ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1722/2013 от 17.10.2013 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 17 октября 2013 года                                         город Москва.

 Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе: председательствующего судьи Подгурского В.В., при секретаре судебного заседания Макоевой С.А., с участием прокурора – помощника военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона старшего лейтенанта юстиции ФИО1, заявителя ФИО2 представителя главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ ФИО3 представителя командира войсковой части ФИО4, представителя аттестационной комиссии войсковой части 3061 ФИО5, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 3061 майора запаса ФИО2 об оспаривании действий главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ и командира войсковой части 3061, связанных с увольнением заявителя с военной службы,

 установил:

 ФИО2 обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что проходил военную службу в войсковой части 3061. ДД.ММ.ГГГГ приговором Московского гарнизонного военного суда он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 Уголовного кодекса РФ. После этого, он был вызван на заседание аттестационной комиссии, которая ходатайствовала о его увольнении с военной службы. Данное решение было утверждено командиром войсковой части 3061. ДД.ММ.ГГГГ главнокомандующим был издан приказ об увольнении его с военной службы, а ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа командира войсковой части 3061 он был исключен из списков личного состава части.

 Считая свои права нарушенными, ФИО2 просил суд:

 - признать действия командира войсковой части 3061 и главнокомандующего ВВ МВД России связанные с его увольнением незаконными;

 - восстановить его на военной службе в войсковой части 3061 в прежней должности.

 Заявитель в судебном заседании требования своего заявления поддержал, пояснив, что за последние 3 года военной службы он дисциплинарных взысканий не имел, по его мнению, он был дважды наказан за одно и то же правонарушение.

 Представитель главнокомандующего ВВ МВД России в судебном заседании требования заявления ФИО2 не признал, считая их не законными и не обоснованными.

 Представители командира войсковой части 3061 и аттестационной комиссии указанной воинской части требования заявления ФИО2 не признали, пояснив, что процедура увольнения заявителя с военной службы была проведена в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, принимая решение ходатайствовать перед командиром части об увольнении ФИО2 с военной службы, аттестационная комиссия исходила из того, что никто не мог сказать, совершит ли военнослужащий повторный дисциплинарный проступок. В результате того, что ФИО2 длительное время обманывал командира части представляя подложные документы, командование части утратило к нему доверие. Не смотря на то, что профессионально он соответствует занимаемой должности, его моральные качества не позволяют проходить военную службу по контракту.

 Заслушав объяснение сторон, заключение прокурора, который полагал необходимым отказать в удовлетворении требований заявления ФИО2, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

 Из контракта о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО2 с Министерством внутренних дел РФ в лице командира войсковой части 3472 заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет.

 Приговором Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, на основании которой ему было назначено наказание в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.

 Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части 3061, ФИО2 за личную недисциплинированность, представление к оплате фиктивных договоров найма жилого помещения и нарушение требований приказа ГК ВВ МВД № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, объявлен строгий выговор.

 Согласно рапорту начальника отдела дежурной службы Главного центра АСУ ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, поданного на имя начальника Главного центра АСУ ВВ МВД России, начальник отдела ходатайствует о досрочном увольнении ФИО2 с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

 Как усматривается из выписки из протокола заседания аттестационной комиссии войсковой части 3061 комиссией, в отношении ФИО2 принято решение ходатайствовать перед вышестоящим командованием о его увольнении с военной службы, в связи с тем, что военнослужащий не соответствует занимаемой должности. Из копии протокола также следует, что заседание аттестационной комиссии проходило с участием ФИО2.

 Указанные обстоятельства также изложены и в аттестационном листе от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому допущенные нарушения закона ФИО2 и привлечение, в последующем, его к уголовной ответственности свидетельствуют о фактическом несоответствии заявителя требованиям, предъявляемым военнослужащим и свидетельствует о нарушение им ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

 Из представления на имя ФИО2 усматривается, что он представляется к досрочному увольнению с военной службы в запас по основанию, предусмотренному п.п. «в» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п.п. «в» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Как указано в выводах представления на увольнение с военной службы, ФИО2 занимаемой должности не соответствует.

 Из листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что беседа проводилась в связи с предстоящим увольнением ФИО2 с военной службы. Военнослужащий выразил свое желание продолжить военную службу и не согласие с увольнением с нее.

 Как видно из выписки из приказа ГК ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, ФИО2 уволен с военной службы по основанию предусмотренному п.п. «в» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п.п. «в» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с невыполнением условий контракта).

 Согласно выписки из приказа командира войсковой части 3061 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части.

 В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

 Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4); защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

 В силу приведенных конституционных положений во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями федерального законодательства о системе государственной службы Российской Федерации военная служба, заключая контракт о прохождении которой гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой особый вид государственной службы - профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Такого рода деятельность, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству.

 Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, что, согласно части первой статьи 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», составляет существо воинского долга, предопределяющего содержание общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащих.

 Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 6 июня 1995 года N 7-П и получившей развитие в ряде других его решений применительно к различным видам профессиональной деятельности, связанной с осуществлением публичных функций, граждане, добровольно избирая такого рода деятельность, соглашаются с ограничениями, которые обусловливаются приобретаемым ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы, включая военную службу по контракту, и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных статьями 32 (часть 4) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

 Вместе с тем, осуществляя в соответствии со статьей 71 (пункты "м", "т") Конституции Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с поступлением на военную службу по контракту, ее прохождением и прекращением, в том числе устанавливая требования к военнослужащим, обусловленные возложением на них обязанностей военной службы, и последствия невыполнения этих требований, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

 Основанием прохождения военной службы по контракту является, как следует из статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заключение между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством внутренних дел РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменного соглашения, закрепляющего добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта, включающие обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока и добросовестно исполнять общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункты 1 - 3).

 Общие обязанности лиц, проходящих военную службу, закреплены в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (статья 26), а также в утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (статьи 16 - 23) и Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 3), Содержание должностных обязанностей военнослужащего обусловливается занимаемой военнослужащим должностью, определяющей его полномочия и объем выполняемых им задач; специальные обязанности исполняются военнослужащими, находящимися на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченными для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах (пункты 1 и 3 статьи 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статья 24 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации).

 Заключая контракт о прохождении военной службы и приобретая особый правовой статус военнослужащего, гражданин, таким образом, добровольно принимает на себя обязательства соответствовать требованиям по занимаемой воинской должности и поддерживать необходимый уровень квалификации в течение срока действия контракта, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, соблюдать общепринятые правила поведения и этики.

 Как любое соглашение, контракт о прохождении военной службы требует неукоснительного соблюдения сторонами его условий, что вытекает из общих принципов правового регулирования отношений, возникающих на основе договора. Соответственно, невыполнение условий контракта со стороны военнослужащего может повлечь его досрочное увольнение с военной службы по основанию, закрепленному подпунктом "в" пункта 2 той статьи 51 Закона.

 Учитывая, что досрочное увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», сопряжено с наступлением для военнослужащего неблагоприятных последствий, связанных с тем, что он лишается возможности не только продолжать службу, но и приобрести право на ряд важных социальных гарантий, невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.

 Нарушением условий контракта, является виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, возложенных на него общих, должностных или специальных обязанностей, одновременно является и нарушением воинской дисциплины, которая согласно статье 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации понимается как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами и приказами командиров (начальников).

 Вместе с тем в интересах военной службы, выражающихся, в частности, в поддержании боевой готовности воинских подразделений, эффективном выполнении стоящих перед ними задач, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него обвинительного приговора суда, неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.

 По смыслу приведенных норм решение по данному вопросу принимается в рамках процедуры аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которая, согласно Положению о порядке прохождения военной службы утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования (пункт 1 статьи 26) с соблюдением требований, установленных статьями 26 и 27 данного Положения.

 Положение п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает наличие в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту обвинительного приговора суда, в качестве самостоятельного основания для увольнения с военной службы. При этом нормы действующего законодательства не лишают возможности командования принять решение об увольнении с военной службы в отношении лица, которому было назначено наказание не связанное с лишением свободы. При этом необходимо учитывать характер совершенного деяния, умысел военнослужащего, совершившего преступление.

 Данное право командира, в том числе, закреплено в Уставе внутренней службы ВС РФ, поскольку командир наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным.

 В судебном заседании установлено, что ФИО2, приговором Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, при этом сам заявитель признал свою вину в полном объеме. Аттестационной комиссией войсковой части 3061 было принято решение ходатайствовать перед вышестоящим командованием о его увольнении с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. Приказом ГК ВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был уволен с военной службы и приказом командира войсковой части 3061 от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части.

 Таким образом, судом установлено, что при увольнении ФИО2 с военной службы, командованием войсковой части 3061 был соблюден порядок представления заявителя к увольнению с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, установленный Положением о порядке прохождения военной службы. На момент исключения из списков личного состава части ФИО2 был обеспечен положенными видами довольствия, о чем сам заявитель показал в ходе судебного заседания, что также подтверждается справкой за подписью командира и главного бухгалтера войсковой части 3061, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконными действий главнокомандующего ВВ МВД РФ и командира войсковой части 3061 связанных с увольнением с военной службы, и возложении на главнокомандующего войсками ВВ МВД РФ обязанности по отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», восстановлению его на военной службе в ранее занимаемой должности необходимым отказать.

 Довод ФИО2 о том, что за один и тот же проступок он был дважды привлечен к ответственности суд находит необоснованным, поскольку он был уволен с военной службы не в рамках реализации дисциплинарного взыскания, а в рамках ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (п.п. «в», п. 2, ст. 51) и Положения о порядке прохождения военной службы (п.п. «в», п. 4 ст. 34).

 Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд

 решил:

 В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконными действий главнокомандующего ВВ МВД РФ и командира войсковой части 3061 связанных с увольнением заявителя с военной службы, и возложении на главнокомандующего войсками ВВ МВД РФ обязанности по отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении заявителя с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», восстановлению заявителя на военной службе в ранее занимаемой должности - отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 <данные изъяты>

 Председательствующий                         В.В. Подгурский

 <данные изъяты>