ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1716/2021 от 20.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2-1716/2021

УИД 59RS0004-01-2021-001953-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 20 апреля 2021 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гладковой О.В.,

при секретаре судебного заседания Апкиной А.А.,

с участием помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Перми – Вавилина В.С.,

представителя ответчика администрации г.Перми – Ходыревой Н.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пермь гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Перми о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

прокурор Орджоникидзевского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Перми о возложении обязанности. В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Перми проведена проверка по вопросу ненадлежащего содержания дороги в зоне индивидуальной жилой застройки, автомобильной дороги по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая» (перекресток с ул. Карбышева), отсутствия уличного освещения в микрорайоне «Нижняя Мостовая», а также по ул. Репина, от ул. Репина, д. 98 до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая». Постановлением Администрации г. Перми от 02.06.2009 №298 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми. Автомобильная дорога по ул. Репина г. Перми является автомобильной дорогой общего пользования местного значения г. Перми 3 эксплуатационной категории содержания. Прокуратурой района с участием сотрудника отделения дорожного надзора Отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Перми проведена проверка соблюдения требовании безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая». В ходе проверки установлено, что продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части на данном участке улично-дорожной сети не соответствует требованиям п. 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные дороги, и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно число просветов под рейкой превышает 12 (составило до 15 просветов), максимальный просвет под рейкой составил 45 мм. Также, на проезжей части обследуемого участка дороги выявлены многочисленные проломы (трещины), просадки и мелкие выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Также установлено, что дорожные знаки, предусмотренные действующим проектом организации дорожного движения, на данном участке улично-дорожной сети отсутствуют в полном объеме. Дорога по ул. Нижняя Мостовая относится к IV эксплуатационной категории и имеет сложный рельеф (наличие спусков, подъемов, заужений, примыкание к объектам водного и лесного хозяйства). Имеется заужение полосы отвода автомобильной дороги в рамках требований безопасности дорожного движения, отсутствуют тротуары. Также в ходе проверки установлено, что не организовано освещение, отсутствуют сети наружного освещения в микрорайоне индивидуальной жилой застройки «Нижняя Мостовая», вдоль автомобильной дороги по ул. Репина, от ул. Репина, д. 98 до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая», микрорайоне «Заозерье» (улицы Староазовская, Затонская, Пароходная, Заозерская, Шкиперов, Палубная, Речников, общая протяженность необеспеченных освещением улиц микрорайона - 7, 8 км). Департаментом дорог и благоустройства планируется организовать освещение микрорайона «Заозерье» к 2027 году, выполнение проектно-изыскательских работ по строительству сетей наружного освещения в микрорайоне «Нижняя Мостовая» запланировано на 2022-2023 годы. Указанные сроки организации освещения нарушают права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения. Несвоевременная организация освещения улиц со стороны администрации города Перми не только нарушает законные интересы граждан, но и служит причиной не достижения основных целей и задач деятельности органов местного самоуправления.

Просит возложить на администрацию города Перми обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ:

-привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильную дорогу по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая», автомобильную дорогу по ул. Нижняя Мостовая, в том числе установку дорожных знаков, предусмотренных проектом организации дорожного движения;

-обеспечить организацию и функционирование системы наружного освещения в микрорайоне индивидуальной жилой застройки «Нижняя Мостовая», вдоль автомобильной дороги по ул. Репина, от ул. Репина, д. 98 до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая», микрорайоне «Заозерье» (улицы Староазовская, Затонская, Пароходная, Заозерская, Шкиперов, Палубная, Речников, общая протяженность необеспеченных освещением улиц микрорайона - 7, 8 км).

Помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Перми Вавилин В.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г.Перми, третьего лица Департамента дорог и благоустройства администрации г.Перми – Ходырева Н.В., действующая на основании доверенности от 15.12.2020, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В письменном отзыве на исковое заявление указала, что Администрация города Перми по требованиям прокуратуры Орджоникидзевского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по приведению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильной дороги по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая», не является надлежащим ответчиком. В соответствии с пунктом 1.2 Типового Положения о территориальных органах администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 №7, территориальный орган администрации города Перми – администрация создается для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно-распорядительных функций на соответствующей территории. В силу пункта 3.2.7.2 Типового Положения, территориальные органы администрации города Перми организуют и контролируют мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе в микрорайонах частной застройки, внутриквартальных проездов. Между МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» и ООО «Бор» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию и ремонту улиц и автомобильных дорог в Орджоникидзевском районе города Перми (ЛОТ №2) от 30.07.2019 №51/19. В целях повышения уровня благоустройства территории города Перми, создание качественной и эффективной системы уличного освещения, Постановлением администрации города Перми от 30.03.2021 №217 утверждены изменения в муниципальную программу «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми», утвержденную Постановлением администрации города Перми от 19.10.2020 №1050. Согласно п. 4.5.24.2 утвержденных изменений таблицы 28 указанной программы, предусмотрена разработка проектно-сметной документации по строительству сетей наружного освещения в микрорайонах Нижняя Мостовая, дорога по ул. Репина, год реализации - 2022, выделенный объем финансирования 3215,2400 тыс.руб., СМР, год реализации - 2023, выделенный объем финансирования 3571,695650 тыс. руб. Требования прокуратуры Орджоникидзевского района города Перми в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности обеспечить организацию системы наружного освещения в микрорайоне индивидуальной жилой застройки «Нижняя Мостовая» в срок до 01.09.2023 исполнены. Микрорайон «Заозерье» (улицы Староазовская, Затонская, Пароходная, Заозерская, Шкиперов, Палубная, Речников, общей протяженностью 7,8 км.) не включен в указанную муниципальную программу. В настоящий период администрацией города Перми, департаментом подготовлен План-график мероприятий объектов, планируемых к выполнению на ПИР и СМР сетей наружного освещения в 2024-2025 годах, в который включен микрорайон «Заозерье». В случае удовлетворения требований в части возложения обязанности по обеспечению организации и функционирование системы наружного освещения в микрорайоне «Заозерье», определить срок для его исполнения, не ранее 2025 года.

Представитель третьего лица администрации Орджоникидзевского района г.Перми – Сурнина В.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В письменном отзыве на иск указала, что администрация района в сфере внешнего благоустройства, согласно п.п. 3.2.7.1 Типового положения организует и контролирует осуществление мероприятий по капитальному ремонту внутриквартальных проездов, дорог в микрорайонах частной застройки в пределах территории района. На основании решения Пермской городской Думы от 24.03.2020 №72 «О внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в части передачи полномочий по организации дорожной деятельности» с 01.04.2020 администрация района: п.п. 3.2.7.14. обеспечивает разработку планов по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также по обустройству автомобильных дорог общего пользования местного значения ограждениями и направляющими устройствами, дорожными знаками.

Представитель третьего лица МКУ «Пермблагоустройство» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Отдела ГИБДД Управления МВД России по г.Перми в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ «О безопасности дорожного движения») ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как следует из ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ), дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу пп. 1, 6, 10 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и осуществлением дорожной деятельности в Пермском крае, регулирует Закон Пермского края от 14.11.2008 №326-ПК «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (далее – Закон Пермского края от 14.11.2008 №326-ПК).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Орджоникидзевского района г.Перми проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая».

Также прокуратурой района с участием сотрудника отделения дорожного надзора Отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Перми проведена проверка соблюдения требовании безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая».

В ходе прокурорской проверки установлено, что продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части на данном участке улично-дорожной сети не соответствует требованиям п. 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные дороги, и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно число просветов под рейкой превышает 12 (составило до 15 просветов), максимальный просвет под рейкой составил 45 мм. Также, на проезжей части обследуемого участка дороги выявлены многочисленные проломы (трещины), просадки и мелкие выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Дорожные знаки, предусмотренные действующим проектом организации дорожного движения, на данном участке улично-дорожной сети отсутствуют в полном объеме. Дорога по ул. Нижняя Мостовая относится к IV эксплуатационной категории и имеет сложный рельеф (наличие спусков, подъемов, заужений, примыкание к объектам водного и лесного хозяйства). Имеется заужение полосы отвода автомобильной дороги в рамках требований безопасности дорожного движения, отсутствуют тротуары. Не организовано освещение (отсутствуют сети наружного освещения) в микрорайоне индивидуальной жилой застройки «Нижняя Мостовая», вдоль автомобильной дороги по ул. Репина, от ул. Репина, д. 98 до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая» микрорайоне «Заозерье» (улицы Староазовская, Затонская, Пароходная, Заозерская, Шкиперов, Палубная, Речников, общая протяженность необеспеченных освещением улиц микрорайона - 7, 8 км) (л.д. 17-19, 24-26).

По фактам выявленных нарушений составлены акты от 02.11.2020 (л.д 24-26).

10.11.2020 главе администрации г.Перми прокурором Орджоникидзевского района г.Перми внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в сфере благоустройства, связи, о безопасности дорожного движения (л.д. 27-29).

Относительно заявленного прокурором требования о приведении в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильной дороги по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая», автомобильной дороги по ул. Нижняя Мостовая, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 6 ст. 48 Устава г.Перми, утв. решением Пермской городской Думой от 25.08.2015 №150, территориальные органы администрации города учреждаются Думой в целях обеспечения управления внутригородскими территориями (районами) города и действуют на основании типового положения о них, утверждаемого Думой.

Согласно п. 5 ст. 11 Устава г.Перми к вопросам местного значения Пермского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми организует в границах города Перми электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом; в соответствии с законодательством осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города Перми (пп. 19, 20 ст. 49 Устава г.Перми).

Решением Пермской городской Думы от 25.06.2019 №141 утверждено положение о Департаменте транспорта администрации города Перми, о Департаменте дорог и благоустройства администрации города Перми.

Согласно пп. 2.2.1, 2.2.4 указанного Положения организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Перми, за исключением отдельных функций в области осуществления дорожной деятельности, исполнение которых отнесено к функциям иных функциональных и территориальных органов администрации города Перми, организация строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания искусственных дорожных сооружений, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Перми; организация дорожного движения и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах города Перми являются основными задачами функционального органа администрации города Перми – Департамента дорог и благоустройства.

В рамках обеспечения на административной территории района нормативное состояние улично-дорожной сети, благоустройства, функции муниципального заказчика по размещению муниципального заказа на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту дорог местного значения, остановочных пунктов, дорог в микрорайонах частной застройки, искусственных неровностей, по содержанию и ремонту дорожных ограждений осуществляет МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» (Постановление администрации города Перми от 31.07.2008 №716).

Постановлением Администрации г. Перми от 02.06.2009 №298 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми.

Автомобильная дорога по ул. Репина г. Перми является автомобильной дорогой общего пользования местного значения г. Перми 3 эксплуатационной категории содержания.Дорога по ул. Нижняя Мостовая относится к IV эксплуатационной категории содержания.

30.07.2019 между МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» (заказчик) и ООО «Бор» (подрядчик) заключен муниципальный контракт №51/19 на выполнение работ по содержанию и ремонту улиц и автомобильных дорог в Орджоникидзевском районе города Перми (ЛОТ №2).

Согласно п. 1.1 муниципального контракта заказчик поручает и оплачивает, а подрядчик принимает на себя обязательства качественно выполнять работы по содержанию и ремонту улиц и автомобильных дорог, указанных в Приложении №1 к контракту, с проведением регулярного осмотра объекта.

Из п.1.2 муниципального контракта следует, что работы по содержанию и ремонту улиц и автомобильных дорог выполняются в отношении конструктивных элементов и элементов обустройства объекта, которые в результате должны обеспечивать: а) ежедневное состояние конструктивных элементов и элементов обустройства улиц и автомобильных дорог в границах объекта в соответствии с требованиями нормативных документов, указанных в приложении №10 к контракту, в зависимости от установленных для улиц и автомобильных дорог в границах объекта эксплуатационной категории и уровня содержания улиц и автомобильных дорог в границах объекта, с применением видов работ и технологий в зависимости от фактических погодных условий; б) постоянное и бесперебойное движение автотранспорта и пешеходов на объекте; в) безопасность дорожного движения на улицах и автомобильных дорогах в границах объекта; г) сохранность улиц и автомобильных дорог в границах объекта, в том числе конструктивных элементов и элементов обустройства улиц и дорог, а также наличие фиксации иных элементов, расположенных в границах автомобильных дорог, являющихся составной проезжей или пешеходной частей дороги.

В соответствии с п. 2.1.1 муниципального контракта качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям действующего законодательства, правовым актам г.Перми, условиям данного контракта, с соблюдением требований нормативной документации, в том числе СНиП, ГОСТ, указанных в приложение №10 к контракту.

Из п.3.2 контракта следует, что окончание производства работ 20.07.2024.

Согласно Приложению №1 к муниципальному контракту в перечень улиц и автомобильных дорог, с указанием эксплуатационной категории содержания и объема работ, включена дорога Нижняя Мостовая, ул. Репина.

В соответствии с пп. 6.1.5, 6.1.7, 6.1.9 муниципального контракта подрядчик обязан в срок до 1 июня соответствующего года выполнить на объекте работы по ремонту проезжей части, в объеме не менее 70% от графика исполнения контракта (на 2020-2023 годы), не менее 90% от годового плана работ (на 2024 год); систем водоотвода (водоотводные канавы и верхнее строение колодцев ливневой канализации); обеспечить сохранность конструктивных элементов и элементов обустройства объекта, а также наличие фиксации иных элементов (в том числе крышки люков смотровых колодцев, решеток ливневой канализации, ограждающие и разделительные устройства), расположенных в границах объектов, в том числе при производстве работ, а также принимать участие в выявлении лиц, виновных в нанесении ущерба объекту, в том числе конструктивным элементам и элементам обустройства улиц и дорог; ежедневно осуществлять осмотр объекта; фиксировать обнаруженные дефекты и иные факты причинения ущерба объекту, конструктивным элементам, элементам обустройства и иным элементам объекта, в журнале осмотра объектов содержания.

Учитывая изложенное, выполнение работ по содержанию и ремонту, приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильной дороги по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая», автомобильной дороги по ул. Нижняя Мостовая, осуществляется в рамках муниципального контракта от 30.07.2019 №51/19.

Кроме того, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что администрация г.Перми не является надлежащим ответчиком.

В соответствии с п. 3.2.7.1 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, территориальный орган администрации города Перми организует и контролирует осуществление мероприятий по капитальному ремонту внутриквартальных проездов, дорог в микрорайонах частной застройки в пределах территории района (поселка Новые Ляды).

Территориальные органы администрации города Перми организуют и контролируют мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе в микрорайонах частной застройки, внутриквартальных проездов (п. 3.2.7.2 Типового Положения).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нормативное положение части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ имеет характер общей нормы. Оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения (Постановление КС РФ от 29.03.2011 №2-П, определения КС РФ от 09.11.2017 №2516-0).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ администрация Орджоникидзевского района г.Перми является самостоятельным юридическим лицом.

Таким образом, полномочия по организации и контролю мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляют территориальные органы администрации г.Перми.

На основании изложенного, учитывая, что выполнение работ по содержанию и ремонту, приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильной дороги по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая», автомобильной дороги по ул. Нижняя Мостовая, осуществляется в рамках муниципального контракта от 30.07.2019 №51/19, исковые требования прокурора в данной части подлежат оставлению без удовлетворения.

Относительно заявленного прокурором требования об установке дорожных знаков, предусмотренных проектом организации дорожного движения, на автомобильной дороге по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая», автомобильной дороге по ул. Нижняя Мостовая, суд приходит к следующим выводам.

Требования к дорожным знакам установлены ГОСТ 32945-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования» (далее – ГОСТ 32945-2014).

Согласно п. 3.3 ГОСТ 32945-2014 дорожный знак (знак) – техническое средство организации движения с обозначениями и/или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов.

Технические требования к установке дорожных знаков закреплены в ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (далее – ГОСТ Р 52290-2004).

Из материалов дела следует, что 15.01.2021 между МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» и ИП Калининым В.А. заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию дорожных знаков на улично-дорожной сети в Орджоникидзевском районе.

22.01.2021 администрацией Орджоникидзевского района г.Перми в адрес Департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми направлено письмо о выделении дополнительного финансирования для реализации действующих проектов организации дорожного движения на территории Орджоникидзевского района по установке дорожных знаков, нанесению дорожной разметки, монтажу дорожных ограждений.

12.04.2021 МКУ «Благоустройство Орджоникидзевского района» обратилось в администрацию Орджоникидзевского района г.Перми с запросом на выделение дополнительного финансирования для включения в перечень работ по установке дорожных знаков участка дороги от ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая».

На момент рассмотрения дела участок дороги от ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая» не включен в перечень работ по установке дорожных знаков в рамках муниципального контракта от 15.01.2021.

Таким образом, требования прокурора в данной части являются обоснованными.

Вместе с тем, исковые требования об установке дорожных знаков, предусмотренных проектом организации дорожного движения, на автомобильной дороге по ул. Репина от разворотного кольца общественного транспорта в 10-м микрорайоне (перекресток с ул. Карбышева) до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая», автомобильной дороге по ул. Нижняя Мостовая, предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Согласно п. 1.2 Положения о департаменте дорог и благоустройства администрации города Перми, департамент является функциональным органом администрации города Перми, наделенным исполнительно-распорядительными функциями.

Организация дорожного движения и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах города Перми относятся к полномочиям Департамента дорог и благоустройства администрации города Перми (п.2.2.4 Положения).

В силу п. 3.1.4.3 Положения Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми организует и контролирует осуществление мероприятий по обустройству автомобильных дорог общего пользования местного значения дорожными знаками с внутренним и внешним освещением.

Обеспечение разработки планов по обустройству автомобильных дорог общего пользования местного значения дорожными знаками (за исключением дорожных знаков с внутренним и внешним освещением); организация и контроль осуществления мероприятий по обустройству автомобильных дорог общего пользования местного значения дорожными знаками (за исключением дорожных знаков с внутренним и внешним освещением) относится к полномочиям территориального органа администрации г.Перми (пп. 3.2.7.14, 3.2.7.21 Типового Положения).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми является самостоятельным юридическим лицом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация г.Перми не является надлежащим ответчиком по требованию об установке дорожных знаков, поскольку данные полномочия осуществляет Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми, в связи с чем исковые требования прокурора в данной части подлежат оставлению без удовлетворения.

Относительно заявленного прокурором требования об обеспечении организации и функционирования системы наружного освещения в микрорайоне индивидуальной жилой застройки «Нижняя Мостовая», вдоль автомобильной дороги по ул. Репина, от ул.Репина, д. 98 до разворотного кольца общественного транспорта в микрорайоне «Нижняя Мостовая», суд приходит к следующим выводам.

Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, п. 4 ст. 11 Устава г.Перми).

Согласно заключению от 22.06.2020 №059-24-01.-36/3-1076 департамента дорог и благоустройства администрации г. Перми принято решение о целесообразности передачи в муниципальную собственность сеть наружного освещения, расположенную по ул. Репина от ул. Репина, 86 до ул. Репина, 98 (остановка «Изоляторный завод»), исключая линию освещения проезда от ул. Репина к зданию заводоуправления по ул.Репина, 98. В отношении сети наружного освещения на участке от ул. Репина, 98 до остановки «Нижняя Мостовая» принято решение о нецелесообразности передачи в муниципальную собственность, поскольку отсутствует информация, определяющая принадлежность выявленного бесхозяйного имущества к сетям наружного освещения.

27.01.2021 администрацией района в департамент имущественных отношений администрации г. Перми направлен пакет документов для приобретения в муниципальную собственность сеть наружного освещения, расположенную по ул. Репина от ул. Репина, 86 до ул. Репина, 98 (остановка «Изоляторный завод»), исключая линию освещения проезда от ул. Репина к зданию заводоуправления по ул. Репина.

19.10.2020 постановлением администрации г.Перми утверждена муниципальная программа «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми».

30.03.2021 на основании постановления администрации города Перми №217 утверждены изменения в муниципальную программу «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми».

В соответствии с п. 4.5.24.2 строки 11, 12, 13 муниципальной программы изложены в новой редакции: предусмотрена разработка проектно-сметной документации по строительству сетей наружного освещения в микрорайонах Нижняя Мостовая, дорога по ул. Репина, год реализации – 2022, выделенный объем финансирования 3215,2400 тыс.руб., год реализации – 2023, выделенный объем финансирования 3571,695650 тыс. руб.

На основании изложенного, учитывая, что мероприятия по разработке проектно-сметной документации по строительству сетей наружного освещения в микрорайонах Нижняя Мостовая, по ул. Репина, 30.03.2021 включены в муниципальную программу «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми», обязанность администрации г.Перми обеспечить организацию системы наружного освещения в микрорайоне индивидуальной жилой застройки «Нижняя Мостовая» исполнена, в связи с чем исковые требования прокурора в данной части подлежат оставлению без удовлетворения.

Относительно заявленного прокурором требования об обеспечении организации и функционирования системы наружного освещения в микрорайоне в микрорайоне «Заозерье» (улицы Староазовская, Затонская, Пароходная, Заозерская, Шкиперов, Палубная, Речников, общей протяженностью 7,8 км), суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что микрорайон «Заозерье» (улицы Староазовская, Затонская, Пароходная, Заозерская, Шкиперов, Палубная, Речников, общей протяженностью 7,8 км.) не включен в муниципальную программу «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми».

Таким образом, в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, п. 4 ст. 11 Устава г.Перми исковые требования прокурора по обеспечению организации системы наружного освещения в микрорайоне «Заозерье» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Оснований для возложения на администрацию г.Перми обязанности обеспечить функционирование системы наружного освещения суд не усматривает, поскольку согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, п. 5 ст.11 Устава г.Перми к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Пермского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном случае термин «обеспечение функционирования» применяется в отношении парковок (парковочных мест). Ни Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ, ни Устава г.Перми не возлагают на орган местного самоуправления обязанность обеспечить функционирование системы наружного освещения.

Таким образом, оснований, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, для возложения на администрацию г.Перми обязанность обеспечить функционирование системы наружного освещения не имеется.

В ходе судебного заседания установлено, что администрацией города Перми, департаментом подготовлен План-график мероприятий объектов, планируемых к выполнению на проектирование и строительство сетей наружного освещения в 2024-2025 годах, в который включен микрорайон «Заозерье».

Доводы ответчика администрации г.Перми о плановом характере мероприятий по организации наружного освещения, не являются основанием для его освобождения от обязанности устранения нарушений в области дорожной безопасности. Ответчик не лишен права осуществлять устранение выявленных нарушений с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и урегулировать свои финансовые взаимоотношения с участниками бюджетной системы.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (части 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Поскольку необходимость установления судом срока для исполнения ответчиком возложенной обязанности прямо предусмотрена статьей 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить такой срок.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях организации системы наружного освещения в микрорайоне в микрорайоне «Заозерье» (улицы Староазовская, Затонская, Пароходная, Заозерская, Шкиперов, Палубная, Речников, общей протяженностью 7,8 км), суд находит разумным установить срок исполнения возложенной на администрацию г.Перми обязанности – не позднее 01.09.2024.

Доводы представителя ответчика о том, что данный вид работ может быть реализован лишь к 2025 году, суд находит несостоятельными, поскольку установление столь длительного срока исполнения решения противоречило бы положениям статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, необоснованно затягивало было приведение содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов, негативно влияло бы на организацию дорожного движения.

В случае, если в указанный срок решение ответчиком не сможет быть исполнено, при наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г.Перми о возложении обязанности удовлетворить частично.

Обязать администрацию г.Перми обеспечить организацию системы наружного освещения в микрорайоне «Заозерье» (улицы Староазовская, Затонская, Пароходная, Заозерская, шкиперов, Палубная, Речников, общей протяженностью 7,8 км).

Установить срок исполнения возложенной обязанности – не позднее 01.09.2024.

В удовлетворении остальных исковых требований прокурора Орджоникидзевского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Перми о возложении обязанности – отказать.

На решение может быть принесена апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья (подпись) О.В. Гладкова

Копия верна. Судья

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2021.

Подлинник данного судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г.Перми № 2-1716/2021.