ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1718/2021 от 06.04.2021 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2021 года город Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи
Плотникова Г.А., при секретаре судебного заседания ФИО11, с участием истца –ФИО2 и её представителя ФИО4, представителей ответчиков – администрации <адрес>ФИО5 и ФИО6, директора государственного унитарного предприятия «Центральный универсальный рынок» ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации <адрес> и государственному унитарному предприятию «Центральный универсальный рынок» о выведении земельных участков из схемы земель государственного унитарного предприятия «Центральный универсальный рынок» и заключения договора о предоставлении права землепользования на земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, принадлежащие истцу, а также взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины –

установил:

ФИО2 обратилась в суд с названным исковым заявлением к администрации <адрес> (далее – администрация) и государственному унитарному предприятию «Центральный универсальный рынок»
(далее – ГУП «ЦУР», универсальный рынок, Предприятие), указав, что она является собственником объектов недвижимости, расположенных на территории ГУП «ЦУР» – павильонов («Обменный пункт»), («Польская мода»)
и («Аптека») (далее – торговые объекты). В мае 2020 года она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением в котором просила предоставить право землепользования на земельные участки, на которых располагаются указанные объекты недвижимости. Администрацией в этом ей было отказано, в связи с тем, что торговые объекты являются нестационарными, а также в связи с несвоевременным обращением для предоставления такого права.

Считая, что её права нарушены, истец просит суд: обязать администрацию <адрес> вывести земельные участки из схемы земли ГУП «ЦУР», заключить договор о предоставлении права землепользования на земельные участки, на которых находятся торговые объекты, принадлежащие истцу, а также взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины
в размере <данные изъяты>.

Истец и её представитель поддержали исковые требования по изложенным
в исковом заявлении основаниям.

Представители ответчиков в судебном заседании требования искового заявления не признали, просили суд отказать истцу в заявленных требованиях, по основаниям изложенным в предоставленных суду возражениях.

Выслушав стороны, получив консультацию специалистов, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основывает свое решение только на тех доказательствах, которые исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 195 ГПК РФ). Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Порядок использования земельных участков, предоставленных Российской Федерации на условиях аренды под комплекс «Байконур» на территории Республики Казахстан, включая территорию города Байконур и космодром «Байконур», регулируются Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года (далее – Договор аренды) и Соглашением между Правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о порядке использования земельных участков комплекса «Байконур», переданного в аренду Российской Федерации от 27 апреля 1996 года (далее - Соглашение об использовании земельных участков), а также Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Заключено
в г. Москве 23 декабря 1995г.) (далее - Соглашение о формирования органов исполнительной власти)

Согласно ст. 1.1. 1.3. - 1.5. 8.4. Договора аренды, комплекс «Байконур» - это испытательные, технологические, научные, производственно-технические, социальные и обеспечивающие объекты космодрома «Байконур» и город Ленинск (г. Байконур) с их движимым и недвижимым имуществом, а также другими объектами, создающими необходимые коммунально – бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома «Байконур», членов их семей и других жителей города, которые используются в соответствии с целями Договора аренды.

Статьями 2, 3 Соглашения об использовании земельных участков, определено, что распределение и использование земельных участков комплекса «Байконур» (кроме районов падения) составляет землеустроительная служба администрации г. Байконура.

Соглашением о формирования органов исполнительной власти, определен порядок формирования органов исполнительной власти города Байконур, действующих под непосредственным руководством главы этой администрации
(ст. 6, 7 – 10).

Вышеуказанным Соглашением определены права городской администрации в области земельных отношений (ст. 3, 11), которое определяет, что все земли в пределах городской черты находятся в ведении администрации города при соблюдении права собственности на землю. Конкретное использование земель, отнесенных к той или иной категории, осуществляется в соответствии с генеральным планом города Байконур.

Городская администрация утверждает по согласованию с Координационным советом комплекса «Байконур» перечень земельных участков и природных объектов, передача которых в субаренду может осуществляться только с согласия Координационного совета комплекса «Байконур»; осуществляет контроль за соответствием использования земель и других природных ресурсов на территории города всеми землепользователями требованиям законодательства Республики Казахстан, генеральному плану города, а также установленным в городе правилам использования земельных и других природных ресурсов; принимает решения по вопросам предоставления в пользование и изъятия земельных участков, выделенных в пользование городу.

На основании Соглашения о формировании органов исполнительной власти и Договора аренды, главой администрации города Байконур издано распоряжение от 03 апреля 2008 г. № 01-123р, утверждающее Положение об Управлении по имущественным и земельным отношениям Российской Федерации администрации города Байконур (далее – Положение об Управлении), которым определено, что Управление является структурным подразделением администрации г. Байконур, юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на территории города Байконур, в отношении государственного имущества находящихся в ведении администрации города Байконур (далее – государственное имущество), в отношении имущества Республики Казахстан, переданного в аренду Правительством Республики Казахстан Правительству Российской Федерации в ведении администрации г. Байконур (далее – имущество Республики Казахстан); контроль за целевым использованием земель на территории комплекса «Байконур» в отношении ведения земельного кадастра и мониторинга земель комплекса «Байконур» (кроме районов падения).

Положением об Управлении по имущественным и земельным отношениям Российской Федерации администрации города Байконур (далее – Управление), на него возложены функции заключать, пролонгировать, расторгать и регистрировать договоры временного возмездного землепользования (субаренды) и договоры временного безвозмездного землепользования земельных участков в черте города Байконур. Осуществлять в порядке и пределах, определенных международными договорами и соглашениями, предоставление услуг по предоставлению права землепользования на земельные участки в черте города Байконур. Вести земельный кадастр (п. 3.1.5., 3.1.8., 3.2. Положение об Управлении).

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой администрации г. Байконур.
Начальник Управления действует без доверенности от имени Управления, представляет его во всех предприятиях, организациях и учреждениях, органах суда, прокуратуры и других органов, в пределах своей компетенции (5.1., 5.2. Положение об Управлении), а также имеет иные права и обязанности, связанны с исполнением занимаемой должности, которые указаны в Положении об Управлении.

Руководствуясь Соглашением о формировании органов исполнительной власти и Договора аренды, главой администрации города Байконур издано постановление № 310 от 16 июня 2020 года, которым утвержден Порядок предоставления права землепользования на земельный участок в черте города Байконур (далее – Порядок).

Указанный Порядок регулирует земельные правоотношения, связанные с предоставлением администрацией города Байконур права землепользования на земельный участок в черте города Байконур, являющийся государственной собственностью Республики Казахстан (далее – земельный участок, государственная собственность соответственно).

Порядок определяет последовательность предоставления права землепользования на земельный участок; отказ в предоставлении права землепользования на земельный участок; сроки предоставления права временного землепользования на земельный участок и другие нормы регулирующие земельные правоотношения в черте города Байконур.

К субъектам земельных правоотношений в г. Байконур относятся – физические и юридические лица, а также государства, являющиеся участниками земельных правоотношений, которые имеют права и несут обязанности в данном правоотношении (п. 1.3.3. Порядка).

Порядок содержит правила и этапы предоставления права землепользования на земельный участок, не связанный со строительством, а также принятие и рассмотрение Заявления для такого предоставления земли (п. 2.3., 2.6. Порядка).

Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30 декабря
2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 271-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона № 271-ФЗ управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ (пункт 7).

В судебном заседании получены консультации специалистов:
ФИО8 – начальника отдела земельных отношений Управления, о том, что Управление действует в соответствии с международным соглашением между РФ и РК, а так же нормативно – правовыми актами Управления. Управление осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных земель. Все земли в черте города Байконур находятся в ведении администрации города Байконур, а так же Управление заключает договоры на передачу земельных участков во временное возмездное и безвозмездное пользование. В соответствии с Порядком право землепользования предоставляется как физическим так и юридическим лицам, после чего земельному участку присваивается кадастровый номер и заносится в земельно-кадастровую книгу. В соответствии с международным законодательством Управление взаимодействует с Республикой Казахстан по вопросу ответственности за предоставленный земельный участок. Специалист пояснил, что Постановлением главы администрации город Байконур № 344 от 11 июля 2018 года универсальному рынку выделен земельный участок. На схеме полевого обследования земельного участка ГУП «ЦУР» представлена входная группа, на которой были указаны торговые объекты истца. При изменениях на территории рынка расположения объектов вносились соответствующие изменения в схему. Истец, с вопросом о предоставления ей права пользования землей, на которой расположены её объекты торговли, обращалась в Управление, что подтверждает почтовая переписка. В указанной переписке ФИО2 было предложено предоставить правоустанавливающие документы, предусмотренные Порядком прохождения Межведомственной комиссии, так как получение права пользования земельным участком носит заявительный характер. Однако истец не предоставила документы определенные Порядком для прохождения Межведомственной комиссии.

Специалист ФИО12 – главный специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации <адрес>, показал, что, на основании Соглашения между РФ и РК о статусе города Байконур, в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством РФ и правительством РК, Соглашением между правительством РФ и Правительством РК о порядке использования земельных участков комплекса «Байконур» переданного в аренду РФ, Порядка предоставления права землепользования на земельный участок в черте города Байконур, утвержденного постановлением главы администрации города Байконур от 28 мая 2013 года № 62 «Об утверждении Порядка предоставления права землепользования на земельный участок в черте города Байконур, заключением Межведомственной комиссии по земельным отношениям в черте города Байконур, издано постановление главы администрации города Байконур, которым ГУП «ЦУР» предоставлено право безвозмездного землепользования на земельный участок, расположенный по адресу: г. Байконур, переулок <адрес> В связи с чем были проведены полевые обследования земельного участка под фактическое землепользование и составлена ситуационная схема земельного участка
под ГУП «ЦУР», которая утверждается при внесении в неё изменений.
В настоящее время торговые места, на которых находятся торговые объекты истца, отражены на схеме земельного участка выделенного ГУП «ЦУР» и не являются собственностью ответчика.

Специалист также пояснил, что истец обращалась в отдел архитектуры и градостроительства администрации города Байконур с заявлением об установлении её объектам торговли адресов и в связи с этим предоставляла соответствующие документы. Иных заявлений о выделении земельных участков в адрес отдела архитектуры и градостроительства администрации города Байконур от неё не поступало. Кроме того специалист разъяснил порядок предоставления права землепользования на земельный участок в черте города Байконур, который определен Порядком для прохождения Межведомственной комиссии.

Специалист ФИО9 – начальник договорного отдела ГУП «ЦУР»,
в судебном заседании пояснила, что согласно Порядку заключения договоров
о предоставлении торговых мест на розничных рынках города Байконур, с истцом заключались договоры о предоставлении торговых мест на розничном рынке.
Эти договоры вносились в реестр заключенных договоров. Истец с июля 2020 года не осуществляет оплату за торговые места, на которых расположены павильоны
«Обменный пункт», «Аптека», а за павильон «Польская мода» за истца производит плату арендатор этого торгового объекта.

В суде установлено, что ответчик – ГУП «ЦУР» – зарегистрировано
в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителем Предприятия является администрация города Байконур, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, а также Устава Предприятия.

Предприятие осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением главы администрации <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ-р (далее – Устав).

В соответствии с положениями Устава, функции и полномочия Учредителя Предприятия осуществляет администрация города Байконур (п. 1.2. Устава).

В соответствии с п. 1.9. Устава, Предприятие в своей деятельности руководствуется Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством РФ и правительством РК от 10 декабря 1994 года, Соглашением между РФ и РК
о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года, другими международными актами по комплексу «Байконур» и другими нормативными актами.

Предприятие является коммерческой организацией, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, оно создано в целях выполнения работ, производства продукции, оказания услуг для выполнения городских социально – экономических заказов, удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Предприятие располагается по адресу:
г. Байконур, переулок Заводской, 2 (п. 1.6., 1. 10., 2.1. Устава).

ГУП «ЦУР» возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой администрации <адрес>, который действует от имени Предприятия без доверенности (п. 6.1., 6.2. Устава). Таковым руководителем Предприятия в настоящее время является ФИО7, который на основании распоряжения Главы администрации <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ГУП «ЦУР» на должность директора Предприятия (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ), что также следует из копии приказа и выписки из единого реестра юридических лиц.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании Соглашения между РФ и РК о статусе <адрес>, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством РФ и правительством РК от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашением между правительством РФ и Правительством РК о порядке использования земельных участков комплекса «Байконур» переданного в аренду РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Порядка предоставления права землепользования на земельный участок в черте <адрес>, утвержденного постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления права землепользования на земельный участок в черте <адрес>, заключением Межведомственной комиссии по земельным отношениям в черте <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, издано постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении права землепользования на земельный участок Государственному унитарному предприятию «Центральный универсальный рынок» Предприятию предоставлено право безвозмездного землепользования на земельный участок, расположенный по адресу:
<адрес>, переулок Заводской, 2, что также следует из копий заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии по земельным отношениям в черте <адрес>, акта от ДД.ММ.ГГГГ полевого обследования земельного участка под фактическое землепользования и ситуационной схемой земельного участка под ГУП «ЦУР».

Решением администрации <адрес> на право организации розничного рынка от ДД.ММ.ГГГГ, Предприятию разрешена организация розничного рынка на территории <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, переулок Заводской, 2, на срок с ДД.ММ.ГГГГ
по ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением первого заместителя Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГр «О продлении срока действия на право организации розничного рынка ГУП «ЦУР» вышеуказанное разрешение продлено до ДД.ММ.ГГГГ, о чем ГУП «ЦУР» выдано Уведомление
от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 271-ФЗ, торговые места размещаются на основе схемы, которая разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Торговые места предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест на срок, не превышающий срока действия разрешений (часть 2).

В суде установлено, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О розничных рынках на территории <адрес>» в соответствии с Соглашением между РФ и РК о статусе <адрес>, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря
2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», утвержден порядок заключения договоров о предоставлении торговых мест на розничных рынках <адрес>.

В суде установлено, что истец – ФИО2 – имеет гражданство РФ.
ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла розничную торговлю в неспециализированных магазинах, которые расположены на торговых местах ГУП «ЦУР».

В суде сторонами не оспаривается, что на земельном участке площадью 4,2112 га, расположенном по адресу: <адрес>, переулок Заводской, 2, предоставленном под фактическое землепользование ГУП «ЦУР», согласно схеме торговых мест, утвержденной приказом директора ГУП «ЦУР»
от ДД.ММ.ГГГГ, на торговых местах ,
и находятся торговые объекты принадлежащие истцу, что следует из копии договоров купли – продажи без земельных участков, справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристик.

ДД.ММ.ГГГГ истец прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что следует из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ.

В период с 2016 по 2019 год истец заключала с ГУП «ЦУР» договоры о предоставлении торговых мест, на которых установлены её торговые объекты, и производила оплату за пользование этими торговыми местами. С 2020 года истец прекратила вносить плату за услугу предоставления торговых мест на территории универсального рынка и в настоящее время не производит.

С декабря 2017 года истец вступила в переписку с Управлением об оформлении договора временного возмездного землепользования (субаренды) на торговые места ГУП «ЦУР» , и . При этом истцу, в ответе на её обращение, было разъяснено, что ей необходимо предоставить в отдел земельных отношений Управления заявление, установленного образца, на имя главы администрации <адрес> с приложением документов предусмотренных Порядком. Однако эти рекомендации истец оставила без внимания и не исполнила требования, предусмотренные Порядком предоставления земли.

Обращаясь в суд с исковыми требованиями об обязании администрации <адрес> вывести земельные участки из схемы земель ГУП «ЦУР» и заключения договора о предоставлении права землепользования на земельные участки, на которых находятся принадлежащие истцу на праве собственности объекты торговли, ФИО2 обосновывает свои требования нормами, предусмотренными Порядком использования земельных участков, предоставленных Российской Федерации на условиях аренды под комплекс «Байконур» на территории Республики Казахстан, Договором аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашением между Правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о порядке использования земельных участков комплекса «Байконур», переданного в аренду Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашением между Российской ФИО3 и Республикой Казахстан о статусе <адрес>, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти, а также Земельного кодекса РФ, Земельного кодекса РК, Гражданского кодекса РФ.

При этом, как было установлено в суде Порядок предоставления права землепользования на земельный участок в черте <адрес> содержит последовательность и этапы предоставления права землепользования на земельные участки, а также принятие и рассмотрение Заявления для такого предоставления земли (п. 2.3., 2.6. Порядка). В частности указанным Порядком определена последовательность предоставления права землепользования: принятие к рассмотрению заявления о предоставлении права землепользования на земельные участки и прилагаемых к нему документов; определение возможности использования земли по заявленному целевому назначению в соответствии с территориальным зонированием и составлением акта о выборе земельного участка; подготовка заключения Межведомственной комиссией по земельным отношениям в черте города Байконур; принятие главой администрации города Байконур решения о предоставлении права землепользования на земельный участок; заключение Управлением договора временного безвозмездного землепользования или договора временного возмездного землепользования (субаренды) с Заявителем.

Таким образом исходя из анализа приведенных выше нормативно правовых актов и Порядка, довод истца и её представителя о том, что суду необходимо принять решение об обязании администрации города Байконур вывести земельные участки из схемы земель ГУП «ЦУР» и заключить с ней договор землепользования на земельные участки, предоставленные ей в качестве торговых мест, на которых находятся принадлежащие ей торговые объекты, не могут быть признаны обоснованными по причине неисполнения истцом условий Порядка предоставления земельных участков в черте города Байконур. Вопрос о выделении истцу земельных участков не был поставлен на разрешение Межведомственной комиссии по земельным отношениям, в связи с чем отсутствует решение указанного коллегиального органа. Что же касается разрешения этого вопроса в суде, минуя коллегиальный орган, то судом не могут быть подменены иные органы власти в их компетенции, так как суд наделен лишь правом оценки законности решений, принятых органами власти, в связи с чем требования истца не подлежат удовлетворению.

Суд в силу ст. 98 ГПК РФ отказывает истцу в возмещении понесенных по делу судебных расходов в виде оплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
военный суд –

решил:

В удовлетворении искового заявления ФИО2
к администрации <адрес> и государственному унитарному предприятию «Центральный универсальный рынок» о выведении земельных участков из схемы земель государственного унитарного предприятия «Центральный универсальный рынок» и заключения договора о предоставлении права землепользования на земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, принадлежащие истцу, а также взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд, через 26 гарнизонный военный суд, в течение одного месяца со дня его вынесения.

Председательствующий по делу Г.А. Плотников

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>