К делу № 2-1721/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2014 года ст. Выселки
Судья Выселковского районного суда Краснодарского края Прохоренко С.Н., при секретаре судебного заседания Ковылкиной В.Ю., с участием представителя истца помощника прокурора Выселковского района Алексеевой М.А., представителя, чьи действия обжалуются, Совета муниципального образования Выселковский район, ФИО3, действующей по доверенности, председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район ФИО4, представителя муниципального образования Выселковский район ФИО3, действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Выселковского района в интересах Российской Федерации о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязывании устранить допущенные нарушения законодательства о порядке деятельности контрольно- счетного органа муниципального образования Выселковский район,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Выселковского района обратился в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязывании устранить допущенные нарушения законодательства о порядке деятельности контрольно- счетного органа муниципального образования Выселковский район, свои требования мотивируя тем, что прокуратурой Выселковского района проведена проверка исполнения законодательства регламентирующего порядок деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район. Проверкой установлено, что председатель контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район ФИО4, назначенная на должность решением Совета муниципального образования Выселковский район № 5-169 от 20.02.2012 «О назначении ФИО4 на должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район» состоит в близком родстве с главой муниципального образования Газырское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район ФИО1 вступившей в должность на основании решения территориальной избирательной комиссии «Выселковская» № 127/812 от 03.04.2014 «О регистрации избранного главой Газырского сельского поселения Выселковского района ФИО1», в нарушении требований ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в соответствии с которым граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования. 17.06.2014 года прокурор внес представление председателю Совета муниципального образования Выселковский район представления об устранении нарушений требований законодательства, регламентирующего порядок деятельности контрольно-счетного органа и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Ответ о результатах рассмотрения вышеуказанного представления прокурора Выселковского района в адрес прокуратуры Выселковского района, не направлен. Просит признать неправомерным бездействие Совета муниципального образования Выселковский район по рассмотрению представления прокурора Выселковского района Выселковского района от 17.06.2014 об устранении нарушений требований законодательства регламентирующего порядок деятельности контрольно-счетного органа и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и не устранения нарушений законодательства о порядке деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Выселковский район. Обязать Совет муниципального образования Выселковский район устранить выявленные нарушения законодательства о порядке деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Выселковский район. Обязать председателя Совета муниципального образования Выселковский район (ФИО6) направить в адрес прокуратуры Выселковского района информацию о результатах рассмотрения представления прокурора Выселковского района от 17.06.2014 об устранении нарушений требований законодательства регламентирующего порядок деятельности контрольно-счетного органа и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Обязать Совет муниципального образования Выселковский район расторгнуть трудовой договор с председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район ФИО4
В судебном заседании помощник прокурора Выселковского района Алексеева М.А. уточнила исковые требования просила признать неправомерным бездействие Совета муниципального образования Выселковский район по рассмотрению представления прокурора Выселковского района Выселковского района от 17.06.2014 об устранении нарушений требований законодательства регламентирующего порядок деятельности контрольно-счетного органа и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и не устранения нарушений законодательства о порядке деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Выселковский район. Обязать Совет муниципального образования Выселковский район расторгнуть трудовой договор с председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район ФИО4 Пояснила, что в настоящее время прокуратуре стало известно, что Совет Газырского сельского поселения Выселковского района принял решение о расторжение соглашения о передаче контрольно- счетной палате муниципального образования Выселковский район полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования Газырского сельского поселения Выселковского района по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с 10 июля 2014 года, однако создание на территории муниципального образования Газырское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район самостоятельного контрольно-счетного органа повлечёт необоснованные расходы местного бюджета на его создание и организацию работы, что противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств. Кроме того, бюджетным законодательством предусмотрена возможность реализации федеральных, региональных и муниципальных программ на условиях софинансирования соответственно из средств бюджетов различных уровней. В случае участия муниципального образования Газырское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район в реализации программ на условиях софинансирования, проведение проверок порядка расходования бюджетных денежных средств, не представляется возможным.
В судебном заседании представитель органа, чьи действия обжалуются Совета муниципального образования Выселковский район, ФИО3 уточненные исковые требования прокурора признала частично. А именно, признала требования в части признания неправомерными бездействие Совета муниципального образования Выселковский район по рассмотрению представления прокурора Выселковского района Выселковского района от 17.06.2014 об устранении нарушений требований законодательства регламентирующего порядок деятельности контрольно-счетного органа и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и не устранения нарушений законодательства о порядке деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Выселковский район, так как ответ на представление прокурора Выселковского района от 17.06.2014 года направлен в адрес прокурора 08.12.2014 года. Что касается требований об обязывании Совет муниципального образования Выселковский район расторгнуть трудовой договор с председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район ФИО4, то Уставами муниципального образования Выселковский район и Газырского сельского поселения определено, что к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением данного бюджета. В соответствии со статьей 52 Федерального закона № 131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В соответствии с Уставом муниципального образования Выселковский район, п. 3 ст. 46 предусмотрено, что на основании соглашений, заключенных Советом с представительными органами поселений, входящих в состав муниципального образования Выселковский район, контрольно-счетная палата осуществляет полномочия контрольно-счетных органов поселений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В связи с тем, что Соглашение о передаче контрольно-счетной палате муниципального образования Выселковский район полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования Газырское сельское поселение по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на 2014 год расторгнуто, контрольно-счетная палата муниципального образования Выселковский район не осуществляет полномочия внешнего муниципального финансового контроля. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", требования к кандидатурам на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов установлено, что граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования». Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). В данном случае представителем нанимателя для председателя контрольно-счетной палаты муниципального образований Выселковский район ФИО4 является председатель Совета муниципального образования Выселковский район ФИО6, а не председатель Совета муниципального образования Газырского сельского поселения. Показала, что представляет и интересы администрации муниципального образования Выселковский район, которая поддерживает позицию по иску прокурора Совета муниципального образования Выселковский район.
В судебном заседании председатель контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район ФИО4 считает, что требований прокурора об обязывании расторгнуть с ней трудовой договор не являются законными и обоснованными.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу, что уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе в интересах Российской Федерации, муниципального образования обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета.
Статьей 38 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее Федеральный закон № 6-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Частью 2 ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ к полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования отнесен контроль за исполнением местных бюджетов, в том числе эффективным и целевым использованием бюджетных средств, при этом функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере закупок для муниципальных нужд, не предусмотрены.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.
Планирование деятельности контрольно-счетных органов осуществляется с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений законодательных (представительных) органов, предложений и запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований.
В соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Данная норма также закреплена в Бюджетном кодексе РФ (статья 15) - каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания
В судебном заседании установлено, что Решением очередной ХVIII-ой сессии II созыва Совета муниципального образования Выселковский район от 20.02.2012 года № 5-169 ФИО4 назначена на должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район.
Решением территориальной избирательной комиссии от 03.04.2014 года № 127/812 зарегистрирована избранная глава Газырского сельского поселения Выселковского района ФИО2.
ФИО4 и ФИО2 являются сестрами, и данный факт не оспаривался в судебном заседании.
Решением 61 сессии 2 созыва Совета Газырского сельского поселения Выселковского района от 10.07. 20014 года расторгнуто соглашение о передаче контрольно-счетной палате муниципального образования Выселковский район полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования Газырское сельское поселение Выселковского района по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с 10 июля 2014 года.
Решением 1 сессии 3 созыва Совета Газырского сельского поселения Выселковского района от 25.09.2014 года возложены полномочия контрольно счетного органа администрации Газырского сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на территории Газырского сельского поселения Выселковского района на комиссию Совета Газырского сельского поселения Выселковского района по бюджету, экономике, малому и среднему предпринимательству, налогам, экономическим связям и муниципальной собственности.
В Решении очередной XLIII сессии II созыва Совета муниципального образования Выселковский район от 02.12.2014 года № 7- 376 указано, что в связи с поступившим представлением прокуратуры Выселковского района № 7-01-2014 от 17 июня 2014 года «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок деятельности контрольносчетного органа и обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления», согласно решения Совета муниципального образования Выселковский район № 11-361.1 от 12 августа 2014 года «О расторжении соглашения о передаче контрольно-счетной палате муниципального образования Выселковский район полномочий контрольно- счетного органа муниципального образования Газырское сельское поселение по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на 2014 год», учитывая поступившее заключение рабочей группы, Совет муниципального образования Выселковский район, считать нецелесообразным сложение полномочий председателя контрольно-счетной палаты с ФИО4.
Решением очередной ХLIV сессии II созыва Совета муниципального образования Выселковский район от 25.12.2014 года № 6-387 внесены изменения в Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования Выселковский район, а именно, председатель Контрольно-счетной палаты, замещающий муниципальную должность в контрольно-счетной палате муниципального образования Выселковский район не может состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем Совета муниципального образования Выселковский район, главой муниципального образования Выселковский район, главой местной администрации муниципального образования Выселковский район, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, а также с председателем Совета сельского поселения района и главой сельского поселения района, представительный орган которого заключил соглашение с Советом муниципального образования Выселковский район о передаче контрольносчетной палате муниципального образования Выселковский район полномочий контрольно-счетного органа сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора в части обязывания Совет муниципального образования Выселковский район расторгнуть трудовой договор с председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район ФИО4 являются в настоящее время необоснованными, так как нарушения ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» устранены.
Суд не может согласиться с доводами прокурора о возможном контроле со стороны контрольно-счетной палаты Выселковского района финансирования в случае поступления денежных средств из бюджета Выселковского района для финансирования учреждений образования, находящихся на территории Газырского сельского поселения, а также финансирования целевых программ за счет бюджета Выселковского района.
В представленных в судебное заседание выписок из Уставов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения и бюджетного дошкольного образовательного учреждения, находящихся на территории Газырского сельского поселения, указано, что собственником бюджетных учреждений является администрация муниципального образования Выселковский район. Согласно пояснительной записке главы Газырского сельского поселения ФИО1 денежные средства в бюджете Газырского сельского поселения на 2014-2015 годы на содержание дошкольных и школьных учреждений не запланированы.
П.13 Решения очередной ХХХХV –ой сессии II созыва Совета муниципального образования Выселковский район № 2-313 от 26.12.2013 года устанавливает, что бюджетные кредиты бюджетам сельских поселений из районного бюджета предоставляются в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам финансирований дефицита районного бюджета на эти цели в сумме 0 тыс. рублей, в 2015 году в сумме 0 тыс. рублей, в 2016 году в сумме 0 тыс. рублей.
Таким образом, поступление денежных средств из бюджета муниципального образования Выселковский район в бюджет Газырского сельского поселения и осуществления финансового контроля со стороны контрольно-счетной палаты Выселковского сельского поселения в судебном заседании не подтвержден.
Что касается исковых требований прокурора о признании неправомерным бездействие Совета муниципального образования Выселковский район по рассмотрению представления прокурора Выселковского района Выселковского района от 17.06.2014 об устранении нарушений требований законодательства регламентирующего порядок деятельности контрольно-счетного органа и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и не устранения нарушений законодательства о порядке деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Выселковский район, то данный факт нашел подтверждение в судебном заседании и оспаривался представителем лица, чьи действия обжалуются, так как решения сессии МО Выселковский район от 12.08.2014 года, протокол заседания рабочей группы от 24.09.2014 года, решения сессии Совета МО Выселковский района от 02.12.2014 года отправлен в прокуратуру Выселковского района отправлен 08.12.2014 года, что подтверждается входящим штампом.
Таким образом, должностными лицами Совета муниципального образования Выселковский район не в полном объеме исполняются возложенные на них обязанности, по исполнению требований законодательства, нарушены основы правопорядка Российской Федерации, которые вправе требовать восстановление законности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования прокурора Выселковского района удовлетворить частично.
Признать неправомерным бездействие Совета муниципального образования Выселковский район по рассмотрению представления прокурора Выселковского района Выселковского района от 17.06.2014 об устранении нарушений требований законодательства регламентирующего порядок деятельности контрольно-счетного органа и обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и не устранения нарушений законодательства о порядке деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования Выселковский район.
В части удовлетворении исковых требований об обязывания Совета муниципального образования Выселковский район расторгнуть трудовой договор с председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования Выселковский район ФИО4 - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Выселковский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2014 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья С.Н. Прохоренко