ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1723/18 от 13.02.2019 Интинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-178/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.

при секретаре Мартьяновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 13 февраля 2019 года гражданское дело по иску ФИО3 к администрации МОГО "Инта", Минстрою РК о восстановлении в списках граждан имеющих право на получение социальной выплаты для переселения из РКС,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Инта", Минстрою РК о восстановлении в очереди на переселение с первоначальной даты постановки на учет 05.03.1997 с составом семьи 3 человека. В обоснование заявленных требований указал, что с 05.03.1997 состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат на переселение из РКС по категории "работающие", с составом семьи 3 человека: ФИО3, ФИО4, ФИО2 Постановлением администрации МОГО "Инта" от 26.09.2017 № 9/1894 истец и его семья сняты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в связи с отсутствием 10 лет стажа работы В РКС на дату постановки на учет 05.03.1997. На учет истца поставили 05.03.1997, а постановление датировано 2002 годом. В 1997 году его не поставили бы в очередь, если бы не было 10 лет стажа. Если бы истца предупредили об отсутствии стажа в 2002 году, то он уже 16 лет стоял бы в очереди на переселение. Истец ежегодно проходил перерегистрацию. Считает действия администрации по отношению к нему и членам его семьи необоснованными. В настоящее время истец более 30 лет живет и работает на Севере.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело без его участия.

Администрация МО ГО "Инта", надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание представителя не направила, представила письменный отзыв, в котором указала, что с заявленными требованиями не согласна. ФИО3 был поставлен на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения (строительства) жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по дате постановки 05.03.1997 по категории "работающие" с составом семьи 3 человека. В ходе проверки документов в рамках ежегодной перерегистрации граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, установлено, что на дату постановки на учет – 05.03.1997 у истца отсутствовал требуемый для возникновения права на получение социальной выплаты стаж. Согласно имеющимся в учетном деле документам стаж истца на дату постановки составляет 7 лет 5 месяцев 27 дней. Право состоять в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты по категории "работающие" имеют граждане, у которых на день постановки в очередь имеется 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В случае наличия на сегодняшний день необходимой продолжительности стажа, истец вправе повторно обратиться с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.

Минстрой РК в отзыве просил отказать в иске, указал, что на дату постановки на учет 05.03.1997 действовал Федеральный закон от 17.08.1996 № 116—ФЗ, согласно которому коэффициент работы исчислялся начиная с минимального стажа работы 10 лет. При выходе граждан на пенсию или в условиях отсутствия занятости по другим причинам время пребывания без работы учитывается с коэффициентом 0,5. На дату постановки 05.03.1997 на учет истца стаж его работы в районах Крайнего Севера составлял менее требуемых действующим законодательством 10 лет северного стажа работы. В связи с этим истец не имеет право состоять на учете на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона с датой постановки на учет 05.03.1997.

Исследовав материалы дела, учетное дело истца, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, за 1997 г. имеется запись о постановке на учет 05.03.1997 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с составом семьи 4 человека. Состав семьи в журнале не указан. Никаких документов ФИО1 (в том числе паспорта, трудовой книжки, справок о составе семьи, пенсионного удостоверения и др.) в материалах учетного дела не имеется. Впервые истец обратился в Администрацию МО ГО "Инта" 03.03.2010 с заявлением от своего имени о переводе его из категории «пенсионеры» в категорию работающие в связи с выездом матери ФИО1, а также с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Также истцом представлены документы, необходимые для прохождения перерегистрации (копии паспортов, свидетельство о рождении на членов семьи, справку о составе семьи, трудовую книжку). В дальнейшем истец ежегодно проходил перерегистрацию в качестве участника программы переселения.

Постановлением администрации МОГО "Инта" от 26.09.2017 № 9/1894 истец и члены его семьи сняты с учета граждан, состоящих в списках на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании пп. "г." п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879.

Таким образом, первоначально истец состоял на учете в качестве члена семьи своей матери. Из дополнения к иску следует, что ФИО1 в 1998 г. выехала из г. Инты в ____, где в последующем проживала и 25.03.2014 умерла. Из поквартирной карточки на квартиру по адресу: ____ усматривается, что ФИО1 снята с регистрационного учета по указанному адресу 05.07.2001.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу п. "б" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.

На момент выезда ФИО1 из г. Инты действовал Порядок предоставления средств из федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.10.1998 № 1163. В соответствии с указанным Порядком она могла быть поставлена на учет для получения жилищной субсидии по новому месту жительства.

Поскольку ФИО1 выехала из г. Инты на другое постоянное место жительства, она утратила право состоять на учете на получение социальной выплаты в г. Инте и подлежала снятию с учета сразу после выезда. Она не была снята с учета, поскольку Администрации МО ГО "Инта" о своем выезде не сообщала. Поскольку истец, состоявший на указанном учете в качестве члена семьи ФИО1, не выехал вместе с ней за пределы районов Крайнего Севера, то очередь за ним могла быть сохранена только при условии, что по состоянию на дату постановки на учет – 05.03.1997 – он мог обладать самостоятельным правом на постановку на учет в качестве заявителя.

На 05.03.1997 действовал Федеральный закон от 17.08.1996 № 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", а также Положение о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 937. В соответствии с указанными нормативными актами минимальным стажем работы в районах Крайнего Севера, при котором гражданин приобретал право на получение жилищной субсидии, являлся стаж работы 10 лет.

Из трудовой книжки истца следует, что на 05.03.1997 истец не имел 10-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера.

С 31.07.1998 вступил в силу Федеральный закон от 25.07.1998 № 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Статьей 1 указанного Федерального закона установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. Действующим Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 также предусмотрен 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера для постановки на учет на получение социальных выплат.

В период действия Федерального закона от 17.08.1996 № 116-ФЗ истец не приобрел 10-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера. В связи с чем с 31.07.1998 для приобретения права постановки на учет истец должен был иметь уже 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера.

Поскольку по состоянию на 05.03.1997 истец из-за недостаточности стажа работы в районах Крайнего Севера не имел права состоять на учете на получение социальных выплат на переселение из районов Крайнего Севера, исковые требования о восстановлении в очереди на переселение с первоначальной даты постановки на учет 05.03.1997 с составом семьи 3 человека подлежат отклонению.

Обсуждение вопроса о том, может ли истец быть восстановлен на учет с более поздней даты предметом спора не являлось, поскольку истец такие требования не заявлял.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО3 в удовлетворении иска к администрации МОГО "Инта", Минстрою РК о восстановлении в очереди на переселение с первоначальной даты постановки на учет 05.03.1997 с составом семьи 3 человека.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 01.03.2019.

Судья Л.В. Махнева