Железноводский городской суд Ставропольский край
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Железноводский городской суд Ставропольский край — Судебные акты
Дело № 2- 172/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Железноводский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи - Гараничевой И.П.,
при секретаре - Погребняк И.Н.,
с участием:
истца – ФИО1,
представителя истца - ФИО2, действующей по доверенности,
представителей ответчика - Управления образования администрации города-курорта Железноводска в лице начальника Управления образования ФИО3 и начальника отдела труда и социально-правовых гарантий ФИО4, действующей по доверенности,
рассмотрев 19 апреля 2010 года в открытом судебном заседании в городе Железноводске гражданское дело
по иску ФИО1 к Управлению образования Администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным отказа в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу,
установил:
С Дата обезличена года по Дата обезличена года ФИО1 работала заведующей детским садом Номер обезличен города Железноводска, с Дата обезличена года назначена переводом инспектором гороно по дошкольному воспитанию, с Дата обезличена года переведена на муниципальную должность специалиста 1 категории по дошкольному образованию, с Дата обезличена года переведена на муниципальную должность главного специалиста отдела образования.
Период с Дата обезличена года по Дата обезличена года Министерством труда и социальной защиты населения включен в стаж государственной службы, дающий право на назначение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
Весь вышеуказанный период трудового стажа составил 25 лет 10 месяцев 26 дней.
Дата обезличена года ФИО1 уволена по п.3 ст.77 ТК РФ по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию, согласно ее заявлению от Дата обезличена года.
Истица обратилась в суд с требованиями к ответчику о признании незаконным отказа в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Свои доводы мотивирует тем, что в сентябре 2009 года обратилась к ответчику с письмом, в котором просила рассмотреть вопрос о выплате ей единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу, предусмотренного п.2 ст.13 Закона Ставропольского края от Дата обезличена года Номер обезличенкз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае», которое выплачивается муниципальному служащему в связи с выходом на трудовую пенсию по старости или инвалидности. Однако, письмом от Дата обезличена года, которое она получила Дата обезличена года, ей было отказано в выплате данного поощрения. Отказ мотивирован тем, что в мае 2008 года, в соответствии со ст.192 п.1 ТК РФ ей было объявлено замечание, в июле 2008 года по факту нарушений ею должностных полномочий, связанных с несогласованностью ее действий с начальником управления образования, ей объявлен выговор. Кроме того, в июле 2009 года, в ходе изучения положения дел и оказания практической помощи органам местного самоуправления города-курорта Железноводска рабочей группой правительства Ставропольского края выявлен ряд нарушений в ее работе по исполнению законодательства РФ, в вопросах утверждения и разработки нормативно-правовых актов, распространяющих свое действие на деятельность муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
С целью урегулирования вопроса выплаты поощрения в досудебном порядке она обратилась с письмами в Министерство труда и социальной защиты населения и в Министерство образования Ставропольского края. На ее обращения она получила ответ от начальника управления кадров, государственной, муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края от 22.01.2010 года, в котором ей было рекомендовано за разрешением неурегулированных разногласий с работодателем обратиться в суд.
Отказ в выплате единовременного поощрения считает незаконным, так как по итогам последней аттестации муниципальных служащих от 19.12.2007 года она значилась старшим референтом муниципальной службы 2 класса, имеет стаж муниципальной службы более 25 лет, о безупречности и эффективности ее службы свидетельствуют записи в трудовой книжке о неоднократных поощрениях и награждениях, имеет ряд почетных грамот Министерства образования СК и Губернатора СК. О результативности ее работы говорят и те факты, что система дошкольного образования города, развитие и совершенствование которой входило в ее обязанности, все годы имела стабильные экономические показатели. В 2007 году на базе четырех дошкольных учреждений города Железноводска Министерством образования Ставропольского края был проведен семинар-совещание, который высоко оценил содержание и качество дошкольного образования в учреждениях города. По итогам семинара 10 специалистов дошкольных учреждений города были награждены почетными грамотами Министерства образования Ставропольского края, а два человека представлены к награждению нагрудным знаком «Почетный работник общего образования». В 2007, 2008 и 2009 годах детские сады города Номер обезличен, Номер обезличен и Номер обезличен по итогам участия в краевом конкурсе «Детский сад года» занимали призовые места и награждались ценными подарками и почетными грамотами. Все изложенное явилось результатом ее многолетней эффективной управленческой деятельности по развитию и совершенствованию дошкольного образования города.
Таким образом, взыскания, которые имели место в 2008 году, в силу ст.194 ТК РФ не могут учитываться при отказе в выплате поощрения, а указанные в письме начальника Управления образования нарушения в ее работе, не подтверждены документально. Для выплаты единовременного поощрения необходимо наличие следующих условий: факта безупречной и эффективной службы, выход на пенсию по старости или инвалидности и требуемый стаж. Все эти условия ею выполнены.
На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную службу, предусмотренного п.2 ст.13 Закона Ставропольского края от Дата обезличена года Номер обезличенкз при наличии стажа муниципальной службы более 15 лет и признать за ней право на получение данного поощрения, взыскать с Управления образования администрации города курорта Железноводска в ее пользу Номер обезличен рублей единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске. Других оснований не имела. Просила суд восстановить процессуальный срок для обращения в суд, так как пропустила его на 8 дней по уважительным причинам, так как пыталась урегулировать спор во внесудебном порядке и узнала о нарушении своих прав из ответа Министерства образования Ставропольского края только Дата обезличена года.
Представитель истца в судебном заседании просила исковые требования ФИО1 удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что ФИО1 имеет стаж муниципальной службы более 25 лет, взысканий не имеет, неоднократно поощрялась и награждалась за добросовестный труд, в связи с чем отказ работодателя в выплате ей единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию считает незаконным.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении требований ФИО1 отказать, представив возражения на иск, согласно которым поощрять работников за добросовестный труд в соответствии со ст.22 ТК РФ является правом работодателя, а не обязанностью. Таким образом, решение о выплате поощрения отнесено к усмотрению управления образования в лице начальника управления и в его компетенции находится вопрос о целесообразности поощрения. При этом необходимо учесть, что служба ФИО1 должна быть безупречной весь период, а она в 2008 году дважды подвергалась дисциплинарным взысканиям. Кроме того, в июле 2009 года в городе осуществляла деятельность рабочая группа Министерства образования Ставропольского края по изучению положения дел и оказанию практической помощи органам местного самоуправления, которая вскрыла определенные недостатки в организации деятельности дошкольных образовательных учреждений, документы о результатах проверки были подготовлены в более поздний срок. Вскрылось в частности несоответствие видовой принадлежности дошкольных образовательных учреждений типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от Дата обезличена года Номер обезличен, хотя данный вопрос находился в компетенции истца. Устранение недостатков по результатам проверки в настоящее время продолжается. Таким образом, принятие работодателем решения об отказе в выплате ФИО1 единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу является обоснованным. Кроме того, истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, так как Дата обезличена года она уже была уведомлена о принятом работодателем решении, а в суд обратилась только Дата обезличена года.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании просила в удовлетворении требований ФИО1 отказать, поддержав доводы, изложенные в возражениях на иск и пояснив, что ФИО1 не была привлечена к дисциплинарной ответственности за выявленные рабочей группой Министерства образования СК недостатки в ее работе только по тому, что была уволена в связи с выходом на пенсию.
Свидетель С. в судебном заседании пояснила, что работала руководителем отдела образования Администрации города-курорта Железноводска с 1987 года по 2006 год, то есть являлась непосредственным руководителем ФИО1 в течении 19 лет, однако никаких нареканий в адрес ФИО1 у нее никогда не было, ФИО1 часто исполняла ее обязанности, о безупречности и эффективности ее службы могут служить те факты, что дошкольные учреждения города всегда имели стабильные экономические показатели, на краевых конкурсах занимали призовые места, ФИО1 неоднократно поощрялась за свой труд, что является высокой оценкой ее деловых и моральных качеств. За период ее работы деятельность отдела образования неоднократно проверялась Министерством образования, однако никаких нареканий в их адрес не поступало.
Свидетель П. в судебном заседании пояснила, что в период с 2003 по 2008 год работала руководителем детского дошкольного образовательного учреждения и за этот период дошкольное образование города, курируемое ФИО1, постоянно развивалось в положительную сторону, детские сады города участвовали во всевозможных мероприятиях и конкурсах, в том числе и краевых, где занимали призовые места, город Железноводск являлся экспериментальной площадкой в образовательной сфере края, в чем также заслуга ФИО1, о работе которой может отозваться только положительно.
Выслушав объяснения сторон по иску, опросив свидетелей, исследовав материалы гражданского и личного дела ФИО1, а также представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему:
С Дата обезличена года по Дата обезличена года ФИО1 работала заведующей детским садом Номер обезличен города Железноводска, с Дата обезличена года назначена переводом инспектором гороно по дошкольному воспитанию, с Дата обезличена года переведена на муниципальную должность специалиста 1 категории по дошкольному образованию, с Дата обезличена года переведена на муниципальную должность главного специалиста отдела образования.
Период с Дата обезличена года по Дата обезличена года Министерством труда и социальной защиты населения включен ФИО1 в стаж государственной службы, дающий право на назначение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
Весь вышеуказанный период трудового стажа составил 25 лет 10 месяцев 26 дней.
Дата обезличена года ФИО1 уволена по п.3 ст.77 ТК РФ по собственному желанию в связи с выходом на трудовую пенсию.
Дата обезличена года начальник Управления образования Администрации города-курорта Железноводска отказал ФИО1 в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу в связи с выходом на пенсию по старости.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течении трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В силу ч.3 ст.392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч.2 ст.392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом процессуального срока на обжалование отказа в выплате единовременного поощрения.
Истцом заявлено требование о восстановлении пропущенного процессуального срока по тем основаниям, что о нарушении своего права она узнала только 22.01.2010 года из письма Министерства образования Ставропольского края, куда обратилась за урегулированием спора во внесудебном порядке.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, а также конституционное право каждого гражданина на судебную защиту по восстановлению трудовых прав, суд считает возможным восстановить истцу процессуальный срок на предъявление им иска о разрешении индивидуального трудового спора, касающегося признания незаконным отказа в выплате единовременного поощрения, отклонив требования ответчика о применении срока исковой давности.
Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом».
В соответствии со ст.ст.2,3 Федерального Закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Пункт 1 статьи 5 и часть 2 статьи 8 Федерального закона N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривают наличие взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, которая обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии со ст.26 указанного Федерального закона Номер обезличенФЗ виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами (ТК РФ) и законами субъекта Российской Федерации.
Часть 1 ст.55 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" также предусматривает в качестве основания поощрений и награждений гражданского служащего безупречность и эффективность гражданской службы.
В соответствии с ч.2 ст.13 Закона Ставропольского края от Дата обезличена года Номер обезличенкз в связи с выходом на трудовую пенсию по старости или инвалидности муниципальному служащему выплачивается единовременное поощрение за безупречную и эффективную муниципальную службу, определяемое по должности, замещаемой на день увольнения с муниципальной службы:
при наличии стажа муниципальной службы от 5 до 10 лет - в размере трех должностных окладов;
при наличии стажа муниципальной службы от 10 до 15 лет - в размере шести должностных окладов;
при наличии стажа муниципальной службы свыше 15 лет - в размере десяти должностных окладов.
Как бесспорно установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, ФИО1 состояла в трудовых отношениях с ответчиком и имеет стаж муниципальной службы свыше 15 лет, по состоянию на Дата обезличена года ее должностной оклад составлял 4356 рублей.
Дата обезличена года ФИО1 уволена в связи с выходом на пенсию.
Таким образом, необходимые для выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу условия, предусмотренные вышеуказанными Федеральным и краевым законами имеются.
По смыслу закона безупречная и эффективная служба предполагает неукоснительное исполнение муниципальным (гражданским) служащим возложенных на него обязанностей, соблюдение ограничений.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей Федеральным Законом предусмотрена дисциплинарная ответственность.
Пунктом 8 ч.2 ст.47 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено включение в должностной регламент показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. С понятием "эффективность гражданской службы" для гражданских служащих могут быть связаны разные правовые последствия в зависимости от занимаемой должности, а также вида и содержания служебного контракта. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего включаются в должностной регламент, утверждаемый представителем нанимателя.
Статья 47 вышеуказанного Закона прямо предусматривает учет результатов исполнения гражданским служащим должностного регламента, в частности, при поощрении гражданского служащего. При этом по отдельным должностям гражданской службы показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности определяются в срочном служебном контракте.
Согласно функциональным обязанностям работников аппарата Управления образования администрации города-курорта Железноводска, утвержденным распоряжением начальника управления образования от Дата обезличена года, на главного специалиста управления образования, которым являлась ФИО1, возложен ряд функциональных обязанностей, надлежащих и допустимых доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения которых ФИО1, ответчиком суду не представлено.
Кроме того, надлежащих и достаточных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения ФИО1 своих обязанностей, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией, несоблюдения ограничений муниципального служащего, суду также не представлено.
Доводы представителей ответчика о том, что муниципальная служба ФИО1 не была безупречной и эффективной в связи с наличием у нее в 2008 году двух взысканий, не могут быть признаны судом состоятельными, так как в соответствии со ст.194 ТК РФ если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Такой же порядок снятия дисциплинарных взысканий применяется и к муниципальным служащим.
Конституция Российской Федерации (ст. 50) установила, что "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление". Очевидно, что данное положение имеет общеправовое значение и распространяется также и на сферу дисциплинарной ответственности муниципальных и государственных гражданских служащих.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает правила, запрещающего применять поощрения к работникам, имеющим дисциплинарное взыскание.
Доводы представителя ответчика о том, что по итогам деятельности рабочей группы Министерства образования Ставропольского края в июле 2009 года был выявлен ряд нарушений в исполнении ФИО1 своих обязанностей, а также о том, что ФИО1 не была привлечена к дисциплинарной ответственности по итогам вышеуказанной проверки только в связи с ее уходом на пенсию, также не могут быть приняты судом во внимание, так как не нашли своего подтверждения.
Изучением представленной справки о результатах работы рабочей группы Министерства образования Ставропольского края судом установлено, что деятельность рабочей группы была направлена на изучение деятельности органов местного самоуправления города-курорта Железноводска за 2006, 2007, 2008 годы и оказание практической помощи органам местного самоуправления в решении вопросов социально-экономического развития муниципального образования, осуществления контроля за исполнением переданных им отдельных государственных полномочий Ставропольского края. Согласно справке, несмотря на положительно оцененную проделанную работу по развитию системы образования городского округа, комиссия отметила ряд проблем, требующих решения, а именно проблем устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проблем, связанных со старением кадров учителей, с доступностью дошкольного образования, необходимостью капитального ремонта некоторых дошкольных учреждений. Каких-либо существенных недостатков в осуществлении возложенных на ФИО1 обязанностей данная рабочая группа не выявила, по итогам проверки никто из работников управления образования администрации города-курорта Железноводска к дисциплинарной ответственности привлечен не был, доказательств обратного суду не представлено.
Изучение материалов личного дела муниципального служащего ФИО1 показало, что истица Дата обезличена года была награждена нагрудным знаком Министерства образования Российской Федерации «Отличник народного просвещения», с Дата обезличена года ей присвоен квалификационный разряд – младший референт муниципальной службы 3 класса, с Дата обезличена года – младший референт муниципальной службы 1 класса, с Дата обезличена года ей был присвоен квалификационный разряд старшего референта муниципальной службы 2 класса, с Дата обезличена года - старший референт муниципальной службы 1 класса, Дата обезличена года ФИО1 успешно прошла аттестацию муниципального служащего и согласно отзыву начальника управления образования города-курорта Железноводска соответствует квалификационным требованиям замещаемой должности по всем показателям, при ее умелом руководстве и непосредственном участии в городе создана и успешно функционирует система дошкольного образования, ее работа высоко оценена на краевом семинаре Министерства образования в СК в 2007 году.
За период муниципальной службы ФИО1 поощрялась ценным подарком, денежной премией, неоднократно ей объявлялась благодарность за добросовестное отношение к своим обязанностям, в 1985 году награждена почетной грамотой Горкома КПСС за плодотворный и добросовестный труд, постановлением Губернатора Ставропольского края от Дата обезличена года Номер обезличен награждена почетной грамотой за заслуги в содействии и проведению социальной политики в области образования в крае и многолетний добросовестный труд, в 2007 году награждена почетной грамотой Администрации города-курорта Железноводска за многолетний плодотворный труд в системе образования города-курорта Железноводска, большой личный вклад в организацию и проведение 16 Всероссийской олимпиады школьников по географии, за значительный вклад в развитие системы образования награждена почетной грамотой Министра образования Российской Федерации, за значительную практическую помощь образовательным учреждениям города, добросовестный труд награждена почетной грамотой министра образования Ставропольского края.
Учитывая, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров в силу части 1 ст.195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дела является соблюдение работодателем при вынесении решения об отказе в выплате ФИО1 единовременного поощрения вытекающих из статей 1,2,15,17,18,19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией, как правовым государством, общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, равенство, законность, гуманизм.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По мнению суда, в условиях состязательности процесса, истец доказала обоснованность свои требований, то есть факт нарушения ее прав, а ответчиком данные обстоятельства по существу не опровергнуты, доказательств обоснованности, законности и справедливости вынесенного работодателем в отношении ФИО1 решения об отказе в выплате поощрения за безупречную и эффективную службу суду не представлено.
Руководствуясь ст. 192,194 ТК РФ, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление ФИО1 к Управлению образования Администрации города-курорта Железноводска о признании незаконным отказа в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу удовлетворить.
Признать незаконным отказ в выплате единовременного поощрения за безупречную и эффективную службу, предусмотренного п.2 ст.13 Закона Ставропольского края от 24.12.2007 года № 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае» и признать за ней право на получение данного поощрения.
Взыскать с Управления образования Администрации города-курорта Железноводска в пользу ФИО1 43560 рублей единовременного поощрения за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Железноводский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
судья И.П. Гараничева