ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-171/2021 от 16.02.2021 Старооскольского городского суда (Белгородская область)

УИД 31RS0020-01-2020-004946-77 Дело №2-171/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2021 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Левченко В.Ю.,

при секретаре судебного заседания Фоменко Е.А.,

с участием представителя истца – адвоката Кохан О.Д. (ордер № от 14.12.2020), поддержавшей заявленные требования, представителя ответчика администрации Старооскольского городского округа Белгородской области- ФИО1 (доверенность от 12.01.2021), возражавшей против удовлетворения иска,

в отсутствие истца ФИО2, представителей третьих лиц Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, Управление социальной защиты населения Старооскольского городского округа Белгородской области, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании решения и уведомления об отказе в постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании осуществить постановку на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, будучи вдовой ФИО3, имевшего при жизни статус ветерана-участника ВОВ и право на льготы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ), обратилась с заявлением в администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области о постановке ее на учет нуждающихся в жилье, представив документы о своем статусе, удостоверение, дающее ей право на льготы по статье 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ,

Однако 02 ноября 2020 года она получила уведомление № администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, из которого узнала, что Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации Старооскольского городского округа от 02 ноября 2020 года № было отказано во включении ее в реестр ветеранов ВОВ и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, а также обеспечении жильем по Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714.

Отказ был обоснован тем, что муж истицы – ФИО3, являлся, по мнению ответчиков, не ветераном ВОВ, а ветераном боевых действий, поскольку участвовал не в Великой Отечественной войне 1941-1945 г., а в боевых действиях в Северной Корее в период с 22.01.1952 года по 29.09.1953 года.

Исходя из этого, истец как вдова ветерана боевых действий, заявившая о принятии ее на жилищный учет после 01.01.2005 года, не подлежит обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе по Указу Президента. Она подлежит принятию на жилищный учет только на общих основаниях для обеспечения ее жильем в порядке общей очереди в соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области от 28 марта 2006 года №52-пп «О предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» и на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от 29 мая 2015 года №12 включена в список ветеранов инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года по Старооскольскому городскому округу.

В связи с этим ФИО2 просила суд признать незаконными решение и уведомления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 02 ноября 2020 года № и поставить ее на учет нуждающихся в жилье как вдову ветерана ВОВ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы искового заявления, Старооскольский городской суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно частям 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), для предоставления жилого помещения на условиях социального найма некоторые категории граждан могут быть признаны нуждающимися в таком жилье по основаниям, установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации РФ. Обеспечиваются они жилыми помещениями в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен соответствующим нормативным актом.

При этом граждане, указанные в статье 49 настоящего Кодекса, вправе по их выбору состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории).

Ответчик, рассмотрев ее заявление и представленные документы, отказал ей в принятии на учет для обеспечения жильем не только по Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714, но и по иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 12 января 1995 года № 5-ФЗ. И если отказ в принятии на учет для обеспечения жилым помещением по правилам вышеприведенного Указа обоснован, то отказ по иным основанием не может быть признан законным, исходя из следующего.

При этом ответчики не учли, что муж истицы – ФИО3 – имел выданное в установленном законом порядке удостоверение не ветерана боевых действий, а ветерана-участника ВОВ, дающее ему право на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

Истице после смерти мужа в 19 мая 2015 года было выдано удостоверение члена семьи умершего ветерана ВОВ (подпункт 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ), дающее ей право на получение мер социальной поддержки, установленных этим законом.

Из справки военного комиссара г. Старый Оскол и Старооскольского района Белгородской области усматривается, что ФИО3 с 22 января 1952 года по 29 сентября 1953 года, в период прохождения военной службы, принимал участие в боевых действиях на территории Северной Кореи.

Согласно статьям 1, 2 и 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, ветераны ВОВ и ветераны боевых действий – разные категории ветеранов, первым из которых предоставляются меры социальной поддержки по статье 15 данного Закона, а вторым – по статье 16 Закона. Права членов их семей производны от их прав (статья 21 Закона).

К ветеранам Великой Отечественной войны, согласно статьей 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, относятся не только лица, участвовавшие непосредственно в войне 1941-1945 годов, но и лица, принимавшие участие в иных боевых действиях по защите Отечества. В частности, подпунктом «а» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона предусмотрено, что ветеранами – участниками ВОВ являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества.

К операциям по защите Отечества, по смыслу раздела I Приложения к Федеральному закону «О ветеранах» «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» относятся, в числе прочего, боевые действия с июня 1950 года по июль 1953 года в Северной Корее, поскольку в указанном Перечне после раздела 2 прямо предусмотрено, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

При этом действие статьи 3 названного закона - «Ветераны боевых действий» - распространяется на иную категорию лиц, которые принимали участие в боевых действиях, предусмотренных разделом III Перечня.

В связи с этим мужу истца было выдано удостоверение ветерана – участника ВОВ, а не ветерана – участника боевых действий.

Как ветеран – участник ВОВ из числа лиц, указанных в подпункте "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, ФИО3 в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 15 имел право на такую меру социальной поддержки, как однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Закона, независимо от его имущественного положения и даты принятия на учет.

Такое же право предоставлено его вдове, нуждающейся в получении жилья, как члену семьи умершего участника ВОВ, в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, независимо от ее имущественного положения и времени принятия на учет.

Таким образом, законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня, предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки.

Разрешая спор, администрация Старооскольского городского округа Белгородской области не учли то обстоятельство, что право истицы производно от права умершего супруга, который при жизни имел статус ветерана-участника Великой Отечественной войны. Отнеся супруга истца к ветеранам боевых действий, ответчик ошибочно всех лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), приравняли к ветеранам боевых действий без учета их дифференциации, установленной положениями Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

Делая вывод, что ФИО2 обратилась с заявлением о принятии на жилищный учет после 01.01.2005 года, поэтому имеет право на обеспечение ее жильем только в порядке общей очереди по нормам ЖК РФ, а не за счет средств федерального бюджета по нормам Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, администрация Старооскольского городского округа Белгородской области не учла, что данное обстоятельство в силу прямого указания закона имеет правовое значение только для ветеранов боевых действий и членов их семей (статья 16 и подпункт 4 пункта 1 статьи 21 Закона). Это же следует из содержания пункта 1 статьи 23.2 вышеприведенного Закона.

ФИО2, как следует из материалов дела, является членом семьи не ветерана боевых действий, а ветерана – участника ВОВ. Обеспечение жильем членов семей умерших участников ВОВ, как уже указывалось выше, должно производиться по нормам Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ за счет средств федерального бюджета, независимо от даты принятия их на учет и их имущественного положения. При этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки и порядок предоставления жилья определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 и пункт 11 статьи 23.2 Закона).

Постановлением Правительства Белгородской области от 28 марта 2006 года №52-пп «О предоставлении мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» также предусмотрено, что на жилищном учете по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, вправе состоять не только малоимущие, но и иные категории граждан, определенные федеральными законами.

В соответствии с рядом федеральных законов, в том числе Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, предусмотрено, что ветераны ВОВ и члены семей умерших ветеранов ВОВ обеспечиваются жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ вне зависимости от даты принятия их на учет, при этом обеспечение их жильем осуществляется в форме предоставления гражданам единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений в собственность, размер которых рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании решения и уведомления об отказе в постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении незаконным, обязании осуществить постановку на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения удовлетворить.

Признать незаконным решение и уведомления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области об отказе в постановке ФИО2 как вдовы участника ВОВ на учет нуждающихся в жилье.

Возложить обязанность на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области осуществить постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как вдову участника ВОВ ФИО3 на основании статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.Ю. Левченко

Решение в окончательной форме принято 01.03.2021.

Решение05.03.2021