РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2021 года город Кузнецк
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Зинченко Н.К.,
при секретаре Зубовой А.З.,
с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке Пензенской области гражданское дело УИД № 58RS0017-01-2021-004899-09 по иску управления социальной защиты населения администрации Кузнецкого района Пензенской области к ФИО2 о взыскании полученной государственной социальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты населения администрации Кузнецкого района Пензенской области обратилось с иском к ФИО2 о взыскании полученной государственной социальной помощи, указав в обоснование иска, что ФИО2 13 апреля 2021 года обратилась с заявлением и документами на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
14 апреля 2021 года направлены межведомственные запросы, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. 16 апреля 2021 года членами межведомственной комиссии по вопросам реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Кузнецкого района Пензенской области осуществлен выезд по месту проживания ФИО2 с целью составления акта материально-бытового обследования условий проживания семьи заявителя.
22 апреля 2021 года состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта. В результате осмотра документов, акта материально-бытового обследования условий проживания семьи заявителя ФИО2 комиссия решила, что семья заявителя является малоимущей семьей по независящим от нее причинам (не осуществляет трудовую деятельность и при этом зарегистрирован в целях поиска подходящей работы или признан безработным в соответствии с законодательством о занятости населения) имеет среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. 22 апреля 2021 года издан приказ УСЗН администрации Кузнецкого района Пензенской области «Об оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта ФИО2» на реализацию мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. 27 апреля 2021 года с ФИО2 был заключен социальный контракт и разработана программа социальной адаптации совместно с заявителем и отделом экономического развития, инвестиционной предпринимательской деятельности.
ФИО2 зарегистрировалась в качестве плательщика на профессиональный доход (самозанятого) и предоставила бизнес план в УСЗН администрацию Кузнецкого района в срок установленной программой социальной адаптации.
Начисление государственной социальной помощи произведено на основании заявления ответчика от 02 июня 2021 года № 88 и в соответствии с нормами действующего законодательства.
На расчетный счет ФИО2, открытый в ПАО «Сбербанке» 10 июня 2021 года перечислены денежные средства в сумме 250 000 руб. на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Социальная выплата в размере 250 000 руб. была снята «Сбербанком» в день поступления в счет погашения долга по кредитному договору.
В срок до 19 июня 2021 года ФИО2 должна была предоставить документы подтверждающие, факт расходования денежных средств. В срок установленной программой социальной адаптации документы предоставлены не были.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ФИО2 полученную государственную социальную помощь, оказанную на основании социального контракта на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250000 руб. в бюджет Пензенской области.
Представитель истца управления социальной защиты населения администрации Кузнецкого района Пензенской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнительно суду пояснила, что 27 апреля 2021 года с ответчиком ФИО2 был заключен социальный контракт, по условиям которого ответчик должна была зарегистрироваться в качестве самозанятой и осуществлять профессиональную деятельность. Ответчик в нарушение условий контракта не приобрела оборудование и материал. В соответствии с п. 5.1 социального контракта ответчик обязана возвратить денежные средства. Иск просила удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что обязуется вернуть сумму государственной помощи, полученной ею на основании социального контракта, как только ПАО Сбербанк осуществит возврат указанных денежных средств.
Третье лицо Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в судебное заседание явку представителя не обеспечило, извещено, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия третьего лица, в котором исковые требования просили удовлетворить.
Суд, изучив исковое заявление, выслушав истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституция Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые и организационный основы оказания государственной социальной помощи, условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, условия контракта в Пензенской области установлены постановлением Правительства Пензенской области от 26 февраля 2021 года № 83-пП «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан».
Согласно п. 4 Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021 - 2023 годах (далее - Правила), утвержденных указанным постановлением Правительства Пензенской области от 26 февраля 2021 года № 83-пП, получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть проживающие на территории Пензенской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане (далее - заявители), которые по не зависящим от них причинам, предусмотренным пунктом 5 раздела I настоящих Правил, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, установленного в Пензенской области на текущий финансовый год в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ) и Законом Пензенской области от 23 мая 2002 года № 365-ЗПО «О прожиточном минимуме в Пензенской области» (с последующими изменениями).
Государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта предоставляется на срок исходя из содержания программы социальной адаптации (п. 9).
В соответствии с п. 10 Правил программа социальной адаптации разрабатывается уполномоченным органом совместно с гражданином и при необходимости со следующими органами:
10.1. по мероприятию по поиску работы - с государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Пензенской области и органами местного самоуправления;
10.2. по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - с органами государственной власти Пензенской области, уполномоченными в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, в сфере сельского хозяйства, государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Пензенской области и органами местного самоуправления;
10.3. по мероприятию по ведению личного подсобного хозяйства - с органами государственной власти Пензенской области, уполномоченными в сфере сельского хозяйства, и органами местного самоуправления;
10.4. по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - с органами местного самоуправления.
Уполномоченный орган осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (п. 27).
В соответствии с п. 32 Правил в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обязан:
32.1. встать на учет в налоговом органе по Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
32.2. представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
32.3. приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы.
При этом до 5% суммы, выплаченной гражданину, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, до 15% - на аренду помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция и другие материальные ценности, участвующие в процессе производства);
32.4. Заявитель обязан своевременно (в соответствии со сроками установленными программой социальной адаптации) предоставлять в уполномоченный орган сведения, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого и целевое расходование предоставленной на эти цели денежной выплаты.
Заявитель в течение срока действия социального контракта, предоставляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого, произведенные в соответствии с программой социальной адаптации по факту произведенных расходов (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида деятельности).
В судебном заседании установлено, что 13 апреля 2021 года ФИО2 обратилась к истцу с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
На основании приказа Управления социальной защиты населения администрации Кузнецкого района Пензенской области № 82 «Од» от 22 апреля 2021 года было принято решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта ФИО2
27 апреля 2021 года между сторонами был заключен социальный контракт № 44 на срок до 27 октября 2021 года.
В соответствии с п. 2.2.2 контракта ФИО2 приняла на себя обязательства, в том числе: выполнять программусоциальнойадаптации в полном объёме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; встать на учет в налоговом органе в Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход и получить выписку из ЕГРИП/справку о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства материально-производственные запасы, оборудование, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы.
На основании п.п. 5.1 социального контракта предусмотрено, что в случае
использования полученных денежных выплат на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации, невыполнения обязательств, предусмотренных социальным ко также предоставления недостоверной информации о выполнении мероприятий социальной адаптации, предоставления заведомо недостоверной информации, послужившей основанием для заключения социального контракта, досрочного прекращения со контракта по инициативе Заявителя, Заявитель обязан возвратить полученные денежные средства в бюджет Пензенской области в порядке, установленном Правилами оказания государственно социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области.
Согласно п. 5.2 в случае невозвращения Заявителем денежных выплат Уполномоченный орган принимает меры по ее возврату в бюджет Пензенской области в судебном порядке.
В приложении к социальному контракту № 44 от 27 апреля 2021 года разработана программа социальной адаптации на каждый месяц срока действия социального контракта.
ФИО2 согласилась с условиями контракта и обязалась выполнять их, что подтверждается ее подписью.
Согласно плану мероприятий, ФИО2 обязалась в июне 2021 года приобрести основные материально-производственные запасы в соответствии с бизнес-планом, до 19 июня 2021 года представить документы, подтверждающие факт расходования денежных средств, в июне 2021 года начать осуществление предпринимательской деятельности (изготовление пастилы) и реализацию (продажу) пастилы.
Согласно контрольному заключению специалиста, осуществляющего сопровождение контракта по проведенным мероприятиям от 30 июня 2021 года план мероприятий по социальной адаптации на июнь 2021 года ФИО2 не выполнен, так как денежная выплата была снята ПАО Сбербанк со счета ответчика в счет погашения долга по кредитному договору.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались, подтверждены в судебном заседании.
27 октября 2021 года срок действия социального контракта, заключенного с ответчиком ФИО3, истек.
В связи с непредоставлением ФИО2 отчетов о реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации с июня 2021 года, 28 октября 2021 года управление социальной защиты населения администрации Кузнецкого района Пензенской области направило в адрес ответчика требование о необходимости возвратить полученные денежные средства в размере 250000 руб. в бюджет Пензенской области.
Требование ответчиком оставлено без удовлетворения, денежные средства в добровольном порядке истцу не возвращены.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено суду доказательств надлежащего исполнения условий социального контракта № 44 от 27 апреля 2021 года по оказанию государственной социальной помощи, наличия обстоятельств, препятствующих исполнению условий контракта, как не представлено и доказательств возврата сумм государственной социальной помощи, полученных на основании социального контракта.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Таким образом, денежные средства, предоставленные ФИО2 по социальному контракту от 27 апреля 2021 года в размере 250000 руб., использованные не по целевому назначению, подлежат взысканию с ответчика.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, то она подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 5 700 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования управления социальной защиты населения администрации Кузнецкого района Пензенской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в бюджет Пензенской области полученную государственную социальную помощь на основании государственного социального контракта на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности в сумме 250000 (двести пятьдесят тысяч) руб.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5700 (пять тысяч семьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: