Дело №2-1718/2022
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2022 года город Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
Судьи Поздняковой А.В.,
при секретаре Шкитиной Е.Д.,
при помощнике Мухаревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каргина С. В. к Фонду модернизации и развития ЖКХ МО <адрес> о признании незаконными взносов на капитальный ремонт,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Каргин С.В. обратился в суд с иском к Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> о признании незаконными взносов за капитальный ремонт.
В обоснование исковых требований истец указал, что Каргин С. В., является собственником <адрес> на основании свидетельства о праве собственности № от /дата/.
Многоквартирный <адрес> имеет 12 блок секций. Первая блок секция была введена в эксплуатацию в 2012 г., блок секция № введена в эксплуатацию в 2017 году на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №-RU№ от /дата/.
В виду того, что одна из блок секций многоквартирного <адрес> была введена в эксплуатацию в 2012 году, то в соответствии со ст. 168 ЖК РФ, вышеуказанный дом, постановлением <адрес> от /дата/№-п «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 годы», был включен в данную Региональную программу.
В связи с чем, региональный оператор начисляет истцу плату за капитальный ремонт с 2012 года, а истец оплачивает выставляемую плату.
Частью 5.1 ст. 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Во исполнении вышеуказанной нормы, <адрес> принято постановление №-п от /дата/, «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» (в редакции от /дата/) (далее - Постановление №-п), согласно которому у собственников помещений обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взносы на капитальный ремонт), возникает через пять лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу.
Таким образом, указанное постановление №-п распространяет свое действие на многоквартирные дома, которые введены в эксплуатацию после 2013 г. (дата утверждения региональной программы) и были включены в региональную программу в порядке ее актуализации.
Согласно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №-RU№ от /дата/ введена в эксплуатацию блок секция № (по генплану) 9 этап строительства жилого дома с помещениями общественного назначения, спортивно- оздоровительным центром, подземными автостоянками и трансформаторными подстанциями, расположенного по адресу <адрес>.
Соответственно, у собственников квартир в блок секции № ранее /дата/ права собственности на квартиры возникнуть не могло.
Из разрешений на ввод в объект эксплуатации №-RU№ от /дата/ выданного Мэрией <адрес>, следует, что в эксплуатацию введена не часть жилого дома, а жилой дом «Блок-секции №» т.е. самостоятельный объект, завершенный строительством, отвечающий всем требованиям жилого дома, предусмотренного действующим градостроительным, гражданским, жилищным v законодательством, строительными нормами и правилами.
Таким образом, на данный жилой <адрес> блок секция № распространяются требования п. 5.1 ст. 170 ЖК РФ, где сказано, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонта у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включённом в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течении 5 (пяти) лет с даты, включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Приведенные нормы законодательства распространяются на правоотношения сторон.
Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Квартира истца находится в блок секциях № многоквартирного <адрес>, введенной в эксплуатацию только /дата/ (блок секция №) право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не могло возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, который вводится в эксплуатацию посекционного, что подтверждается разрешением на ввод объекта «Блок-секция №» (по генплану) строительства жилого дома с помещениями общественного назначения, спортивно- оздоровительным центром, подземными автостоянками и трансформаторными подстанциями, расположенного по адресу <адрес> и выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости.
Следовательно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, с учетом требований ч 5.1 ст. 170 ЖК РФ, ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, Постановление №-п, может возникнуть только по истечении 5 (пяти) лет после возникновения права собственности на квартиру, поскольку в ноябре 2013 г., когда жилой <адрес>, был включен в Региональную программу, вышеуказанные блок секции не были построены и сданы в эксплуатацию.
Таким образом, начисление ответчиком платы за капитальный ремонт истцу, приводит к нарушению прав истца, утвержденных ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру, а так же лишает истца возможности на оплату взносов на капитальный ремонт в новом доме по истечении 5 (пяти) лет со дня возникновения права собственности на квартиру.
Из представленных материалов дела следует, что Октябрьским районным судом <адрес> принято решение об удовлетворении иска к Фонду модернизации ЖКХ по НСО собственников квартир, расположенных в блок- секциях 1-3, 12 <адрес>, начисление Фонда модернизации ЖКХ по НСО по данным квартирам признаны незаконными, по аналогичным основаниям, изложенным в настоящем исковом заявлении. Решение суда по делу № было обжаловано, вступило в законную силу.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, факт неправомерного начисления платы за капитальный ремонт собственникам квартир вышеуказанного многоквартирного дома, установлен вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда <адрес>.
В нарушении ч. 3 ст. 158 ЖК РФ ответчик производил начисление платы за капитальный ремонт ранее возникновения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт. Согласно сведениям о начисленных и уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт, по лицевым счетам, которые размещены на официальном сайте Фонда модернизации ЖКХ по НСО и находятся в открытом доступе для все пользователей сети интернет, соответственно являются достоверными и ответчиком не оспаривается, в виду того, что ответчик самостоятельно размещает достоверную информацию о платежах, на /дата/ истцу начислено 13 530,85 рубля, оплачено 13 195,20р.
В соответствии с п. 2 постановления <адрес>№-п от /дата/, установлено, что денежные средства, уплаченными собственниками помещений многоквартирного дома, подпадающих под действия настоящего постановления, подлежат зачету в счет исполнения будущих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт.
В виду того, что истцом производилась оплата начисленных ответчиком денежных средств за капитальный ремонт, данные денежные средства подлежат зачету в счет будущих платежей по оплате взносов на капитальный ремонт с момента возникновения такой обязанности.
Сведениям о начисленных и уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт, по лицевым счетам, которые размещены на официальном сайте Фонда модернизации ЖКХ по НСО, являются актуальными на момент подачи искового заявления.
На основании вышеизложенного, истец просит суд признать незаконными начисления собственнику <адрес>Каргину С. В. взносов за капитальный ремонт в сумме 13 530,85 р. с момента ввода в эксплуатацию блок-секции № жилого <адрес> до истечении 5 (пяти) лет, зачесть оплаченные денежные средства в сумме 13 195,20р. в счет будущих платежей по оплате капитального ремонта, с момента возникновения такой обязанности.
Взыскать с Фонда модернизации и развития ЖКХ по НСО в пользу Каргина С.В. расходы на оплату госпошлины в сумме 300 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика – Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Министерства ЖКХ и энергетики НСО в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
При этом суд исходит из следующего.
Судом установлено, что истец является собственником <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Многоквартирный дом сдавался в эксплуатацию посекционно, в частности блок-секция № в которой находится квартира истца, введена в эксплуатацию /дата/.
В соответствии с Постановлением Правительства НСО №-п от /дата/ дом был включен в программу капитального ремонта.
Истцу были начислены вносы на капитальный ремонт как собственнику помещения № в указанном многоквартирном жилом доме на /дата/ в размере 13530,85 рублей, из которых оплачено 13195,20 рублей.
Оценивая обоснованность заявленных истцом требований, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В связи с принятием Федерального закона от /дата/ №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с /дата/) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно положениям статей 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 168 ГК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 3.<адрес> от /дата/№ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного <адрес> в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно статье 9 указанного Закона региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением <адрес> от /дата/№-п.
Постановлением <адрес> от /дата/№-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).
Право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не может возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
В случае ввода дома в эксплуатацию блок-секциями, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в которой находится его квартира.
Иное толкование вышеуказанных норм права ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истца, установленных в части 3 статьи 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.
Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах.
Ссылка на иную судебную практику не состоятельна, так как она преюдициального значения не имеет.
Наличие общей инфраструктуры дома, как и единого адреса, в данном случае также правовых последствий не влечет.
В совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для начисления взносов на капитальный ремонт истцу с 2012 года в отношении принадлежащей ему на праве собственности квартиры по адресу: <адрес>, Костычева, 74/1-219, не имеется, при этом, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что блок-секция в составе многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, Костычева, 74/1, в которой расположена квартира, принадлежащая истцу введена в эксплуатацию /дата/, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника возникает только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, данное обязательство об оплате взносов на капитальные ремонт у истца в спорный период не наступило.
Соответственно начисления Фондом модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> взносов за капитальный ремонт, начиная с /дата/ в отношении принадлежащей истцу на праве собственности квартиры по адресу: <адрес>, признаются незаконными.
Ссылки ответчика и представителя третьего лица на отсутствие оспаривания собственниками многоквартирного дома факта включения жилого дома по адресу: <адрес> в региональную программу капитального ремонта, в отсутствие определенного законодательством порядка включения в региональную программу многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию секциями, не может служить основанием для ограничения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при разрешении данного спора. Право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Каргина С. В. к Фонду модернизации и развития ЖКХ МО <адрес> о признании незаконными взносов на капитальный ремонт удовлетворить.
Признать незаконными начисления собственнику <адрес>Каргину С. В. взносов за капитальный ремонт в сумме 13 530, 85 руб. с момента ввода в эксплуатацию блок- секции № жилого <адрес> до истечения 5 (пяти) лет.
Возложить на фонд модернизации и развития ЖКХ МО <адрес> обязанность произвести зачет оплаченных денежных средств в сумме 13 195, 20 руб. в счет будущих платежей по оплате капитального ремонта.
Взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> в пользу Каргина С. В. расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Позднякова А.В.