ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-171/20 от 28.10.2020 Торжокского городского суда (Тверская область)

ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-171/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 28 октября 2020 года

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Нестеренко Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Брянцевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к публичному акционерному обществу «Газпром» о выкупе земельного участка,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Газпром», Федеральному дорожному агентству (Росавтодор), Министерству обороны Российской Федерации, публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» о солидарном выкупе земельного участка.

В обоснование заявленного требования указал, что в его собственности находится земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ

Земельный участок истца находится в зонах с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) номер 69.33.2.31, 69.33.2.37, 69.33.2.38, 69.00.2.88, 69.33.2.133 (ПАО Газпром), 69.33.2.140 (Министерство обороны РФ), что подтверждается выпиской о ЗОУИТ, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области.

ПАО «Газпром» является собственником сооружений, в интересах которого установлены ЗОУИТ: 1) номер 69.33.2.31 – Охранная зона магистрального газопровода Серпухов-Ленинград в границах Торжокского, Спировского, Вышневолоцкого районов и г. Вышнего Волочка, г. Торжка, Тверской области; 2) ЗОУИТ номер 69.00.2.88 – Охранная зона магистрального газопровода Белоусово-Ленинград в границах Торжокского, Спировского, Вышневолоцкого районов и г. Торжка, Тверской области.

В границах данных ЗОУИТ запрещается: а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями; в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений; г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей; д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ; е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; ж) разводить огонь и размещать источники огня; з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра; и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики; к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них; л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

ПАО «Газпром» также является собственником сооружений, в интересах которого установлены ЗОУИТ номер: 1) 69.33.2.37 – Зона минимальных расстояний магистрального газопровода Белоусово – Ленинград в границах Торжокского, Спировского, Вышневолоцкого районов и г. Торжка, Тверской области; 2) 69.33.2.38 – Зона минимальных расстояний магистрального газопровода Серпухов – Ленинград в границах Торжокского, Спировского, Вышневолоцкого районов и г. Вышнего Волочка, г. Торжка, Тверской области, - является ПАО «Газпром». В границах данных ЗОУИТ запрещается проводить любые мероприятия, связанные со скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ.

Собственником сооружения, в интересах которого установлена ЗОУИТ номер 69.33.2.133 – Зона минимальных расстояний магистрального газопровода «Валдай – Псков – Рига +– 2» в границах Торжокского района Тверской области, - является ПАО «Газпром». Режим использования (содержание ограничений использования) установлен постановлением Госстроя СССР от 30.03.85 № 30.

Собственником сооружения, в интересах которого установлена ЗОУИТ номер 69.33.2.140 Охранная зона объекта «Межобъектовая линейно-кабельная система «Паутина-5.ЛКС», Торжокский район Тверской области (в оперативном управлении ФГКУ «Войсковая часть 71330»), - является Министерство обороны РФ. Данное обстоятельство подтверждается выпиской о зоне с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области. Ограничения в использовании объектов недвижимости в границах охранной зоны указаны в постановлении Правительства РФ от 09.06.1995 № 578 «Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации».

Данные ограничения приводят к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.

В связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, которое привело к невозможности использования земельных участков, размер возмещения при выкупе определяется по правилам, предусмотренным нормами ЗК РФ в отношении размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. При этом размер возмещения определяется исходя из вида разрешенного использования участка на день, предшествующий дню принятия решения об установлении (изменении) ЗОУИТ (пункт 9 статьи 107 ЗК РФ).

Согласно статье 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно отчету об оценке № 49-RGP/о-2012/8 об определении рыночной стоимости (дата оценки: 11 декабря 2012 года, дата составления Отчета: 12 января 2013, Исполнитель: ЗАО «РосГеоПроект») рыночная стоимость земельного участка площадью 8 834 кв. м с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, выделенного из земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего на праве собственности ФИО1, изымаемого в рамках проекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)» км 258 - км 334 Торжокский район Тверской области» (Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. ДД.ММ.ГГГГ. Участок находится примерно в 1290 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: облДД.ММ.ГГГГ), по состоянию на 11.12.2012 округленно составляет: 265 000 руб., т.е. 29,99 руб. за квадратный метр.

Именно на основании данного отчета истцом определена выкупная цена земельного участка, сделка между Российской Федерацией в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и ФИО1 исполнена сторонами.

По аналогии, с учетом местоположения, характеристик, рыночная стоимость участка, в отношении которого направлено требование, сопоставима с рыночной стоимостью оцененного участка.

09.08.2019 (ЗОУИТ 69.33.2.31), 28.09.2019 (ЗОУИТ 69.33.2.37), 09.08.2019 (ЗОУИТ 69.33.2.38), 28.09.2019 (ЗОУИТ 69.00.2.88), 27.09.2019 (ЗОУИТ 69.33.2.133) в адрес ПАО «Газпром», 09.10.2019 (ЗОУИТ 69.33.2.140) в адрес Министерства обороны РФ направлены требования о выкупе земельного участка. Ответ на данные требования не получен.

Истец просит обязать ответчиков в течение пяти календарных дней с момента вступления в законную силу судебного решения произвести солидарно выкуп принадлежащего на праве собственности ФИО1 земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 10000 кв. м., установив выкупную цену в размере 299 900 руб.

Протокольным определением суда от 03.06.2020 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства обороны Российской Федерации надлежащим Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Определениями суда от 06.03.2020, 17.07.2020 приняты отказы истца ФИО1 от исковых требований соответственно к Федеральному дорожному агентству (Росавтодор), ПАО «МРСК Центра», Федеральной службе безопасности Российской Федерации, производство по делу в указанной части прекращено.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Росреестра по Тверской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» в Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

В судебное заседание истец ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

В письменных объяснениях от 05.03.2020 и от 26.10.2020 представители истца приводят доводы о том, что ведение рационального сельхозпроизводства без возведения необходимых зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на землях сельскохозяйственного назначения, без проведения мероприятий в целях повышения продуктивности земель, в том числе предполагающих обработку почвы на глубину более 0,3 метра, невозможно с учетом установленных ограничений. Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (ред. от 17.05.2016) «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» эксплуатационные организации газораспределительных сетей обязаны за свой счет: содержать охранные зоны (просеки) газораспределительных сетей в пожаробезопасном состоянии; создавать минерализованные полосы по границам просек шириной не менее 1,4 метра; устраивать через каждые 5 - 7 километров переезды для противопожарной техники. Земельный участок приобретен истцом до дня установления ЗОУИТ и ее границ, так как из возражений ПАО «Газпром» следует, что охранная зона газопровода и зона минимально допустимых расстояний внесены в государственный кадастр недвижимости с момента начала регистрации таких зон в Тверской области (письма от 22.08.2014г. № 19-15401\01-10 и от 02.10.2014 № 19-19341\01-10). В правоустанавливающих документах истца на земельный участок отсутствовали сведения об ограничениях, установленных в границах зоны, что исключает возможность реализации требования о выкупе земельного участка. Убытки, причиненные ограничением его прав в связи с установлением такой зоны правообладателю земельного участка, не возмещались. Факт наличия магистрального газопровода на земельном участке истца не имеет правового значения, поскольку положения земельного законодательства связывают возможность реализации требования о выкупе земельного участка лишь с наличием решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории. Ответчик в период с 01.09.2019 по 31.07.2020 без согласования с истцом провел работы по строительству объекта «Отвод ВОЛС газопровода «Ямал-Европа», злоупотребляя своими правами.

Ответчик ПАО «Газпром», будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки суд не известил.

В представленных письменных отзывах от 09.07.2020. 21.09.2020 представители ПАО «Газпром» указывают, что магистральный газопровод «Серпухов-Ленинград» (введен в эксплуатацию в 1959 году), магистральный газопровод «Белоусово-Ленинград» (введен в эксплуатацию в 1967 году), магистральный газопровод «Валдай- Псков-Рига-2» (введен в эксплуатацию в 1977 году) являются собственностью ПАО «Газпром». Данные объекты переданы в аренду ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Охранная зона газопроводов и зона минимально допустимых расстояний внесены в государственный кадастр недвижимости с момента начала регистрации таких зон в Тверской области (письма от 22.08.2014 № 19-15401\01-10 и от 02.10.2014 № 19-19341\01-10).

Ссылаясь на ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденных заместителем Министра топлива и энергетики России от 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083, указывают, что охранная зона не препятствует использованию собственникам земель сельскохозяйственного назначения. Полагают, что истцом не доказан факт невозможности использования земельного участка. Просят в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представитель представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представило письменный отзыв, в котором полагало, что исковое заявление не подлежит удовлетворению. В обоснование указало, что в силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 8, 9 Закона Тверской области от 09.04.2008 № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» субъект Российской Федерации при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. Извещение о намерении совершить отчуждение земельного участка от ФИО1 в Правительство Тверской области не поступало. Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра по Тверской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» в Тверской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ним принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон (постановления КС РФ от 05.02.2007 № 2-П, от 14.02.2002 № 4-П, от 28.11.1996 № 19-П, Определение КС РФ от 13.06.2002 № 166-О).

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий (Определение КС № 1642-О-О от 16.12.2010).

Суд установил следующие обстоятельства дела.

Согласно выписке из ЕГРН от 30.07.2019 за ФИО1 24.09.2008 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 10000 кв.м. Кадастровый номер присвоен земельному участку 17.07.2008. Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории отсутствуют (т. 1, л.д. 40-42).

Как усматривается из копии свидетельства о государственной регистрации права от 24.09.2008 основанием возникновения права собственности ФИО1 на указанный земельный участок является протокол общего собрания участников общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах ДД.ММ.ГГГГ от 15.01.2017 (т. 1, л.д. 193).

Представитель истца ФИО2 пояснила в судебном заседании 17.07.2020, что в состав земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ входят сельскохозяйственные угодья - пашня. Указанное согласуется с протоколом общего собрания участников общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах колхоза «ДД.ММ.ГГГГ от 15.01.2017, где определено местоположение выделяемых ФИО1 земельных участков в счет принадлежащих ему долей в праве общей собственности на участок в границах ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в районе ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке о зоне с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) от 08.08.2019, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, ЗОУИТ с индивидуальным обозначением «Охранная зона магистрального газопровода Серпухов-Ленинград в границах Торжокского, Спировского, Вышневолоцкого районов и г. Вышнего Волочка, г. Торжка, Тверской области, номер 69.33.2.31» 28.04.2018 присвоен реестровый номер 69:33-6.130 (т. 1, л.д. 90-96). Сведения о границах зоны внесены 28.04.2018.

Согласно выписке о зоне с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ) от 07.11.2019, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, ЗОУИТ с индивидуальным обозначением «Охранная зона магистрального газопровода Белоусово-Ленинград в границах Торжокского, Спировского, Вышневолоцкого районов и г. Торжка, Тверской области. Тип зоны: охранная зона инженерных коммуникаций; 69:00-6.421» 26.04.2018 присвоен реестровый номер 69:00-6.421 (т. 1, л.д. 111-120). Сведения о границах зоны внесены 26.04.2018.

По ходатайству истца по делу проведена судебная оценочная экспертиза в целях определения выкупной стоимости земельного участка на даты, предшествующие внесению в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории 69:33-6.130 и 69:00-6.421. Согласно заключению эксперта ФИО3 выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000011:746 на даты 25.04.2018 и 27.04.2018 составляет 185 000 руб.

Не доверять данному заключению у суда оснований не имеется, эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ, квалификация эксперта сомнений не вызывает, доказательства его заинтересованности в исходе дела отсутствуют.

Расчет выкупной цены, представленный истцом, судом не принимается, поскольку он основан на отчете об оценке № 49-RGP/о-2012/8 об определении рыночной стоимости другого земельного участка и на дату, не являющуюся юридически значимой при рассмотрении настоящего дела (на 11.12.2012).

Указанными выписками о ЗОУИТ подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ расположен в границах ЗОУИТ с реестровыми номерами 69:33-6.130, 69:00-6.421 (т. 1, л.д. 96, л.д. 119 оборот).

В границах данных ЗОУИТ запрещается: а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями; в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений; г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей; д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ; е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; ж) разводить огонь и размещать источники огня; з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра; и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики; к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них; л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

Согласно пояснениям представителя истца ФИО2 в судебном заседании 16.07.2020 и выпискам о ЗОУИТ, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, сведения о границах ЗОУИТ номер 69.33.2.38, 69.33.2.37, 69.33.2.133 исключены из ЕГРН 25.10.2018 (т. 1, л.д. 97, 103, 121).

Как следует из письменных пояснений ПАО «Газпром» от 17.03.2020 (т. 2, л.д. 21) и представленной копии свидетельства о государственной регистрации права (т. 2, л.д. 28) в границах ЗОУИТ с реестровым номером 69:33-6.130 находится объект, право собственности на который зарегистрировано согласно свидетельству АА № 004575 от 21.02.2007, - Линейное сооружение магистральный газопровод «Серпухов – Ленинград» и ГРС «Шоссейная», нефтяные и газовые сооружения, протяженностью 566,7 км (Московская обл. (участок 3,6 км 0,6%), Тверская обл. (участок 220,4 км 38,9%), Новгородская обл. (участок 246,6 км 43,5%), Ленинградская обл. (участок 96,1 км 17%), инв. № 14457, лит. А II, А II-1Л, А II-2Л, А II-3Л, А II-4Л, А II-1, А II-2, А II-3, А II-4).

Как следует из письменных пояснений ПАО «Газпром» от 17.03.2020 (т. 2, л.д. 21) и представленной копии свидетельства о государственной регистрации права (т. 2, л.д. 26) в границах ЗОУИТ с реестровым номером 69:00-6.421 находится объект, право собственности на который зарегистрировано согласно свидетельству АА № 004286 от 06.03.2006, - Линейное сооружение магистральный газопровод «Белоусово – Ленинград», нефтяные и газовые сооружения, протяженностью 625,6 км (Московская обл. - 0,4%, Тверская обл. -37,3%), Новгородская обл. - 38,6%, Ленинградская обл. – 23,7%), инв. № 14456, лит. ВII, ВII-1Л, ВII-2Л, ВII-3Л, ВII-4Л, ВII-5Л, ВII-6Л).

Таким образом представленными в дело доказательствами объективно подтверждается, что принадлежащий на праве собственности истцу земельный участок истца с кадастровым номером 69:33:0000011:746 из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения для сельскохозяйственного производства, находится в зонах с особыми условиями использования территорий с реестровыми номерами 69:33-6.130, 69:00-6.421, а именно в охранных зонах магистральных газопроводов «Серпухов – Ленинград», «Белоусово – Ленинград», принадлежащих на праве собственности ПАО «Газпром».

Истец ФИО1 направил ответчику ПАО «Газпром» требования о выкупе земельного участка от 05.08.2019 и от 25.09.2019 с указанием его кадастрового номера, площади, категории земель, вида разрешенного использования, местоположения и цены в размере 29,99 руб. за кв.м. (т. 1, л.д. 34, 37). Требования мотивированы невозможностью использования земельного участка в связи с установлением ЗОУИТ. Получение данных требований ответчиком не оспаривалось.

Пункт 6 ст. 105 Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 04.08.2018, относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) к зонам с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 7 ст. 107 Земельного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 04.08.2018) установлено, что в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка, в соответствии с его разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника такого земельного участка указанные в пунктах 8 и 9 ст. 57.1 данного кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такой земельный участок.

Приведенная норма права, применительно к земельным участкам, по смыслу ч. 25, 27 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ), распространяется также на случаи, если использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно в связи с его нахождением в границах зоны с особыми условиями использования территории, которая установлена до 1 января 2022 года и сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, или в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

Согласно частям 8 - 10 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, установленные до 04.08.2018 г. (дня официального опубликования названного федерального закона) нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от наличия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости и соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона).

Частью 9 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ установлено, что в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Согласно ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ одним из условий является установление зоны с особым условием использования территории нормативным правовым актом, предусматривающим установление такой зоны в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Согласно п. 1 ст. 106 Земельного кодекса РФ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утверждает положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

В связи с тем, что указанные подзаконные нормативные правовые акты в настоящее время не приняты, действует прежний порядок установления границ зоны с особыми условиями использования территорий, поскольку согласно ч. 16 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего федерального закона.

Таким образом до утверждения Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта правовой режим охранных зон трубопроводов определяется в том числе Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных заместителем Министра топлива и энергетики России от 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083. При этом указанные правила не предусматривают порядок установления охранных зон и не определяют необходимость принятия уполномоченными органами соответствующего решения.

В возражениях на исковое заявление от 09.07.2020, 21.09.2020 представители ПАО «Газпром» указывают, что магистральный газопровод «Серпухов-Ленинград» введен в эксплуатацию в 1959 году, магистральный газопровод «Белоусово-Ленинград» - в 1967 году, магистральный газопровод «Валдай- Псков-Рига-2» - в 1977 году, охранные зоны газопроводов установлены с момента ввода их в эксплуатацию. В обоснование данного довода представлены копии актов приемки в эксплуатацию газопроводов.

Также суду предоставлены акты проверок нанесения газопроводов высокого давления на карты землепользователей Торжокского района от 05.04.1995, 15.05.2000, 03.06.2003, 04.11.2003, 13.01.2004, 16.03.2005, подписанных представителями органов местного самоуправления Торжокского района и Торжокского линейного производственного управления магистральных газопроводов, в том числе магистральных газопроводов «Серпухов-Ленинград», «Белоусово-Ленинград».

Обязанность предприятий трубопроводного транспорта передать материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон, входящих в его состав коммуникаций и объектов, в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользователей предусмотрена пунктом 1.4 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9. Аналогичные нормы содержались в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 № 341 (пункт 6).

Кроме того, суду представлена копия письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 22.08.2014, подтверждающая внесение в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия сведений о границах охранной зоны магистрального газопровода Белоусово-Ленинград в границах Торжокского, Спировского, Вышневолоцкого районов и г. Торжка, Тверской области с учетным номером 69.00.2.88, охранной зоны магистрального газопровода Серпухов-Ленинград в границах Торжокского, Спировского, Вышневолоцкого районов и г. Вышнего Волочка, г. Торжка, Тверской области с учетным номером 69.33.2.31.

Как указано выше, в настоящее время сведения об охранных зонах данных газопроводов учтены в Едином государственном реестре недвижимости под реестровыми номерами 69:33-6.130 и 69:00-6.421. Они являются общедоступными, в том числе, на публичной кадастровой карте официального сайта Росреестра.

Согласно п. 6 ст. 90 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

При таких обстоятельствах приходит к выводу о том, что охранные зоны магистральных газопроводов «Серпухов-Ленинград», «Белоусово-Ленинград» возникли (установлены и определены) в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ на основании нормативного правового акта, предусматривающего установление такой зоны в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

В этой связи доводы истца о том, что охранные зоны магистральных газопроводов «Серпухов-Ленинград», «Белоусово-Ленинград» установлены только с момента внесения в ЕГРН сведений о них 26 и 28 апреля 2018 года, основаны на неверном толковании норм материального права.

По смыслу п. 7 ст. 107 Земельного кодекса РФ, ч. 25 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ юридически значимым обстоятельством, при котором у правообладателя зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, возникает обязанность выкупить земельный участок по требованию его собственника является невозможность использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием вследствие установления или изменения ЗОУИТ. Данная норма распространяется лишь на случаи, когда использование участка стало невозможно, но не существенно затруднено.

Как следует из материалов дела и установлено судом земельный участок истца с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения для сельскохозяйственного производства. В состав земельного участка входят сельскохозяйственные угодья.

Истец в обоснование довода о нарушении своих прав указывает, что установленные в охранных зонах магистральных газопроводов ограничения приводят к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.

В обоснование данного довода указывает, что ведение рационального сельхозпроизводства без возведения необходимых зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на землях сельскохозяйственного назначения, без проведения мероприятий в целях повышения продуктивности земель, в том числе предполагающих обработку почвы на глубину более 0,3 метра, невозможно с учетом установленных ограничений. Кроме того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (ред. от 17.05.2016) «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» эксплуатационные организации газораспределительных сетей обязаны за свой счет: содержать охранные зоны (просеки) газораспределительных сетей в пожаробезопасном состоянии; создавать минерализованные полосы по границам просек шириной не менее 1,4 метра; устраивать через каждые 5 - 7 километров переезды для противопожарной техники.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Пунктом 1 ст. 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, ч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.

Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Таким образом содержание предусмотренных федеральным законом в охранной зоне газопровода ограничений применительно к землям сельскохозяйственного назначения и входящим в ним сельскохозяйственным угодьям не влечет возникновение дополнительных ограничений хозяйственной деятельности, которые могут рассматриваться как повлекшие невозможность использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Виды ограничений хозяйственной деятельности, установленных в охранных зонах магистральных газопроводов с реестровыми номерами 69:33-6.130 и 69:00-6.421, определяются п. 4 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 № 1083 (далее – Правила № 1083), п. 4.3, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных заместителем Министра топлива и энергетики России от 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9 (далее – Правила № 9).

В силу Правил № 1083 в охранных зонах собственник или иной законный владелец земельного участка может производить полевые сельскохозяйственные работы и работы, связанные с временным затоплением орошаемых сельскохозяйственных земель, предварительно письменно уведомив собственника магистрального газопровода или организацию, эксплуатирующую магистральный газопровод (п. 5). В охранных зонах с письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод допускается в том числе проведение мелиоративных работ, осуществление посадки и вырубки деревьев и кустарников; проведение земляных работ на глубине более чем 0,3 метра, планировка грунта и т.д. (п. 6). Собственник магистрального газопровода или организация, эксплуатирующая магистральный газопровод, в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, указанного в пункте 8 Правил, обязаны выдать разрешение на производство работ либо в случае наличия угрозы безопасности магистрального газопровода направить мотивированный отказ в выдаче разрешения на производство работ. Отказ в выдаче разрешения на производство работ может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Правил № 9 земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил (п. 4.2). Полевые сельскохозяйственные работы в охранных зонах трубопроводов производятся землепользователями с предварительным уведомлением предприятия трубопроводного транспорта о их начале (п. 5.2).

Таким образом предусмотренные законом ограничения в охранных зонах магистральных газопроводов не только не исключают, но прямо допускают использование земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их разрешенным использованием.

При этом в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено каких-либо доказательств невозможности использования принадлежащего ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Соответствующие доводы, изложенные в исковом заявлении, письменных объяснениях, носят предположительный характер.

Аналогичные по содержанию ограничения прав на землю установлены и Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, на которые ссылается истец в обоснование своих требований. Вместе с тем, данный нормативный правовой акт к правоотношениям сторон применению не подлежит, поскольку магистральные газопроводы в состав газораспределительных сетей не включены, что следует из п. 4 названных Правил.

Довод представителя истца о том, что эксплуатационные организации газораспределительных сетей обязаны проводить противопожарные мероприятия, которые указаны в п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (ред. от 17.05.2016) «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», судом отклоняется также и потому, что данная норма распространяется на случаи прохождения охранных зон газораспределительных сетей по лесам и древесно-кустарниковой растительности, в то время как в состав земельного участка истца входят сельскохозяйственные угодья – пашня.

Поскольку истцом не доказан факт невозможности использования земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с его разрешенным использованием, то требование к ответчику ПАО «Газпром» о выкупе данного земельного участка не основано на законе.

Кроме того, как видно из направленных истцом в адрес ответчика ПАО «Газпром» требований о выкупе земельного участка, в них определены существенные условия договора купли-продажи недвижимости – предмет и цена договора, т.е. ФИО1 совершены действия, определенно свидетельствующие о намерении произвести отчуждение земельного участка.

В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Подпунктом 3 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к принципам оборота указанных земель в том числе отнесено преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

В силу п. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 8, 9 Закона Тверской области от 09.04.2008 № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» субъект Российской Федерации при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора.

Если субъект Российской Федерации откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение.

Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

Согласно п. 1, 2 ст. 9 Закона Тверской области от 09.04.2008 № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» извещение о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения направляется продавцом в Правительство Тверской области. В извещении указываются цена, размер, местоположение земельного участка (с указанием кадастрового номера) и срок, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

В соответствии с п. 1 постановления администрации Тверской области от 06.05.2006 № 93-па «О реализации отдельных полномочий в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения», пп. 29 п. 8 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 73-пп, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области уполномочено на осуществление полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Как следует из письменного отзыва Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области извещение о намерении совершить отчуждение земельного участка от ФИО1 в Правительство Тверской области не поступало. Доказательств обратного суду не представлено. Данное обстоятельство исключает возможность удовлетворения требований истца к ПАО «Газпром».

Также суд полагает необходимым отметь, что истцом не представлены правоустанавливающие документы на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в границах колхоза «Родина» Будовского сельского поселения Торжокского района Тверской области, из которого ФИО1 выделен земельный участок в счет принадлежащих ему долей в праве общей собственности. В этой связи истцом не представлено доказательств, позволяющих бесспорно установить отсутствие в правоустанавливающих документах информации об имеющихся ограничениях прав на землю.

Довод истца о том, что ответчик в период с 01.09.2019 по 31.07.2020 без согласования с истцом провел работы по строительству объекта «Отвод ВОЛС газопровода «Ямал-Европа» на участке Торжок-Санкт-Петербург. Этап 5 ВОЛС на участке ФИО4-20 «Торжок» - ФИО4 «Валдай» код стройки 008-2000132», юридического значения по настоящему делу не имеет и основанием для удовлетворения иска являться не может.

С учетом установленных по делу обстоятельств и материалов дела, исковые требования ФИО1 к ПАО «Газпром» о выкупе земельного участка удовлетворению не подлежат.

Доводы истца не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения по существу, в связи с чем признаются судом несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований.

К судебным расходам, согласно ст. ст. 88, 94 ГПК РФ, относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей и другие.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 ГПК РФ.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

По смыслу указанных норм при разрешении вопроса о взыскании судебных издержек в порядке, предусмотренном абз. 2 ч. 2 ст. 85 ГПК РФ, судам необходимо учитывать положения ст. 98 ГПК РФ.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 по настоящему делу оказано полностью.

Стоимость экспертизы, проведенной ООО «ЭТАЛОН-Оценка» по данному делу составляет 10400 рублей, до настоящего времени оплата экспертизы не произведена.

Таким образом, в пользу ООО «ЭТАЛОН-Оценка» с истца ФИО1 подлежат взысканию расходы за проведение судебной экспертизы в размере 10400 руб. (согласно ходатайству экспертного учреждения).

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к публичному акционерному обществу «Газпром» в течение пяти календарных дней с момента вступления в законную силу судебного решения произвести солидарно выкуп принадлежащего на праве собственности ФИО1 земельного участка кадастровый условный номер ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью ДД.ММ.ГГГГ кв. м., установив выкупную цену в размере 299 900 рублей 00 копеек, путем перечисления денежных средств в размере 299 900 рублей 00 копеек на расчетный счет истца, отказать полностью.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ЭТАЛОН-Оценка» расходы на проведение экспертизы в размере 10 400 (десять тысяч четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Р.Н. Нестеренко

Решение принято в окончательной форме 03.11.2020.

Судья подпись Р.Н. Нестеренко

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-171/2020