Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июня 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе: председательствующего судьи Дурмановой Е.М. при секретаре ФИО3 с участием: истцов ФИО1, ФИО2 представителей ответчиков Минсоцдемографии Самарской области ФИО4 по доверенности, ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» ФИО5 по доверенности рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1715/2021 по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» о признании права на субсидию и признании решения в части незаконным, установил: Кухарец С.Я., Кухарец С.С. обратились в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом уточнений просили: -признать за ФИО2 право на субсидию в сумме 116 137 рублей 36 копеек, ранее выплаченную Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области за период с ДД.ММ.ГГГГФИО1; -признать незаконным решение ответчиков, изложенное в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ в части требования о возврате излишне выплаченной субсидии в размере 116 137 рублей 36 копеек. Исковые требования мотивированы тем, что Кухарец С.С. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Поскольку она занимается домашним хозяйством и воспитывает двух дочерей 2005 и 2015 года рождения, то по ее поручению заявление на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подавал ее супруг Кухарец С.Я. При подаче заявления Кухарец С.Я. ошибочно указал, что является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. По заявлению в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в беззаявительном порядке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ после проверки поданных документов ГКУ «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были назначены и производились выплаты на расчетный счет истца Кухарец С.Я. ДД.ММ.ГГГГ по поручению супруги Кухарец С.Я. подавал вновь заявление на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на новый период и указал, что собственником жилого помещения является Кухарец С.С. После проверки поданных документов ГКУ «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были назначены и производились выплаты на расчетный счет истца Кухарец С.Я. полагая, что информация о собственнике жилого дома, на оплату коммунальных услуг которого и были предоставлены субсидии, не имеет существенного значение, так как собственник жилья Кухарец С.С. состоит в браке с заявителем, ведет общее хозяйство и субсидия использовалась строго по назначению. Получаемые Кухарец С.Я. суммы субсидий передавались для ведения хозяйства и оплаты коммунальных услуг. Кухарец С.С. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомила Отдел назначения адресной социальной помощи по Центральному району, что при оформлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что ее супруг действовал по ее поручению, и что денежные суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг она от Кухарец С.Я. получила все полностью. Главным Управлением социальной защиты населения Центрального округа Кухарец С.Я. направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области прекращена выплата субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, а также выставлено требование о возврате излишне выплаченной субсидии в размере 116 137 рублей 36 копеек. ДД.ММ.ГГГГ Кухарец С.С. уведомлена ответчиками о том, что Кухарец С.Я. не имеет права на указанную субсидию, т.к. не является собственником жилого помещения. В связи с тем, что Кухарец С.С. имела право на получение субсидии в соответствие с Правилами предоставления субсидий, утвержденных постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ начиная с ДД.ММ.ГГГГ, и сумма субсидии, выплаченная ее супругу, в размере 116 137 рублей 36 копеек возврату не подлежит. В судебном заседании истец Кухарец С.Я. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, по доводам и основаниям, изложенным письменно, просил исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснив суду, что, подавая документы на субсидию не знал и не предполагал, что субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется только собственнику жилого помещения. Думал, что если он с супругой одна семья, то субсидия дается на семью. Выплаченная субсидия была направлена именно на те цели для которых была назначена, у них нет задолженности по коммунальным платежам. Он действовал по поручению и с согласия жены, она сидит дома с детьми, занимается хозяйством. Пришел в МФЦ с документами, спросил какие ему положены субсидии, на что сотрудник ему все объяснил, он сдал документы, которые он ему сказал. Считает, что если бы сотрудник МФЦ сказал, что ему субсидия не положена, то с документами пошла бы жена, но ему ничего не сказали, приняли документы, а в последующем назначили субсидию и выплачивали ее до декабря 2020 года. Здесь вина ответчика, почему они не провели документы, хотя должны были это сделать, платили субсидию, зная, что он не вправе ее получать. Истец Кухарец С.С. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме. Пояснив суду, что ее супруг Кухарец С.Я. подавал документы на субсидию по ее поручению и с ее согласия. Субсидия пошла на те цели для которых она была назначена. Она лично с заявлением на предоставлении субсидии не обращалась. Они не знали, что за субсидией должен обращаться именно собственник жилого помещения. У них с супругом все общее. Представители ответчиков Минсоцдемографии Самарской области ФИО4, действующая по доверенности, ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» ФИО5, действующая по доверенности в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласились, просила в иске отказать, по основаниям изложенных в письменных возражениях. Дополнительно пояснив суду, что при подаче документов Кухарец С.Я. обязался в случае изменения каких-либо обстоятельств представить документы. На момент подачи документов он уж не был собственником жилого помещения и заведомо зная об этом предоставил недостоверные сведения и правоустанавливающий документ, который на тот момент уже не имел законной силы. Изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище (статья 40, часть 2, Конституции Российской Федерации) является предусмотренная Жилищным кодексом Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В силу ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 ЖК РФ). В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 утверждены Правила о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Правила). В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 25.12.2012 № 756 утвержден Административный регламент министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Административный регламент). Административным регламентом указан исчерпывающий перечень документов (информации), необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые заявитель должен предоставить самостоятельно. Согласно пп. а п. 2.11 Административного регламента, заявитель, или уполномоченные им лица, действующие на основании доверенности, должны самостоятельно предоставить сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Административным регламентом также предусмотрен исчерпывающий перечень документов и информации, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, организации и запрашиваются органом, предоставляющим государственную услугу, в органах (организациях), в распоряжении которых они находятся, если заявитель не представил такие документы и информацию самостоятельно (п. 2.16). Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ заявитель ФИО1 обратился в Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ему и членам его семьи (заявитель, его жена Кухарец С.С., двое детей <данные изъяты>), к которому был приложен в том числе, правоустанавливающий документ на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (свидетельство №№ о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ), из которого следовало, что ФИО2 и ФИО1 являются долевыми собственниками жилого помещения, на оплату которого он просил предоставить субсидию. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 заключен брачный договор, по которому супруги договариваются о том, что настоящим брачным договором меняется режим общей совместной собственности на имущество, приобретенное супругами в период брака, и устанавливают режим раздельной собственности, собственностью Кухарец С.С. будут являться, в том числе земельный участок, предоставленный под строительство и дальнейшую эксплуатацию индивидуального жилого дома, и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства, назначение жилое, площадь № кв.м., количество этажей 3, в том числе подземных: 1, находящихся по адресу: <адрес>. Согласно брачному договору за Кухарец С.С. с ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ С Правилами предоставления субсидии Кухарец С.Я. был ознакомлен, что подтверждается его подписью в заявлении. На основании представленных документов Кухарец С.Я. была назначена субсидия. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 420 внесены изменения в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Указанным актом определено, что в случае если право на субсидию по оплате коммунальных услуг у граждан, являющихся получателями таких субсидий, истекает в период с 1 апреля до 1 октября 2020 г., то оно автоматически в беззаявительном порядке продлевается сроком на шесть месяцев. При этом сумма субсидии не изменяется. Впоследствии с учетом фактических доходов и расходов она подлежит перерасчету, при этом в случае, если перечисленная сумма окажется больше расчетной, возврат переплаты в бюджет не предусматривается, а если сумма субсидии окажется меньше, чем положено с учетом реальных доходов и затрат, то тогда будет произведена соответствующая доплата. На основании указанного постановления и в связи с тем, что срок субсидии у Кухарец С.Я. истекал в апреле 2020 г. она автоматически в беззаявительном порядке продлилась сроком на шесть месяцев. Пунктом 3 Правил "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Правил) законодатель установил исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение субсидий, к которым относятся: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилых помещений. В силу пункта 8 Правил предоставление субсидии носит заявительный характер и предполагает представление получателем субсидий соответствующего заявления и необходимого комплекта документов при обращении в Уполномоченный орган. Согласно п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. При повторном обращении ДД.ММ.ГГГГ в Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ему и членам его семьи Кухарец С.Я. предоставил в МАУ «МФЦ» пакет документов для предоставления субсидии на новый период, в том числе представил документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором указано, что с ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого помещения по адресу: <адрес> на оплату которого он вновь просил предоставить субсидию, является ФИО2. В связи с указанными обстоятельствами ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» направило межведомственный запрос в Управление Росреестра по Самарской области о предоставлении Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: <адрес>. После получения ответа из Управления Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ за № Государственное казенное учреждение Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» уведомило о прекращении в предоставлении государственной услуги ФИО1, в связи с предоставлением заявителем заведомо недостоверной информации. Указано, что на основании п.3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14ю12.2005 г. №, право являться получателем субсидии у Кухарец С.Я. отсутствует, т.к. право на субсидию имеют собственники жилого помещения. Дополнительно сообщено, что образовалась переплата по субсидии с октября 2019 года по декабрь 2020 года в размере 116 137 рублей 36 копеек, которую необходимо внести на счет Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в течение 10 дней. Обращаясь в суд с иском истец оспаривая решение, считает его незаконным в части возврата денежных средств, поскольку Кухарец С.С. имеет право на эту субсидию, ее супруг Кухарец С.Я. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подавал заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по ее поручению и с ее согласия, субсидия была использована по ее целевому назначению, оснований для возврата денежных средств заявителем, отсутствуют. С указанными доводами суд согласиться не может по следующим основаниям. В силу ч. 2 ст. 159 Жилищного Кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений. В соответствии с п. 3 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии предоставляются гражданам на основании их заявлений, с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Из совокупности вышеуказанных норм законодательства, следует точное и недвусмысленное отражение содержания правового понятия «собственники жилого помещения» (пп. «г» п. 3 Правил), в котором законодатель подразумевает назначение субсидии определенному кругу лиц, при этом не предполагает назначение субсидии гражданам, не относящемуся к кругу лиц, установленных в п. 3 Правил. Подавая документы с целью получения субсидии на конкретное жилое помещение Кухарец С.Я. достоверность представленных сведений подтвердил, и обязался в случае изменения обстоятельств уведомить орган (п.3,4 Заявления). На дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ Кухарец С.Я. не являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ единоличным собственником являлась и является до настоящего времени его супруга Кухарец С.С. Однако подавая документы на предоставлении субсидии на жилое помещение, достоверно зная о том, что он не является собственником, объекта недвижимого имущества, предоставил свидетельство о праве совместной собственности, которое на дату подачи документов законной силы не имело. Таким образом Кухарец С.Я. предоставил заведомо недостоверную информацию, имеющую существенное значение для предоставления субсидии. В связи с тем, что Кухарец С.Я. подавал документы через МАУ «МФЦ», сотрудником которого были проверены подлинность поданных документов, а также учитывая, что указом Президента меры социальной поддержки продлены в автоматическом режиме в беззаявительном порядке, ответчик не проверял достоверность предоставленных заявителем Кухарец С.Я. сведений для получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Истцы просят признать за Кухарец С.С. право на субсидию в сумме № копеек, ранее выплаченную Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области за период с ДД.ММ.ГГГГ Кухарец С.Я. Поскольку предоставление субсидии носит заявительный характер, после подачи заявления о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием сведений, указанных в п.8 Правил, только уполномоченный орган разрешает вопрос о наличии либо отсутствии права на предоставление субсидии и расчете ее размера, но поскольку в спорный период времени Кухарец С.С. с заявлением о предоставлении субсидии в уполномоченный орган не обращалась право на субсидию, выплаченную с октября 2019 по декабрь 2020 гг. Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1, у нее не возникло. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Кухарец С.Я. не имел право на субсидию поскольку не являлся собственником жилого помещения, а у Кухарец С.С. не возникло право на эту субсидию, поскольку с заявлением о назначении субсидии в спорный период времени она не обращалась, в связи с чем считает распоряжение ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ выплаты субсидии Кухарец С.Я. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг вынесено законно и обоснованно и не находит оснований для признания за ФИО2 право на субсидию в сумме 116 137 рублей 36 копеек, выплаченных Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области ФИО1. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд, решил: В удовлетворении искового заявления ФИО1, ФИО2 к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГКУ СО «ГУСЗН Центрального округа» о признании права на субсидию и признании решения в части незаконным - отказать Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.М. Дурманова Решение изготовлено в окончательной форме 22 июня 2021 года Судья Е.М. Дурманова |