ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1722/2022 от 18.08.2022 Новомосковского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2022 г. г. Новомосковск Тульской области

Новомосковский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Михалиной Е.Н.,

при секретаре Козулиной А.Д.,

с участием представителя истца помощника Новомосковского городского прокурора Чистяковой Е.С.,

представителя ответчика МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» по доверенности Пегушевой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1722/2022 по иску Новомосковского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г.Новомосковск, МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

Новомосковский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к администрации МО г. Новомосковск, МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» указав, что прокуратурой г.Новомосковска Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в МБОУ «Лицей «Школа менеджеров», расположенном по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул.Бережного, д.16, учредителем которого является муниципальное образование г. Новомосковск. Установлены нарушения: не демонтирована сгораемая отделка на путях эвакуации здания (линолеум) класс пожарной опасности которой ниже КМ 2 (общие коридоры 1 этажа школы); выходы на чердак или кровлю из лестничной клетки выполнен не через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6x0,8 метра (левое крыло, правое крыло, среднее крыло); помещение пищеблока не выделено противопожарными перекрытиями и перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа; отсутствуют двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажных коридоров (2 этаж - правое крыло, среднее крыло; 3 этаж-среднее крыло); помещения складского назначения, технические помещения (кладовые горючих материалов, книгохранилища библиотек, электрощитовые и т.п.) за исключением помещений категорий В4 и Д, не выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа. Вышеуказанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации МБОУ «Лицей «Школа менеджеров», свидетельствуют о том, что со стороны руководства школы, администрации муниципального образования г. Новомосковск не принимаются исчерпывающие меры к обеспечению безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, в месте массового пребывания людей, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, создают предпосылки причинения вреда в будущем, их характер свидетельствует о необходимости значительных временных затрат для их устранения. Согласно информации отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новомосковскому району УНД ГУ МЧС России по Тульской области, часть нарушений устранено, а именно демонтирована сгораемая отделка на путях эвакуации здания (линолеум) класс пожарной опасности которой ниже КМ 2 (общие коридоры 1 этажа школы). С учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просят обязать в срок до 31.05.2023 администрацию МО г.Новомосковск, обеспечить финансирование для проведения в МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» работ в виде: выполнения выходов на чердак или кровлю из лестничной клетки через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6x0,8 метра (левое крыло, правое крыло, среднее крыло); выделения помещение пищеблока противопожарными перекрытиями и перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа; установки двери, отделяющей лестничную клетку от поэтажных коридоров (2 этаж - правое крыло, среднее крыло; 3 этаж-среднее крыло); выделения помещения складского назначения, технические помещения (кладовые горючих материалов, книгохранилища библиотек, электрощитовые и т.п.) за исключением помещений категорий В4 и Д, противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа. Обязать МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» не позднее 3 месяцев с момента выделения финансирования выполнить мероприятия, направленные на освоение денежных средств, в целях устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: выполнить выходы на чердак или кровлю из лестничной клетки через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6x0,8 метра (левое крыло, правое крыло, среднее крыло); выделить помещения пищеблока противопожарными перекрытиями и перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа; установить двери, отделяющей лестничную клетку от поэтажных коридоров (2 этаж - правое крыло, среднее крыло; 3 этаж-среднее крыло); выделить помещения складского назначения, технические помещения (кладовые горючих материалов, книгохранилища библиотек, электрощитовые и т.п.) за исключением помещений категорий В4 и Д, противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа.

В судебном заседании представитель истца помощник Новомосковского городского прокурора Чистякова Е.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» по доверенности Пегушева Н.Г. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что учредителем МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» является администрация МО г. Новомосковск. Из-за отсутствия финансирования со стороны учредителя, администрация МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» не может в полном объеме выполнить тот ряд работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, который выявлен при проверке прокуратурой города.

Представитель ответчика администрации МО г. Новомосковск по доверенности Ефанов К.В. в судебное заседание не явился, представил отзыв о исковом заявлении, котором иск не признал, указав, что администрацией МО г.Новомосковск надлежащим образом исполняются, предусмотренные п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», полномочия по финансовому обеспечению деятельности бюджетных учреждений начального, среднего и дополнительного образования. Полагает, что именно руководитель образовательного учреждения является одновременно органом и должностным лицом, который может обеспечить исполнение заявленных прокурором исковых требований посредством закупки товаров (работ, услуг) в целях обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности за счёт средств, предоставляемых на исполнение выданного учреждению муниципального задания. В удовлетворении требований к администрации МО г.Новомосковск просил отказать. Также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО город Новомосковск.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика администрации МО г. Новомосковск.

Выслушав помощника прокурора Чистякову Е.С., представителя ответчика МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» по доверенности Пегушеву Н.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего закона.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ определено, что требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 от 22.07.2008 (в ред. Федерального закона 10.07.2012 N 117-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Согласно ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и(или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Новомосковска в МБОУ «Лицей «Школа менеджеров», расположенном по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул.Бережного, д.16, установлены следующие нарушения:

- не демонтирована сгораемая отделка на путях эвакуации здания (линолеум) класс пожарной опасности которой ниже КМ 2 (общие коридоры 1 этажа школы);

- выходы на чердак или кровлю из лестничной клетки выполнены не через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6x0,8 метра (левое крыло, правое крыло, среднее крыло);

- помещение пищеблока не выделено противопожарными перекрытиями и перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа;

- отсутствуют двери, отделяющие лестничную клетку от поэтажных коридоров (2 этаж - правое крыло, среднее крыло, 3 этаж-среднее крыло);

- помещения складского назначения, технические помещения (кладовые горючих материалов, книгохранилища библиотек, электрощитовые и т.п.) за исключением помещений категорий В4 и Д, не выделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа.

Согласно сообщению начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Новомосковскому району УНД ГУ МЧС России по Тульской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в МБОУ «Лицей «Школа менеджеров», демонтирована сгораемая отделка на путях эвакуации здания (линолеум) класс пожарной опасности которой ниже КМ 2 (общие коридоры 1 этажа школы).

В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ муниципальное учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1).

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено (пункт 5 ст. 123.22 ГК РФ).

Как усматривается из п.1.9 Устава МБОУ «Лицей «Школа менеджеров», учредителем и собственником имущества учреждения является МО г.Новомосковск, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет администрация МО г.Новомосковск.

В соответствии с п.1.10 Устава, учреждение является некоммерческой организацией.

Выявленные прокуратурой города Новомосковска нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, создают предпосылки причинения вреда в будущем, их характер свидетельствует о необходимости значительных временных затрат для их устранения.

17.06.2022 прокуратурой г.Новомосковска вынесено представление об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Однако указанные нарушения ответчиками не устранены.

Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в ч. 10 ст. 5 предусмотрено, что имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономными учреждениями при его создании, должны быть достаточными для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

Положениями ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетом из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с подп. 3.5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Неопределенный круг лиц характеризуют такие признаки как многочисленность группы лиц, которая делает невозможным установление и привлечение в процесс потенциальных истцов; наличие общих вопросов права или факта для группы лиц; тождество предмета и основания иска; наличие общего ответчика и способа защиты права в суде; защита публичного (общественного) интереса как группового без индивидуализации материально-правовых требований для каждого; допустимость защиты определенно многочисленной группы без соучастия.

Население муниципального образования город Новомосковск, посещающие вышеуказанное здание, обладают вышеперечисленными признаками, в связи с чем, настоящий иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц.

Вышеуказанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» г. Новомосковска свидетельствуют о том, что со стороны руководства школы, администрации муниципального образования г.Новомосковск не принимаются исчерпывающие меры к обеспечению безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, в месте массового пребывания людей, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

При этом, по сообщению главы администрации МО г.Новомосковска от 29.06.2022, бюджет муниципального образования г. Новомосковск является дефицитным, собственных доходов недостаточно для покрытия первоочередных расходов, так как темп роста доходов ниже темпа роста стоимости расходных обязательств. Бюджетом МО г. Новомосковск по подпрограмме «Первичные меры пожарной безопасности в муниципальном образовании город Новомосковск» программы «Безопасный город» на мероприятия по пожарной безопасности выделено в 2022 году –

Поскольку эксплуатация здания МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» осуществляется в условиях, допускающих возможность осуществления деятельности с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности и с привлечением неопределенного круга лица, что является небезопасным, то исковые требования Новомосковского городского прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования исковые требования Новомосковского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Новомосковск, МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить.

Обязать в срок до 31.05.2023 администрацию МО г. Новомосковск, ИНН 7116129736, ОГРН 1067116004130, обеспечить финансирование для проведения в МБОУ «Лицей «Школа менеджеров» работ в виде: выполнения выходов на чердак или кровлю из лестничной клетки через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6x0,8 метра (левое крыло, правое крыло, среднее крыло); выделения помещение пищеблока противопожарными перекрытиями и перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа; установки двери, отделяющей лестничную клетку от поэтажных коридоров (2 этаж - правое крыло, среднее крыло; 3 этаж-среднее крыло); выделения помещения складского назначения, технические помещения (кладовые горючих материалов, книгохранилища библиотек, электрощитовые и т.п.) за исключением помещений категорий В4 и Д, противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа.

Обязать МБОУ «Лицей «Школа менеджеров», ИНН 7116028907, ОГРН 1027101415087, не позднее 3 месяцев с момента выделения финансирования выполнить мероприятия, направленные на освоение денежных средств, в целях устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, а именно: выполнить выходы на чердак или кровлю из лестничной клетки через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6x0,8 метра (левое крыло, правое крыло, среднее крыло); выделить помещения пищеблока противопожарными перекрытиями и перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа; установить двери, отделяющей лестничную клетку от поэтажных коридоров (2 этаж - правое крыло, среднее крыло; 3 этаж-среднее крыло); выделить помещения складского назначения, технические помещения (кладовые горючих материалов, книгохранилища библиотек, электрощитовые и т.п.) за исключением помещений категорий В4 и Д, противопожарными перегородками не ниже 1-го типа с заполнением проема в них противопожарными дверьми 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22.08.2022.

Председательствующий Михалина Е.Н.