ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1720/16 от 17.03.2016 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2-1720/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 17 марта 2016 года

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бисерова А.Ф., при секретаре Галиевой Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миннуллиной В. Р. к ООО Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Исполнительному комитету Муниципального образования <адрес> о возложению обязанности по проведению ремонта внутридворового проезда с его расширением, выделением мест под стоянку, взыскании расходов

У С Т А Н О В И Л

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности в течении ДД.ММ.ГГГГ года произвести ремонт асфальтового покрытия внутри двора путем расширения проезжей части с выделением мест под стоянку автомобилей во доре домов <адрес><адрес> и взыскании расходов по оплате государственной пошлины.

В обосновании указав, что истец является собственником <адрес> и старшей по данному дому. Во дворе дома с момента заселения в ДД.ММ.ГГГГ году ни разу не производился ремонт внутридомового проезда. Дороги узкие и приспособлены для проезда одной автомашины. Парковочные места отсутствуют. На неоднократные обращения к ответчикам получен ответ, что ремонт асфальтового покрытия придомовой территории не был запланирован, а также отсутствия возможности в проведении указанного вида работ.

По изложенным основаниям истец заявляет к ответчикам требования по приведенным основаниям.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями статьи 43 ГПК РФ для участия в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований о предмете спора привлечено МКУ Администрация Вахитовского и <адрес>ов ИК МО <адрес>.

Истец и его представитель надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении не заявляли, о рассмотрении дела в их отсутствии не просили, уважительность причин отсутствия не установлена.

Представитель ответчика ИК МО <адрес> по доверенности Тимерханова Э.Я. иску возражала, просила оставить его без удовлетворения, наставила на рассмотрении дела в данном составе.

Представитель ответчика ООО УК ЖКХ <адрес> по доверенности Красноперов Р.А. иску возражал.

Представитель третьего лица МКУ Администрация Вахитовского и <адрес>ов ИК МО <адрес> по доверенности Зайнутдинов Н.Р. также с иском не согласился.

С учетом мнения явившихся участников процесса, суд считает возможным провести рассмотрение дела в данном составе.

Заслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пунктов 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктами 9 и 12 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Согласно пункта 11статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

На основании пункта 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Установлено, что в соответствии с постановлением Руководителя Исполнительного комитета МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по обращению собственников помещений многоквартирных жилых домов и по <адрес> утвержден проект межевания территории многоквартирных жилых домов № по <адрес> с утверждением проекта границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., отнесенного к категории земель населенных пунктов занимаемого указанными многоквартирными домами.

На основании кадастрового паспорта земельного участка, выданного ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, кадастровый , расположен по адресу: <адрес>, отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование под многоквартирные жилые дома, площадь <данные изъяты> кв.м., правообладатели собственники помещений многоквартирного жилого дома, пропорционально размеру общей площади помещений.

По кадастровому паспорту, выданному ФГБУ ФКП Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, кадастровый , расположен по адресу: <адрес>, отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование под многоквартирные жилые дома, площадь <данные изъяты> кв.м., правообладатели собственники помещений многоквартирного жилого дома, пропорционально размеру общей площади помещений.

В соответствии с базой данным МКУ КЗИО ИК МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ под многоквартирными жилыми домами земельный участок сформирован на основании подготовленного Администрацией Вахитовского и <адрес>ов ИК МО <адрес> постановления ИК МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок размежован на участки с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты>.м. и кадастровый площадью <данные изъяты>.м., собственниками которых являются собственники помещений расположенных на них жилых домов. Подъездные дороги к домам являются землями общего пользования и относятся к землям неразграниченной собственности.

На основании сведений Единого государственного реестра регистрации прав на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок прилегающий к домам по <адрес> не зарегистрировано.

Из пояснений представителя ИК МО <адрес> следует, что спорные внутридомовые проезды расположены в границах земельного участка, принадлежащего собственникам жилых помещений многоквартирного жилого дома.

Данное обстоятельство участниками процесса, не оспаривается и подтверждается выкопировкой расположения земельных участков, а потому считается судом установленным.

На основании п.п. 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: … земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, исходя из изложенного, участки внутридомового (дворового) проезда расположены на земельных участках, принадлежащих собственникам жилых/нежилых помещений соответствующих многоквартирных домов на праве общей долевой собственности, с долей в праве пропорциональному размеру общей площади жилых помещений.

В соответствии с материалами дела, управление жилыми домами осуществляет ООО УК ЖКХ <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 и п.п. 1,4.1 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

На основании пункта 28 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (ред. от 25.12.20154) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее Правил), собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:

а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;

б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В пункте 29 Правил установлено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Пункт 3 Правил определяет, что содержание общего имущества обеспечивается: собственниками помещений.

На основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Согласно Постановления Исполкома муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 4459 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год», установлены только тарифы на содержание мест общего пользования, а также земельного участка, входящих в состав общего имущества, в том числе санитарное содержание мест общего пользования, земельного участка в виде уборки придомовой территории в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек на <данные изъяты> кв.м.

Из пояснений представителя ООО УК ЖКХ <адрес> следует, что решений общих собраний собственников жилых помещений о ремонте (капитальном либо текущем) внутридомового проезда дорог, относящихся к придомовой территории не принималось.

Доказательств обратного, не представлено.

В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, Постановления Исполкома муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 4459 «О размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилых помещений в жилищном фонде <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год» ответчик ООО УК ЖКХ <адрес> в отношении земельного участка придомовой территории в рамках вышеуказанных документов несет ответственность только за санитарное содержание земельных участков.

В части ремонта асфальтового покрытия дорог, находящихся на придомовой территории соответствующего дома надлежащими ответчиками будут собственники жилых и нежилых помещений вышеуказанных домов в части земельных участков, находящихся в их долевой собственности, поскольку последние обязаны содержать общедомовое имущество в надлежащем состоянии путем принятии решений на общем собрании собственников помещений соответствующего дома по содержанию вышеуказанных дорог и определения доли расходов каждого из собственников на эту статью расходов. Чего собственниками помещений на момент рассмотрения спора сделано не было.

Ранее заявленное ходатайство представителя ИК МО <адрес> о необходимости прекращения производства по делу по основаниям статьи 220 ГПК РФ, поскольку дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса и не поддержанное в данном судебном заседании, подлежит отклонению.

Поскольку истцом были заявлены требования не только в ИК МО <адрес>, но и к ООО УК ЖКХ <адрес>, которые рассмотрению и разрешению в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ не подлежат.

Таким образом, исходя из совокупности установленных обстоятельств и имеющихся доказательств, суд приходит к выводу, что с учетом того, что дороги расположены на земельных участках, принадлежащих на праве общедолевой собственности, с долей в праве пропорциональному размеру общей площади собственникам жилых помещений, которыми решение о проведении капитального/текущего ремонта не принимали, а также отсутствии нормы устанавливающие обязанность ИК МО <адрес> и ООО УК ЖКХ <адрес> осуществлять ремонт указанного дорожного полотна, заявленные требования, удовлетворению не подлежат.

Также не могут быть взысканы расходы истца по оплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Миннуллиной В. Р. к ООО Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Исполнительному комитету Муниципального образования <адрес> о возложению обязанности по проведению ремонта внутридворового проезда во дворе домов по <адрес>, с расширением проезжей части и выделением мест под стоянку, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РТ через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: