, суд считает, что несоблюдение требований санитарной безопасности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, иск прокурором заявлен обоснованно.
В ходе проверки установлено, подтверждается материалами дела, что в собственности администрации Города Томска имеется ливневая канализация от /________/ до выпуска в /________/, которая находится в оперативном управлении Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации г.Томска. Через указанную ливневую канализацию Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации г.Томска в настоящее время осуществляет пользование водным объектом – /________/ с целью сброса сточных вод, в том числе через водовыпуск в районе переулка /________/ в месте с координатами N56.48565°, E84.98022°.
Прокурорская проверка показала, что отведение сточных вод в /________/ через указанный водовыпуск осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
В силу ч. 1 ст. 39 указанного Федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
К этим требованиям относится закреплённый п. 2 ч. 1 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) принцип, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В целях реализации данного принципа п. 1 ч. 2 ст. 39 ВК РФ установлена обязанность водопользователя при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1, п. 2, 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ (реки, ручьи, каналы) и водоёмы (озёра, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) относятся к поверхностным водным объектам.
Статьёй 44 ВК РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ установлено, что пользование водными объектами для сброса сточных вод осуществляется на основании соответствующих решений уполномоченных органов государственной власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 ВК РФ в решении о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод указываются место сброса сточных, в том числе дренажных, вод, объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №844 (далее – Правила).
Согласно пп. «б», п. 2, п. 5 Правил водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод. Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил для получения решения необходимо обращение физического лица, юридического лица или индивидуального предпринимателя в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование с приложением документов, перечисленных в п. 10 и 11 Правил.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоотведения.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Томской области от 12.08.2008 №168-ОЗ «О регулировании отдельных водных отношений, связанных с использованием и охраной поверхностных водных объектов, на территории Томской области» решение вопросов водоотведения бытовых сточных вод населения в поверхностные водные объекты, в том числе по постановке на учет бесхозяйных канализационных сетей, канализационных очистных сооружений бытовых сточных вод населения, их эксплуатации, в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации и Томской области требованиями по охране поверхностных вод от загрязнения осуществляют соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, в ведении которых находится решение вопросов отведения бытовых сточных вод населения.
На основании п. 1.9 ч. 1 ст. 40 Устава Города Томска, принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 №1475, организация водоотведения в границах городского округа относится к компетенции администрации Города Томска.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска, утвержденного Решением Думы города Томска от 30.10.2007 №683, Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции в сфере дорожной деятельности, организации благоустройства территории городского округа, охраны окружающей среды, а также вопросов в соответствии с настоящим Положением.
Подпунктом 10-2 п. 9 названного Положения предметом деятельности Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска является организация в границах муниципального образования «Город Томск» водоотведения поверхностных (дождевых, талых, поливомоечных, дренажных, инфильтрационных) сточных вод.
Вместе с тем, вопреки изложенным требованиям природоохранного законодательства в настоящее время разрешительная документация, необходимая для сброса сточных вод в /________/, у Департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска отсутствует, что подтверждается материалами дела, доказательств обратного, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Факт сброса сточных вод через водовыпуск в районе переулка 3-й Казанский в г.Томске в месте с координатами N 56.48565°, E 84.98022° зафиксирован Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ в августе 2019 года в ходе планового (рейдового) осмотра (обследования) водоохраной зоны и акватории /________/ в границах г.Томска, что подтверждается актом от 13.08.2019 №1-144.
На необходимость устранения данных нарушений указывалось Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области в письме от 10.03.2020 №1103, направленном в администрацию Города Томска.
Из ответа заместителя Мэра Города Томска от 09.04.2020 №2369 следует, что администрацией Города Томска проводятся подготовительные работы по передаче сетей водоотведения поверхностных сточных вод по концессионному соглашению, основным параметром эффективности которого будет являться достижение нормативно-допустимых показателей сточных вод, сбрасываемых в водные объекты посредством централизованных систем водоотведения. Ориентировочный срок заключения концессионного соглашения: 2020-2021 годы.
При проведении 27.07.2020 Томской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ с участием Департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Томска обследования водоохраной зоны и акватории /________/ вновь зафиксирован сброс сточных вод через водовыпуск в районе переулка /________/ в месте с координатами N 56.48565°, E 84.98022°. Указанное подтверждается актом осмотра от 27.07.2020.
Кроме того, согласно заключению ОГБУ «Облкомприроды» от 10.08.2020 №34, подготовленного на основании протокола результатов измерений от 03.08.2020 №1369, результатами лабораторных исследований отборов сточной воды подтверждено поступление загрязняющих веществ в водный объект.
В соответствии с ответом Администрации города Томска от 29.07.2020 №5247 решение о предоставлении водного объекта в пользование для отведения сточных вод через данный водовыпуск не получено.
Подпункт «и» п.9 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 23.11.2007 №153, относит к компетенции названного государственного органа принятие решения о предоставлении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и собственности Томской области и расположенных на территории Томской области, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
По информации Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 11.08.2020 №3881 Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска с заявлением о предоставлении права пользования водным объектом с целью сброса сточных вод в указанном месте, не обращался.
В соответствии с информацией от 27.08.2020 №02-04/2656, представленной Департаментом дорожной деятельности и благоустройства администрации г.Томска, сброс через водовыпуск ливневой канализации от /________/ до водовыпуска в /________/ осуществляется без разрешительной документации.
Таким образом, на протяжении значительного периода времени, в нарушение требований природоохранного законодательства, в результате функционирования вышеуказанного объекта системы водоотведения в г. Томске происходит сброс сточных вод в /________/ при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование, что нарушает права лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока суд соглашается с предложенным истцом сроком для исполнения обязательств, принимает во внимание отсутствие доказательств со стороны ответчика о необходимости более длительного срока для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, и учитывает то обстоятельство, что Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды указывалось на необходимость устранения нарушений еще в марте 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожной деятельности и благоустройства администрации г.Томска о возложении обязанности получить решение удовлетворить.
Возложить обязанность на Департамент дорожной деятельности и благоустройства администрации Города Томска не позднее четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды /________/ решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в /________/ с использованием сооружения «Ливневая канализация от /________/ до водовыпуска в /________/», включающего водовыпуск в месте с координатами N 56.48565°, E 84.98022° в районе переулка 3-й Казанский в г.Томске.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись) А.С. Лонь
Мотивированный текст решения изготовлен 26.10.2020.
Верно.
Судья А.С. Лонь
Помощник А.А. Панкратова