Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2022 года
Дело № 2-1716/2022
66RS0022-01-2022-001484-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года г. Березовский
Свердловская область
Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Плотниковой М.П., при секретаре судебного заседания Вареник К.В., с участием помощника прокурора г. Березовского Свердловской области Шевцовой Е.А., представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию Березовское водо-канализационное хозяйство «Водоканал» о возложении обязанности произвести ремонт,
установил:
прокурор г. Березовского Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МУП БВКХ «Водоканал» о возложении обязанности произвести ремонт, в котором просит обязать МУП БВКХ «Водоканал» в срок не позднее 31.12.2022 произвести ремонт колодцев, самотечного коллектора от КК-972/3 (ул. Толбухина, 6) до КК по ул. Ленина – ул. Уральская на участке от ул. Академика ФИО2 до ЕКАДа протяженностью 440 м. В обоснование исковых требований истец указывает, что прокуратурой г. Березовского в рамках надзора в жилищно-коммунальной сфере проведена проверка исполнения законодательства о содержании инженерных коммунальных сетей Березовского городского округа. В ходе анализа представленной органом местного самоуправления информации о состоянии сетей водоснабжения на территории округа установлено, что самотечный коллектор от КК-972/3 (ул. Толбухина, 6) до КК по ул. Ленина – ул. Уральская на участке от ул. Академика ФИО2 до ЕКАДа протяженностью 440 м. нуждается в проведении капитально: ремонта (ремонт колодцев, ремонт коллекторов). Место расположения участка сети – на участке от ул. Академика ФИО2 до ЕКАДа. Степень износа, аварийность участка сети водоснабжения по состоянию на текущий момент 2022 года составляет 80 %. Данное обстоятельство привело к тому, что на указанном участке сети повышен риск возникновения аварийной ситуации. Посредством данного участка сети водоснабжения обеспечивается получение услуги холодного водоснабжения 35 жилых домов, 4914 человек. На основании Распоряжения администрации Березовского городского округа от 01.07.2013 № 79указанный участок сети водоснабжения, являющийся муниципальной собственностью, передан в хозяйственное ведение МУП «БВКХ Водоканал». По информации органа местного самоуправления количество денежных средств, необходимых для проведения указанных мероприятий 8986,11 тыс. руб., срок проведения работ 2022 год. Учитывая изложенное, водопровод по указанному адресу в связи длительным сроком эксплуатации пришел в крайне неудовлетворительное техническое состояние, и его дальнейшая эксплуатация может привести нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия пользования питьевой системы водоснабжения, и в случае отсутствия источника финансирования ремонтных работ необходимо согласовать вывод из эксплуатации аварийного водопровода. Ненадлежащее состояние системы холодного водоснабжения, своевременное не проведение ремонтных работ может в любой момент привести к выходу системы из строя, возникновению перебоев поставки холодной воды жителям округа, что безусловно повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (л.д. 3-4).
В судебном заседании помощник прокурора г. Березовского Свердловской области Шевцова Е.А. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика МУП БВКХ «Водоканал» ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что договор подряда по выполнению работ по капитальному ремонту уже заключен, срок выполнения работ до 04.10.2022. В ближайшие дни работы по данному участку будут завершены.
Представитель третьего лица администрации Берёзовского городского округа Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащем образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался, каких-либо ходатайств и возражений по иску от третьего лица в адрес суда не поступало.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца, суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения помощника прокурора Шевцовой Е.А., представителя ответчика ФИО1, исследовав письменные доказательства, оценивая представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Предъявляя иск в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор г. Березовского Свердловской области действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом с целью предупреждения и пресечения терроризма, влияющие на безопасность несовершеннолетних.
Согласно ст. ст. 2, 15, 38 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265); право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268); сервитуты (статьи 274, 277); право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из анализа норм ст. 294, ч. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что муниципальное унитарное предприятие обязано нести бремя содержания имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, в том числе проводить ремонтные работы переданного имущества.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела МУП БВКХ «Водоканал», создано на основании постановления главы Берёзовского городского округа № 282 от 17.07.2006 «О создании муниципального унитарного предприятия Берёзовское водо-канализационное хозяйство «Водоканал». Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения (п. 1.1, 1.4 Устава МУП БВКХ «Водоканал»).
Целью деятельности Предприятия является обеспечение бесперебойной работы муниципальных объектов и систем водоснабжения при обслуживании населения Березовского городского округа, рациональное и целевое использование ресурсов и средств, выделяемых из бюджета города для обеспечения и развития отрасли (п. 5.1 Устава МУП БВКХ «Водоканал»).
Прокуратурой города Березовского в рамках надзора в жилищно-коммунальной сфере проведена проверка исполнения законодательства о содержании инженерных коммунальных сетей Березовского городского округа.
В ходе анализа представленной органом местного самоуправления информации о состоянии сетей водоснабжения на территории округа установлено, что самотечный коллектор от КК-972/3 (ул. Толбухина, 6) до КК по ул. Ленина – ул. Уральская на участке от ул. Академика ФИО2 до ЕКАДа протяженностью 440 м. нуждается в проведении капитально: ремонта (ремонт колодцев, ремонт коллекторов). Место расположения участка сети – на участке от ул. Академика ФИО2 до ЕКАДа. Степень износа, аварийность участка сети водоснабжения по состоянию на текущий момент 2022 года составляет 80 %. Данное обстоятельство привело к тому, что на указанном участке сети повышен риск возникновения аварийной ситуации. Посредством данного участка сети водоснабжения обеспечивается получение услуги холодного водоснабжения 35 жилых домов, 4914 человек.
На основании Распоряжения администрации Березовского городского округа от 01.07.2013 № 79указанный участок сети водоснабжения, являющийся муниципальной собственностью, передан в хозяйственное ведение МУП «БВКХ Водоканал».
По информации органа местного самоуправления количество денежных средств, необходимых для проведения указанных мероприятий 8986,11 тыс. руб., срок проведения работ 2022 год.
Согласно п. 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 № 168 «Об утверждении «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.
В силу п. 2.10.20 Правил к капитальному ремонту на сети относятся работы по: сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб; замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей; ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб; защите сети от коррозии и электрокоррозии блуждающими токами; ликвидации повреждений дюкеров и переходов под путями и др.
Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утверждены приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр «Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей».
Согласно пункта 19 Требований, износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы. В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы. В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Как следует из договора подряда № 2022.81951 на выполнение работ по капитальному ремонту сети водопровода от 29.06.2022, заключенный между МУП БВКХ «Водоканал» и подрядчиком ООО «СтройЭра», строительно-монтажные работы по капитальному ремонту сети водопровода, заявленной истцом буду выполнены не позднее 80 календарных дней со дня заключения договора.
Исходя из вышесказанного, в ходе рассмотрения дела судом установлено и не оспаривается лицами, участвующим в деле, что обязанность обеспечения бесперебойной работы муниципальных объектов и систем водоснабжения при обслуживании населения Березовского городского округа возложена на МПУ БВКХ «Водоканал».
Ненадлежащее состояние системы холодного водоснабжения, своевременное не проведение ремонтных работ может привести к выходу системы из строя, возникновению перебоев поставки холодной воды жителям округа, что повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора г. Березовского, предъявленные к МУП БВКХ «Водоканал» о возложении обязанности в срок не позднее 31.12.2022 произвести ремонт колодцев, самотечного коллектора от КК-972/3 (ул. Толбухина, 6) до КК по ул. Ленина – ул. Уральская на участке от ул. Академика ФИО2 до ЕКАДа протяженностью 440 м., являются обоснованными.
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, время для сбора доказательств в подтверждение своих доводов ответчику представлялось достаточное, ходатайств к суду в порядке ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от ответчика не поступало. При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Березовского Свердловской области, суд считает необходимым установить срок для исполнения возложенной на МУП БВКХ «Водоканал» обязанности произвести ремонт колодцев, самотечного коллектора от КК-972/3 (ул. Толбухина, 6) до КК по ул. Ленина – ул. Уральская на участке от ул. Академика ФИО2 до ЕКАДа протяженностью 440 м. в срок не позднее 31.12.2022, который отвечает требованиям разумности и достаточности.
В силу ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Согласно ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, подлежит зачислению в бюджет муниципального района, то есть должна взыскиваться в доход местного бюджета.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворённым исковым требованиям.
Таким образом, с ответчика МУП БВКХ «Водоканал» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
При вынесении решения суд оценивает исследованные доказательства в их совокупности, учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, все участники процесса согласились на окончании рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Березовского Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию Березовское водо-канализационное хозяйство «Водоканал» о возложении обязанности произвести ремонт, удовлетворить.
Возложить на муниципальному унитарному предприятию Березовское водо-канализационное хозяйство «Водоканал» (ОГРН <***>) обязанность в срок не позднее 31.12.2022 произвести ремонт колодцев, самотечного коллектора от КК-972/3 (ул. Толбухина, 6) до КК по ул. Ленина – ул. Уральская на участке от ул. Академика ФИО2 до ЕКАДа протяженностью 440 м.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Березовское водо-канализационное хозяйство «Водоканал» (ОГРН <***>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Березовский городской суд Свердловской области.
Председательствующий М.П. Плотникова