Дело № 2-1725/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 г. г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Губановой М.В.,
при секретаре Сапельниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (ГУ МЧС России по Челябинской области), Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л :
Челябинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (ГУ МЧС России по Челябинской области), о признании бездействия незаконным.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения на внутреннем водном транспорте в деятельности подразделений Федерального казенного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области» (ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области): Управления Центра ГИМС, Центрального инспекторского отделения, Челябинского инспекторского отделения, Каслинского инспекторского отделения, Чебаркульского инспекторского отделения, Южноуральского инспекторского участка, Группы патрульной службы №, группы патрульной службы №, группы патрульной службы № группы патрульной службы №, группы регистрационной и аттестационной работы, группы технического надзора.
В ходе проверки выявлены нарушения в указанной сфере, выразившиеся в осуществлении государственного и технического надзора за маломерными судами, базами для их стоянок и их использованием на водных объектах в отсутствии необходимого оборудования и измерительных приборов.
Согласно абз. 1 п.4 Постановления Правительства РФ № 835 от 23.12.1994 года «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» одной из основных задач ГИМС является осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами для их стоянок и их использованием во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанного Постановления Правительства РФ ГИМС организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах, наплавных мостах, организует контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами и базами, осуществляет классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов, разрабатывает типовые программы обучения и осуществляет прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и практического управления маломерными судами, осуществляет ведение реестра маломерных судов, устанавливает и вносит в судовой билет требования по оснащению противопожарными средствами и спасательными средствами, проводит проверки на соответствие нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных веществ.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам.
В нарушение раздела II Типовых норм ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области» не оснащены следующим оборудованием: <данные изъяты>
Проведение не в полном объеме технического освидетельствования маломерных судов создает угрозу допуска к эксплуатации судов, не соответствующих техническим требованиям, что ведет к негативному воздействию на окружающую среду и причинению вреда здоровью людей.
Истец в уточненном исковом заявлении просил обязать ГУ МЧС России по Челябинской области в течение 6 мес. после вступления решения в законную силу обеспечить ГИМС МЧС России по Челябинской области оборудованием, снаряжением, имуществом, а также обязать МЧС России профинансировать мероприятия по обеспечению ГИМС МЧС России по Челябинской области необходимым оборудованием, снаряжением, имуществом.
В уточненном исковом заявлении истец указывает, что в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Уральском федеральном округе», ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области» ликвидировано, как самостоятельное юридическое лицо и находится в виде структурного подразделения в составе Главного управления МЧС России по Челябинской области.
В уточненном иске прокурор просил обязать ГУ МЧС России по Челябинской области обеспечить ГИМС МЧС России по Челябинской области следующим оборудованием: <данные изъяты> Обязать МЧС России профинансировать мероприятия по обеспечению ГИМС МЧС России по Челябинской области указанным имуществом.
В судебное заседание не явился представитель МЧС России по доверенности ФИО1, просила рассмотреть исковое заявление без ее участия.
Представитель ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО2 возражал против иска.
Суд, выслушав прокурора, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области по доверенности ФИО2, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 22 Кодекса торгового мореплавания РФ предусматривает обязательную классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации. Порядок оказания данных государственных услуг в отношении маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, устанавливается Правительством РФ.
ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области» входил в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, осуществляя деятельность по классификации, государственной регистрации, учету, техническому освидетельствованию маломерных судов, присвоению им государственных (бортовых) номеров; в установленном порядке проводил регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Уральском федеральном округе», ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области ликвидировано, как самостоятельное юридическое лицо, и является структурным подразделением в составе Главного управления МЧС России по Челябинской области.
Согласно абз. 1 п.4 Постановления Правительства РФ № 835 от 23.12.2994 года «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» одной из основных задач ГИМС является осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами для их стоянок и их использованием во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 указанного Постановления Правительства РФ ГИМС организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах для стоянок маломерных судов.
Приказом МЧС России от 18.10.2012 № 607 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок.
Согласно п. 2.30 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 18 октября 2012 г. № 608, пункт освидетельствования маломерного судна, в том числе, передвижной, должен иметь оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна.
Приложением № 2 к приказу МЧС России от 12.03.2015 № 113 "Об утверждении Перечня должностей главных государственных инспекторов по маломерным судам субъектов Российской Федерации, государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей" на государственных инспекторов по маломерным судам возложены организация в пределах своей компетенции надзора и контроля за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах и других местах массового отдыха на водоемах, переправах (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, и ледовых переправах; контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами; осуществление в установленном порядке производства по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции.
В целях совершенствования технической оснащенности Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Типовые нормы).
Согласно разделам I (п. п. 1, 3, 4, 5), III (п. п. 2, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 22, 23, 24), IV (п. п. 2, 4, 8), VII (п. 5), VIII (п. п. 2, 6), X (п. п. 1, 3, 6) Типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России должна быть оснащена оборудованием, перечень которого указан в Типовых нормах.
В ходе проверки Управления Центра ГИМС, Центрального инспекторского отделения, Челябинского инспекторского отделения, Каслинского инспекторского отделения, Чебаркульского инспекторского отделения, Южноуральского инспекторского участка, группы патрульной службы №, группы патрульной службы №, группы патрульной службы № группы патрульной службы №, группы регистрационной и аттестационной работы, группы технического надзора, проведенной Челябинской транспортной прокуратурой, установлено, что данные подразделения не оснащены необходимыми вспомогательными оборудованием и инструментом.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспариваются.
Более того, ответчиком признан факт сообщения им прокурору при проведении проверки сведений об укомплектованности подразделений.
Перечень недостающего оборудования и оснащения на дату рассмотрения дела, отраженный в уточненном иске, не соответствует Типовым нормам, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 618 от 09.08.2005 г. «Об утверждении типовых норм обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности возложения на ответчика обязанности по оснащению ГИМС необходимым оборудованием и приборами, согласно Типовым нормам обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденным Приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618.
Оснащение указанными оборудованиями и приборами носит не рекомендательный, а обязательный характер даже при наличии другого оборудования или в случае неполной комплектации оборудованием.
Использование указанного оборудования и мерительных приборов признано необходимым для реализации государственной функции по обеспечению государственного надзора за соблюдением порядка пользования маломерными судами и обеспечения безопасности судоходства, следовательно, оснащение ими является обязательным в силу вышеуказанного приказа органа исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что ГИМС направляло в ГУ МЧС России по Челябинской области заявки на укомплектование недостающим оборудованием в период ДД.ММ.ГГГГ (2 заявки).
Судом не принят довод представителя ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО2 о том, что ответчиком принимались меры для направления заявок для укомплектования оборудованием согласно Типовым нормам.
Так, 11.03.2019 г. начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Челябинской области» обращался с письмом к Временно исполняющему обязанности начальника ГУ МЧС Росси по Челябинской области К.В.Г. с направлением расчета потребности в выделении дополнительных ЛБО для целей приобретения недостающих инструментов и оборудования с приложением расчета потребности, а также подобное обращение от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако представленные в материалы дела письмо ГУ МЧС России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанное начальником ГУ МЧС России по Челябинской области в адрес Директора тылового и технического обеспечения МЧС России «Об обеспечении техникой ГИМС к саммитам ШОС и БРИКС» с заявкой на обеспечение в период проведения саммита, письмо «О подготовке ГИМС к саммитам ШОС и БРИКС» в адрес заместителя Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ№, письмо в адрес Директора тылового и технического обеспечения МЧС России «О предоставлении расчета-обоснования потребности к ШОС», не доказывают, что ответчик предпринимал меры для приобретения недостающих инструментов и оборудования согласно Типовым нормам, поскольку из содержания указанных документов следует, что ответчик обращался за дополнительным финансированием для обеспечения техникой к саммитам.
Таким образом, ГУ МЧС России по Челябинской области не проводило информирования вышестоящего органа о необходимости приобретения недостающих согласно Типовых норм приборов и оборудования.
Как следует из содержания приказов МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, исполнение ответчиком обязанности по техническому надзору за маломерными судами с использованием необходимого оборудования и, как следствие, реализация гражданами права на благоприятную окружающую среду не ставится в зависимость от наличия или отсутствия финансирования на эти цели.
В соответствии с положениями ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Согласно Приказу МЧС России от 27 марта 2020 г. № 217 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - Главное управление МЧС России) входит в систему МЧС России и подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) осуществляет функции и бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.
Следовательно, ГУ МЧС России по Челябинской области, являясь получателем бюджетных средств, в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, обладает бюджетными полномочиями в принятии и (или) исполнении в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.
Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МЧС России осуществляет финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, являясь главным распорядителем.
Главный распорядитель бюджетных средств не только имеет право распределять выделенные на текущий финансовый период бюджетные ассигнования (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации), но и осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований (п. 4 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации), вносить предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для обеспечения ГИМС МЧС России по Челябинской области оборудованием, перечень которого указан в Типовых нормах, утвержденных Приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618, не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах и других местах массового отдыха на водоемах, переправах (кроме паромных переправ), на которых используются маломерные суда, так как законодательство не связывает реализацию полномочий МЧС по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей с финансовыми возможностями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (ГУ МЧС России по Челябинской области), Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) об обязании совершить действия.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (ГУ МЧС России по Челябинской области) в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда обеспечить ГИМС МЧС России по Челябинской области следующим оборудованием: <данные изъяты>
Обязать Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению ГИМС МЧС России по Челябинской области следующим оборудованием: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий М.В.Губанова