ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1724/2022 от 19.09.2022 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-1724/2022

УИД: 26RS0012-01-2022-005035-03

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки «19» сентября 2022 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Казанчева В.Т.,

при секретаре Малашихиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ессентуки в интересах несовершеннолетнего А к Мурашковской Е. А. о возложении обязанности представить отчет о хранении, использовании имущества и об управлении имуществом подопечного,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Ессентуки в интересах несовершеннолетнего А обратился в суд с иском к Мурашковской Е. А. о возложении обязанности представить отчет о хранении, использовании имущества и об управлении имуществом подопечного.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

В ходе проведенной проверки прокуратурой г. Ессентуки установлено, что решением Ессентукского суда Ставропольского края от 11 июня 2015 года А лишена родительских прав в отношении малолетнего сына А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации г. Ессентуки от 09 февраля 2016 года Мурашковская Е.А. назначена опекуном над малолетним А

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 указанного Закона орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

Согласно части 2 той же статьи отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 5).

Таким образом у ответчика Мурашковской Е.А. существует обязанность по предоставлению в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г. Ессентуки отчета в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за 2021 год.

В нарушение указанных норм закона отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного в установленный законом срок в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г. Ессентуки не представлен, что существенно нарушает права и законные интересы малолетнего А

Прокурор города Ессентуки обращается в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего А на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и заявления вышеуказанного гражданина о защите имущественных прав.

На основании изложенного, истец просит суд:

- признать бездействие Мурашковской Е.А. по непредставлению отчета в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного А незаконным;

- возложить на Мурашковскую Е.А. обязанность представить в отдел опеки и попечительства Управления образования администрации г. Ессентуки, осуществляющего полномочия по опеке и попечительству, отчет о хранении, использовании имущества и об управлении имуществом подопечного А

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г.Ессентуки Русина О.М. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Ответчик Мурашковская Е.А., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления образования администрации г. Ессентуки, надлежаще уведомленные о времени и месте рассмотрения дела (направленное ответчику извещение возвращено в суд в связи с истечением срока хранения), в судебное заседание не явились.

Представитель Управления образования администрации г. Ессентуки ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних лиц, а также в защиту интересов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее Закон № 48-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

В соответствии с положениями ст. 4 Закона № 48-ФЗ, задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются: обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий; обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Согласно ст. 5 Закона № 48-ФЗ, деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами: свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей; контроль за деятельностью по опеке и попечительству; обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

Статьей 7 Закона № 48-ФЗ определены основные задачи органов опеки и попечительства, которыми являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.п. 4, 11 ч.1 ст. 8 Закона № 48-ФЗ, к полномочиям органов опеки и попечительства относятся осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.

В силу ч.1 ст.24 № 48-ФЗ Закона, надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

В силу положений ст. 25 Закона № 48-ФЗ, опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства. По утверждению отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

Установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что решением Ессентукского суда Ставропольского края от 11 июня 2015 года А лишена родительских прав в отношении малолетнего сына А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации г. Ессентуки от 09 февраля 2016 года Мурашковская Е.А. назначена опекуном над малолетним А

Соответственно, Мурашковская Е.А. обязана ежегодно предоставлять в Управление образования администрации г. Ессентуки, осуществляющее функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, отчет в письменной форме о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

Между тем, как следует из сообщения Управления образования администрации г. Ессентуки от 20 июня 2022 года , опекуном Мурашковской Е.А., отчет о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении имуществом подопечного А не предоставлен. В свою очередь, Управлением проводилась работа с опекуном по разъяснению норм законодательства по предоставлению отчетов в сроки, установленные законом.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей опекуна, установленных ст. 25 Закона № 48-ФЗ, чем нарушены права малолетнего А

Суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика устранить допущенное нарушение закона, обязав представить в Управление образования администрации г. Ессентуки отчет о хранении, использовании имущества и об управлении имуществом подопечного А

В условиях состязательности процесса ответчик не привел доказательств, опровергающих доводы истца, в связи с чем, в силу положений ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, исковые требования прокурора города Ессентуки подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Ессентуки в интересах несовершеннолетнего А к Мурашковской Е. А. о возложении обязанности представить отчет о хранении, использовании имущества и об управлении имуществом подопечного - удовлетворить.

Признать бездействие Мурашковской Е. А. по непредставлению отчета в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконным.

Возложить на Мурашковскую Е. А. обязанность представить в Управление образования администрации г. Ессентуки, осуществляющее полномочия по опеке и попечительству, отчет о хранении, использовании имущества и об управлении имуществом подопечного А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Ответчик вправе подать в Ессентукский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: В.Т. Казанчев

Мотивированное решение изготовлено «26» сентября 2022 года.