ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-171/2014 от 22.05.2014 Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

 Дело № 2-171/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 22 мая 2014 года                     с. Кызыл-Мажалык

 Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуша В.Б., при секретаре Билчей А.Б.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва к администрации сельского поселения сумона А. о признании бездействия незаконным и обязании передать муниципальное имущество муниципальному бюджетному учреждению на праве оперативного управления,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Барун-Хемчикского района обратился в суд к администрации сельского поселения сумона А. (далее – администрация А.) с иском о признании бездействия незаконным и обязании передать муниципальное имущество муниципальному бюджетному учреждению на праве оперативного управления. В обоснование иска прокурор указал, что по результатам проверки соблюдения организациями и учреждениями законодательства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что государственная регистрация права оперативного управления на земельный участок и здания муниципального бюджетного учреждения сельского Дома культуры не осуществлена. Недвижимое имущество, а именно здание и земельный участок Дома культуры сельского поселения А., расположенное по адресу <адрес>, собственником которых является администрация А. не передано бюджетному учреждению по акту приема-передачи, договор передачи имущества на праве оперативного управления отсутствует, что создает препятствия по осуществлению регистрации права оперативного управления муниципальным имуществом. Бездействием администрации А. по неосуществлению передачи муниципального имущества бюджетному учреждению на праве оперативного управления нарушает конституционное право муниципального образования, гарантирующие защиту муниципальной собственности и создает предпосылки для использования муниципального имущества в ущерб интересам муниципального образования. Просит признать бездействие администрации А. незаконным и обязать осуществить передачу муниципального имущества – здания муниципального бюджетного учреждения сельского Дома культуры сельского поселения А., на праве оперативного управления, путем оформления акта приема-передачи и составления договора передачи муниципального имущества на праве оперативного управления.

 В судебное заседание стороны не явились, хотя лично под роспись были извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении дела не представили, поэтому суд признаёт их неявку неуважительной и рассматривает дело в их отсутствие в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

 Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности защищаются равным образом.

 Пунктом 3 ст. 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

 В силу абзаца пятого п.1 ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

 Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

 Ст.299 ГК РФ регламентировано, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

 В соответствии с п.п. 1, 2 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

 Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управленйя, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.

 В соответствии с ч.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

 Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

 В соответствии со ст. 1.3 Устава бюджетного учреждения Дома культуры администрации сельского поселения сумона А. (далее - Устав) учредителем является администрация сельского поселения сумона А..

 Статьей 3.1, 3.3 Устава имущество учреждения является муниципальной собственностью администрации сельского поселения сумона А. и закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления.

 Согласно постановлению председателя администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальные учреждения, предприятия, жилищный фонд, имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения безвозмездно передано из муниципальной собственности Барун-Хемчикского кожууна в муниципальную собственность поселения Аянгаты.

 Из объяснения директора муниципального бюджетного учреждения сельского Дома культуры О. следует, что на здание дома культуры свидетельства о передаче оперативного управления не имеется. На земельный участок и на здание свидетельство о государственной регистрации также не имеется. В настоящее время оформляют межевое дело. администрацией А. здание на пользование передано. Ведется работа над свидетельством о передаче оперативного управления.

 Таким образом, судом установлено, что ответчиком администрацией А. здание муниципального бюджетного учреждения сельского Дома культуры не передано на праве оперативного управления, отсутствует акт приема-передачи, договор о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления не составлен.

 Суду не представлены какие-либо доказательства подтверждающие, что ответчиком администрацией А. устранены указанные нарушения.

 Таким образом, поскольку, доводы, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение, исковые требования прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва к Администрации сельского поселения сумона А. о признании бездействия незаконным и обязании передать муниципальное имущество муниципальному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва к администрации сельского поселения сумона А. о признании бездействия незаконным и обязании передать муниципальное имущество муниципальному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумона А. по неосуществлению передачи муниципального имущества – здания и земельного участка Дома культуры сельского поселения А., расположенного по адресу: <адрес> без номера.

 Обязать администрацию сельского поселения сумона А. осуществить передачу муниципального имущества – здания муниципального бюджетного учреждения сельского Дома культуры сельского поселения А., расположенного по адресу: <адрес> культуры сельского поселения А. на праве оперативного управления, путем оформления акта приема-передачи и составления договора передачи муниципального имущества на праве оперативного управления.

 Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения решения через Барун-Хемчикский районный суд.

 Судья                          Монгуш В.Б.