ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1717/2013 от 30.01.2013 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

Председательствующего судьи Шипуновой М.Н.,

при секретаре Дорошенко К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО « Тройка» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском и, уточнив требования, просила обязать ответчика произвести замену автомобиля Форд, 2011г. выпуска, на новый автомобиль такой же марки ( модели, комплектации) 2013 года выпуска, взыскать компенсацию морального вреда 100000 рублей.

В обоснование требований истец указал, что 06. 12. 2011г. между сторонами заключен договор купли-продажи автомобиля Форд стоимостью 635842 рублей, в том числе НДС 18 %, 22.12. 2011г. автомобиль передан истцу. При покупке в ООО « Тройка» указанного автомобиля ФИО1 не была извещена о факт несоответствия тона цвета задней правой двери от общего цвета автомобиля, несмотря на обращение с претензией о соразмерном уменьшении цены автомобиля вследствие обнаруженного недостатка, а впоследствии - о замене автомобиля, ответчик от исполнения требований отказался, чем нарушил ее права потребителя.

В судебном заседании доверенное лицо истицы ФИО1 ФИО2 исковые требования о замене автомобиля Форд на автомобиль такой же марки ( модели, комплектации) 2013 года выпуска поддержал, взыскании компенсации морального вреда, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ООО « Тройка» ФИО3 не возражала против изначально заявленных требований истца о соразмерном уменьшении цены автомобиля вследствие обнаруженного недостатка и соответствующем перерасчете покупной цены либо в судебном заседании предложено устранить недостаток путем замены двери.

Исследовав и огласив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что 06.12. 2011г. между ФИО1 и ООО « Тройка» заключен договор купли-продажи автомобиля Форд, модель и комплектация которого указаны в Приложении , общей стоимостью 635842 рублей, в том числе НДС 18% ( л.д. 9-10). Оплата цены договора произведена истцом в полном объеме частично за счет собственных средств, частично за счет получения кредита в банке, кредит в настоящий момент погашается, что подтверждается кассовыми чеками, товаро-сопроводительными документами ( л.д. 14-16).

Акт приема- передачи от 26. 12. 2011г. подтверждает передачу автомобиля истцу ( л.д. 11).

Согласно ст. 4 Закона РФ « О защите прав потребителей», продавец ( исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара ( работы, услуги) продавец ( исполнитель) обязан передать потребителю товар ( выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодной для целей, для которых товар ( работа, услуга) такого рода обычно используется.

Согласно акту проверки качества транспортного средства ООО « Тройка » от 11.01. 2012г. в транспортном средстве Ford Focus VIN 2011 г. выпуска обнаружен дефект – различие цветового тона правой задней двери от общего тона автомобиля. Недостаток – не эксплуатационный, следов снятия двери, снятия обшивки двери не обнаружено. Внешних воздействий на лакокрасочном покрытии не обнаружено, недостаток появился в процессе изготовления автомобиля на заводе - изготовителе ( л.д. 5-8 ).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона « О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Автотранспортные средства включены в Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 N 575.

Преамбула ФЗ «Закона о защите прав потребителей» от 07.02. 1992г. № 2300-1 определяет два вида нарушения требований к качеству товаров, работ, услуг: недостаток товара, работы, услуги и существенный недостаток товара, работы, услуги

В обоих случаях речь идет о ненадлежащем качестве товара, работы, услуги. В первом случае речь идет о ненадлежащем качестве товара, работы, услуги – это несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо в установленном им порядке или условиям договора, или целям, для которых товар ( работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец ( исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и ( или) описанию при продаже товара по образцу и ( или) по описанию. Существенным недостатком товара ( работы, услуги) считается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Определение существенного недостатка, данное в преамбуле Закона « О защите прав потребителей», в целом базируется на категории « существенное нарушение требований к качеству товара», которое раскрыто в ст. 475 ГК РФ.

Существенным недостатком товара Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" называет неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

24.02. 2012г. ФИО1 обратилась к ответчику с претензией, в которой просила соразмерно уменьшить цену товара и возвратить денежную сумму с одновременным устранением обнаруженного недостатка ( л.д. 27-28).

23.03. 2012г. заявителю направлен ответ ( исх. - л.д. 21), в котором разъяснено, что в соответствии с Законом о защите прав потребителей она может потребовать либо соразмерного уменьшения покупной цены товара, либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатка товара, и в случае согласия ФИО1 на безвозмездное устранение недостатка предложено предоставить автомобиль для выполнения ремонта ( окраска) задней правой двери автомобиля в рамках гарантии. В случае требования соразмерного уменьшения покупной цены предложено уменьшить цену товара до 625842 рублей с выплатой разницы с первоначальной ценой наличными из кассы предприятия, и в случае несогласия с размером уменьшения покупной цены товара предложено экспертно оценить уменьшение товарной стоимости автомобиля с привлечением независимой экспертизы ( л.д. 21).

В заявлении ФИО1 от 26.03. 2012г. было выдвинуто новое требование – замена автомобиля на новый ( л.д. 22).

Письменным ответом от 30.03. 2012г. ( исх – л.д. 20) заявителю было сообщено, что удовлетворить требование о замене автомобиля не представляется возможным.

Судом установлено, что требование о замене автомобиля на новый было заявлено ФИО1 за пределами 15-дневного срока со дня передачи товара ( автомобиля) и согласно Закону о защите прав может быть удовлетворено в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Ни одним из перечисленных признаков обнаруженный недостаток ( разнотон) не обладает. Он не является существенным, поскольку может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 414 ГК РФ обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения ( новация).

Принимая во внимание, что требование о замене автомобиля Форд, 2011г. выпуска, на автомобиль такой же марки ( модели, комплектации) заявлено за пределами гарантийного срока и данный недостаток не является существенным и не неустранимым в заявленных уточненных исковых требованиях следует отказать.

Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02. 1992г. № 2300-1 « О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Вина ООО « Тройка» судом не установлена, так как ответчик не уклонялся от удовлетворения законных требования потребителя во внесудебном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО « Тройка» о замене автомобиля Форд, 2011г. выпуска, на автомобиль такой же марки ( модели, комплектации) 2013 года выпуска, взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Председательствующий: