Дело № 2-1718/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 25 мая 2021 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего: судьи Белоусовой О.С.,
с участием представителя истцов Новомодной Я.В., представителей ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, при секретаре Феллер В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, ФИО6 к администрации города Хабаровска, комитету Правительства Хабаровского края по делам гражданской защите, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании прав на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи, обязании включить в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости,
установил:
ФИО5 обратилась в суд с иском к администрации г.Хабаровска о признании прав на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи, обязании включить в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
ФИО6 обратился в суд с иском к администрации г.Хабаровска о признании прав на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи, обязании включить в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
В обоснование заявленных требований ФИО5, ФИО6 ссылаются на то, что они являются собственниками <адрес>, проживают в квартире. В связи с выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края распоряжениями Правительства Хабаровского края на территории города Хабаровска неоднократно были введены режимы чрезвычайной ситуации: ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 г. № 569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края»; с 29 июля 2019 г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 № 623-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации; с 15.09.2020 г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 14.09.2020 № 962-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации». Указанный жилой многоквартирный дом в периоды объявления ЧС находился в границах подтопления, утвержденных постановлениями администрации г.Хабаровска: от 16.09.2013 № 3630 «Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа «Город Хабаровск», возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури»; от 19.09.2019 № 3086 «Об определении затопленных (подтопленных) границ зон чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе 2019 года» в редакции постановления администрации города Хабаровска от 25.09.2019 №3164; от 27.10.2020 № 3441 «Об определении затопленных (подтопленных) границ зоны чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 года». Постановлением Администрации города Хабаровска от 09.11.2020 № 3596 был утвержден порядок предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемов уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе – сентябре 2020 года. В соответствии с названным Порядком истцы обратились в администрацию г.Хабаровска с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам и финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Однако в выплате материальной и финансовой помощи им было отказано, со ссылкой на пп.2.13 Порядка, согласно которому граждане и (или) члены их семей, чьи жилые помещения, попавшие в хону чрезвычайной ситуации, признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в 2013 году или чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, и получившие меры государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 г. № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилы помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края» не имеют права на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в отношении вышеуказанных жилых помещений. Отказ подтверждается письмом администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу ФИО5 и письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу ФИО6 Не согласны с ответом, поскольку они не получали мер государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений, взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнение на территории Хабаровского края в 2013 году или чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края. Они вынуждены проживать в жилом доме, поскольку у них отсутствует какое-либо другое жилье. На основании постановления администрации г.Хабаровска от 29.01.2018 № 2239 они вместе приняты на учет малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается письмом администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> установленном законом порядке был признан аварийным и подлежащим сносу на заседании межведомственной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Просят признать незаконными решения администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№, №, признать за ФИО5 и ФИО6 право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 г., обязать администрацию г.Хабаровска включить ФИО5 и ФИО6 в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с порядком предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 года, утвержденным Постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле соответчиками привлечены комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела объединены в одно производство.
В процессе рассмотрения дела, после объединения дел в одно производство, представитель истца уточнила исковые требования. Просит признать право ФИО5, ФИО6 на получение единовременной материальной помощи гражданам в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 года (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 000 рублей, обязать администрацию г.Хабаовска включить ФИО5, ФИО6 в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с порядком предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе – сентябре 2020 года, утвержденным Постановлением Администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебное заседание истцы не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с законом. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Представитель истца Новомодная Я.В., исковые требования поддержала с учетом уточнений, ссылаясь в обоснование требований на изложенным в письменном виде обстоятельства. Дополнительно пояснила, что затопления были периодическими, дом признан аварийным и подлежащим сносу в 2020 г., т.е. от паводка, который произошел в 2020 г. и данное возможно проследить из того, что обследование проведено в сентябре 2020 года, установлены увлажнения в результате обследования. Истцы не обращались после затопления в 2019 году за мерами государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края, поскольку за предложенные суммы невозможно приобрести жилое помещение. Кроме того, в 2019 году у истцов не было документов, подтверждающих, что дом подлежит сносу, следовательно, возможно им бы и отказали в выплате такой компенсации. Нарушения жилищных прав истцов является длительными. Судебным решением, вступившим в законную силу, установлено, что отсутствуют доказательства тому, что в 2013 г. дом пришел в негодность в результате ЧС. Кроме того, после 2013 г. квартира была приватизирована, в 2015 г. принято решение комиссией о ремонтопригодности квартиры. Истцы признаны нуждающимися, встали на учет. В представленных материалах, в том числе, заключении, отсутствует упоминание о том, что дом пришел в негодность от ЧС в 2019 году. Дом активно подвергался затоплению в 2019 и в 2020 год, истцы предпочитают получить материальную помощь, а не компенсацию, отказались подавать заявку на получение компенсации. Кроме того, истцы не собираются идти и получать материальную помощь, они собираются ставить вопрос о признании недействительной приватизации и получать жилое помещение. К остальным ответчикам требования не предъявляются. Заявления о том, что дом пришел в негодность, истец подала в 2019 году и на основании заявления была собрана комиссия. Настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика администрации г.Хабаровска – ФИО1, исковые требования не признала, просит обратить внимание, что с аналогичными требованиями, обращались иные лица, которым было отказано. Обстоятельства были установлены в ином деле, они идентичные для целей единообразия судебной практики, должны быть учтены и в рамках рассматриваемого дела. Истцы не имеют право на получение названных мер в 2020 г., поскольку их дом признан аварийным и подлежащим сносу по обстоятельствам 2019 года, на данное имеется ссылка в заключении. Истцы не отвергают факт того, что они не обращались за получением выплат, поскольку их не устраивает сумма, которая по их мнению незначительная для приобретения жилых помещений. Неполучение выплат, не поставлено в зависимость от воли ответчика, поскольку носит заявительный характер. Истцы не утратили прав получения выплат, но уклоняются он их получения. Оснований для выплат по заливу от 2020 г. не имеется, о чем был дан ответ истцам. Истцы трактуют заключение в свою выгоду, но данное не свидетельствует о правильности выводов истцов. По иному делу, граждане обращались и получали выплаты, но были не удовлетворены размером данных выплат. Уклонение истцов от подачи заявления, не влечет возможность пользования мерами социальной защиты по следующим затоплениям, поскольку данное противоречит установленному порядку. Кроме того, согласно акта, имущество у истцов не утрачено и данный акт подписан собственником, что является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении иска.
В судебном заседании представители ответчика Комитета по Гражданской защите – ФИО2, ФИО3, исковые требования не признали, пояснив, что являются ненадлежащими ответчиками. Кроме того, в акте отсутствуют сведения об утрате имущества первой необходимости. В данном случае, дом признан непригодным для проживания в 2019 году, что следует из содержания заключения. Истцы сами уклонялись от получения мер государственной поддержки, нарушений прав истцов не усматривается. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель ГУ МЧС по Хабаровскому краю – ФИО4 исковые требования не признала, пояснив, что выплата единовременной помощи и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости истцу возможна только при соблюдении условий, установленных действующим законодательством.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с положениями статьи 2 указанного Федерального закона, правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Главой второй Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и ОМС в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом «м» статьи 10 и подпункта «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" принятие решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказания, является полномочием Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно.
В связи с выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края распоряжениями Правительства Хабаровского края на территории города Хабаровска неоднократно были введены режимы чрезвычайной ситуации: ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013 г. № 569-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края»; с 29 июля 2019 г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 № 623-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации; с 15.09.2020 г. распоряжением Правительства Хабаровского края от 14.09.2020 № 962-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации».
Жилой многоквартирный <адрес> в периоды объявления ЧС находился в границах подтопления, утвержденных постановлениями администрации г.Хабаровска: от 16.09.2013 № 3630 «Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа «Город Хабаровск», возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури»; от 19.09.2019 № 3086 «Об определении затопленных (подтопленных) границ зон чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе 2019 года» в редакции постановления администрации города Хабаровска от 25.09.2019 №3164; от 27.10.2020 № 3441 «Об определении затопленных (подтопленных) границ зоны чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе-сентябре 2020 года».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 г. № 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями», установлено, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на следующие цели: в) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; г) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости 50 тыс.рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс.рублей на человека).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.10.2020 № 453-пр «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов Хабаровского края на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» установлен порядок предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам городских округов, в том числе в целях финансового обеспечения: а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс.рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости – 50 тыс.рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 тыс.рублей на человека). Источником финансового обеспечения трансфертов являются бюджетные ассигнования, предоставляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджету Хабаровского края.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 09.11.2020 № 3596 был утвержден порядок предоставления финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка в реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемов уровня воды в реках на территории города Хабаровска в августе – сентябре 2020 года, в силу пп. 2.1., 2.3., 2.4 которого, граждане подают на имя Мэра города заявления с приложением соответствующих документов, и в соответствии с п. 2.10.2 включаются в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, на основании заявлений и документов, указанных в п. 2.4 Порядка, и заключений комиссии по факту нарушения условий жизнедеятельности согласно приложению № 7 к Порядку, утвержденному Приказом МЧС России от 29.04.2020 № 275.
Согласно п. 2.10.3 Порядка, граждане включаются в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, на основании заявлений и документов, указанных в п. 2.4 настоящего Порядка, а также акта по форме согласно приложению № 8 к Порядку, утвержденному Приказом МЧС России от 29.04.2020 № 275.
Исходя из п. 2.12, 2.14 списки пострадавших граждан утверждаются и направляются в комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите в порядке, предусмотренном Правилами № 453-пр.
Выплата финансовой помощи осуществляется с момента предоставления бюджету городского округа «город Хабаровск» межбюджетного трансферта на выплату финансовой помощи пострадавшему гражданину.
В указанные списки, в силу п. 2.11 Порядка, не включаются граждане, в отношении которых не подтвержден факт их постоянного проживания в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также факт нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2.13 Порядка, граждане и (или) члены их семей, чьи жилые помещения, попавшие в зону чрезвычайной ситуации, признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в 2013 году или чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате паводка, вызванной сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, и получившие меры государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, прошедшим в июле-августе 2019 г. на территории Хабаровского края» не имеют права на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в отношении вышеуказанных жилых помещений.
Аналогичная норма содержится в пункте 4.2 постановления Правительства Хабаровского края от 22.10.2020 № 453-пр.
Обратившись в Комитет администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом, истцы просили оказать разовую финансовую помощь.
Ответами от ДД.ММ.ГГГГ№, № истцам отказано в предоставлении «разовой финансовой помощи» по мотивам, закрепленным в п. 2.13 Порядка.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истцы указывают на незаконность ответа, поскольку материальную помощь они не получали, дом находится в зоне подтопления границ зоны чрезвычайной ситуации, соответственно, они имеют право после затопления в 2020 году на получение разовой финансовой помощи.
Данные доводы истцов своего подтверждения в процессе рассмотрения дела не нашли, поскольку истцы действительно в силу действующего законодательства приобрели право требования в заявительном порядке материальную помощь, но после наступления событий в 2019 г., утратили право на получение иной материальной помощи.
Выводы суда подтверждаются анализом нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, а также анализом заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» от ДД.ММ.ГГГГ№ и постановления администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Доводы ответчиков о том, что жилой дом был признан непригодным для проживания в результате ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории <адрес> в 2013 г., противоречат материалам дела, а именно выводам, заложенным в судебных решениях, вступивших в законную силу.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО5 к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску», Комитету госстройнадзора и экспертизы Правительства Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании права на включение в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации от 2013 г., на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Исходя из указанного решения, основанием к отказу ФИО5 в удовлетворении заявленных требований послужило отсутствие доказательств утраты жилого помещения в результате именно чрезвычайной ситуации.
Вопреки утверждению представителя истца, в заключении от 2020 года, имеется ссылка на обстоятельства, послужившие основанием для признания жилого дома аварийным, а именно в связи с тем, что данный жилой дом включен в затопленные (подтопленные) границы зон, чрезвычайной ситуации, связанной с прохождением летнего паводка на реке Амур, выпадением большого количества осадков в виде дождя и подъемом уровня воды на реках на территории города Хабаровска в августе 2019 г., утв. Постановлением Администрации г.Хабаровска от 19.09.2019 № 3086.
Ссылка истцов на тот факт, что обследование было проведено в сентябре 2020 г., соответственно, фактически дом признан аварийным после затопления в 2020 году, основана на неверном толковании норм материального права, учитывая, что обследование было организовано по заявлению истцов, поступившему в 2019 г., а осмотр организован в 2020 г. только в связи с длительностью процедуры проведения и организации работ с учетом Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Повторность затопления в иные периоды, в т.ч. после признания жилого дома аварийным, не предусматривает переоценке обстоятельств, приведших к возникновению аварийности данного жилого дома.
Юридически значимым для рассматриваемого дела, является установления следующих обстоятельств: установления принадлежности жилого помещения истцам, факта его затопления и период затопления, приведшие к непригодности использования жилого помещения по назначению, а также сопоставления данных условий с возможностью получения тех или иных государственных гарантий и компенсаций.
Доводы представителя истцов о том, что истцы не получали меры государственной поддержки, применительно к конкретным обстоятельствам дела, судом во внимание не принимаются, поскольку данное право в виде получения мер государственной поддержки у истцов до настоящего времени не утрачено, а утверждение о том, что для получения данной выплаты имелся пресекательный срок, который истек к настоящему времени, не исключает возможность его восстановления при условии подтверждения истцами уважительных причин его пропуска, в том числе, путем предоставления сведений о получении заключения об аварийности жилого дома только в конце 2020 года.
Следует также учитывать, что материалами дела не подтверждается невозможность для истцов воспользоваться в настоящее время мерами государственной поддержки, поскольку заявительный характер истцами не соблюден, с просьбой оказания меры государственной поддержки, истцы не обращались по собственному волеизъявлению, фактически уклоняясь от получения данной выплаты по критериям её незначительности.
При этом, не принимаются во внимание и доводы представителей ответчиков о том, что истцы отказались от получения данной выплаты, учитывая, что фактически такого отказа не имелось в связи с тем, что заявление от истцов об осуществлении данной выплаты не поступало.
Таким образом, требования истцов о признании незаконным отказа во включении в списки и отказа в осуществлении выплат, удовлетворению не подлежат.
Истцы достоверно знали о том, что дом, в котором они проживают, находится в границах затопления и подтопления, после признания в 2020 году дома не пригодным для проживания в результате подтопления в 2019 г., продолжают им пользоваться и проживать в нем, с очевидностью зная, что дальнейшие затопления приведут к значительному ухудшению технического состояния дома и находящегося в нем имущества, тем самым в их действиях усматривается злоупотребление правами, влекущими в порядке статьи 10 ГК РФ, отказ в удовлетворении требований.
Помимо изложенного, для отказа в удовлетворении исковых требований имеются и иные установленные в процессе рассмотрения дела обстоятельства, поскольку согласно представленного акта обследования утраченного имущества первой необходимости, данное имущество утрачено не было. Данные акт подписан собственником жилого помещения, подтверждает отсутствие права на получение компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> за частичную утрату имущества первой необходимости.
Учитывая изложенное, получение истцами компенсационной выплаты за частично утраченное имущество и единовременной материальной помощи, при наличии и не утрате права на получение мер государственной поддержки на приобретение или строительства жилья, противоречат Порядку предоставления единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, как и нарушает права иных граждан воспользовавшихся мерам государственной поддержки на приобретение или строительство жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО5, ФИО6 к администрации города Хабаровска, комитету Правительства Хабаровского края по делам гражданской защите, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании прав на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи, обязании включить в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения –
Дата составления мотивированного решения – 02.06.2021 г.
Судья: О.С.Белоусова