ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1725/2021 от 30.11.2021 Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

№ 2 – 1725/2021 г. Изг.:10 12 2021г

УИД: 76RS0023-01-2021-002483-87

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе

судьи Донцовой Н.С.,

при секретаре Астаховой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноперекопского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя школа № 12», Департаменту образования мэрии г. Ярославля о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Красноперекопского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением, указывая, что прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в муниципальном образовательном учреждении «Средняя школа № 12», в ходе которой установлено, что при входе в здание школы отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения). Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению составляет 117 человек. В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания. Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что социальная защита инвалидов -система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Статьей 19 Закона о социальной защите инвалидов в РФ инвалиду гарантирована государственная поддержка в получении образования и создании инвалидам необходимых условий для его получения. Статья 15 Закона о социальной защите инвалидов в РФ обязывает организации независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования средствами связи и информации. Пунктами 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки РФ № 1309 от 09.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта. Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП59.13330.2020. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25.10.2012, среди которых - полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Пунктом 6.5.12 Свода правил установлено, что при входах в здания массового помещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание. В соответствии с п. 3.1.40 ГОСТ Р 51671-2020 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» (далее - ГОСТ Р 51671-2020) под тактильно-визуальной схемой понимается схема, содержащая рельефно-контрастное изображение плана объекта (части объекта) с обозначением на нем помещений и входов в здание, мест общего пользования на территории в виде тактильных линий и текстур разного характера, в виде пиктограмм, знаков, символов, букв и цифр, а также надписей, выполненных рельефно-линейным шрифтом и линейно-точечным шрифтом Брайля. Параметры букв и цифр знаков, а также требования к визуальным техническим средствам определены п. 6.2.1.15-6.2.1.17 ГОСТ Р 51671-2020. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что при входе в здание в МОУ «Средняя школа № 12» отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения). Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению составляет 117 человек. Не обеспечение должностными лицами МОУ «Средняя школа № 12» условий для беспрепятственного доступа в помещение социальной инфраструктуры граждан, относящихся к маломобильной группе населения, существенно нарушает их законные права и интересы на охрану здоровья. Кроме того, обществом не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для обеспечения беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству лицам, являющимся инвалидами по зрению, в том числе несовершеннолетних. На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Вмешательство в указанную деятельность исключается. Согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). В силу ст.ст. 69 и 69.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. Таким образом, исполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Установлено, что на основании лицензии образовательная организация ведет образовательную деятельность по адресу: г. Ярославль, ул. Курчатова, д. 8. В соответствии с Уставом - имеет статус некоммерческой организации, созданной городским округом город Ярославль для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, является общеобразовательной организацией. Исходя из Устава, учредителем и собственником имущества является городской округ города Ярославля. Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент образования мэрии города Ярославля, мэрия города Ярославля в части принятия решений о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации бюджетного учреждения, его переименовании, создании и ликвидации его филиалов, открытии и закрытии его представительств, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее -Комитет по управлению муниципальным имуществом) в части управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом. Функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения от имени города Ярославля осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом. В соответствии с Уставом к компетенции Департамента образования мэрии города Ярославля относится формирование и утверждение муниципального задания бюджетному учреждению в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности и финансовое обеспечение выполнения этого задания. Для всех категорий инвалидности обследованный объект не удовлетворяет требованиям безопасности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Просит: обязать департамент образования мэрии г. Ярославля, муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 12» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить:

-при входе в здание муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 12» по адресу: г. Ярославль, ул. Курчатова, д. 8 тактильную схему, отображающую информацию о наименовании учреждения, графике работы, план здания с обозначением на нем помещений и входов в здание, мест общего пользования, выполненных рельефно-линейным шрифтом и рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в соответствии с требованиями п. 3.1.40, п. 6.2.1.15-6.2.1.17 ГОСТ Р 51671-2020 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;

- в здании муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 12» по адресу: г. Ярославль, ул. Курчатова, д. 8 установить направляющие тактильные напольные указатели.

В судебном заседании представитель истца Постникова М.Ю. – помощник прокурора Красноперекопского района г. Ярославля исковые требования поддержала в части возложении обязанности на департамент образования мэрии г. Ярославля, муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 12» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить: при входе в здание муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 12» по адресу: г. Ярославль, ул. Курчатова, д. 8 тактильную схему, отображающую информацию о наименовании учреждения, графике работы, план здания с обозначением на нем помещений и входов в здание, мест общего пользования, выполненных рельефно-линейным шрифтом и рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в соответствии с требованиями п. 3.1.40, п. 6.2.1.15-6.2.1.17 ГОСТ Р 51671-2020 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности». Остальные требования не поддержала.

Представитель ответчика Толстякова Е.Б. – директор МОУ «Средняя школа № 12», исковые требования не признала, пояснила, что в Средней школе № 12 обучаются слабовидящие дети, в том числе и инвалиды по зрению, но шрифт Брайля они не изучают, а обучаются по программе для слабовидящих детей. Все дети читают по плоскопечатному шрифту и пишут в плоскопечатных тетрадях, таким образом для обучающихся детей нет необходимости устанавливать данный таблицы. Кроме того данная тактильная схема движения, в случае ее установления, должна также быть продолжена и внутри помещения напольными схемами движения, что в условиях данной школы не возможно и для детей, обучающихся в данной школе, не нужно.

Представитель ответчика Департамента образования мэрии г. Ярославля Афанасьева И.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, согласилась с позицией представителя МОУ «Средняя школа № 12».

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации и ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №. 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:

- досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ, организации независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают условия для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ, к объектам социальной инфраструктуры относятся здания, сооружения, комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр.

Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу на территории Российской Федерации 25.10.2012, в соответствии с которой основными принципами являются полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Пунктом 6.5.12 Свода правил установлено, что при входах в здания массового помещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

В соответствии с п. 3.1.40 ГОСТ Р 51671-2020 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности» под тактильно-визуальной схемой понимается схема, содержащая рельефно-контрастное изображение плана объекта (части объекта) с обозначением на нем помещений и входов в здание, мест общего пользования на территории в виде тактильных линий и текстур разного характера в виде пиктограмм, знаков, символов, букв и цифр, а также надписей, выполненных рельефно-линейным и линейно-точечным шрифтом Брайля. Параметры букв и цифр знаков, а также требования к визуальным техническим средствам определены п. 6.2.1.15-6.2.1.17 ГОСТ 51671-2020.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в муниципальном образовательном учреждении «Средняя школа № 12», в ходе которой установлено, что при входе в здание школы отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения).

Согласно информации, предоставленной МОУ «Средняя школа № 12» от 26.04.2021 г. количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению в средней школе № 12 – 117 человек; средства доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению в средней школе № 12: контрастная маркировка на лестницах и входных группах (двери) для слабовидящих детей. Пандусов, кнопки вызова, поручней в средней школе № 12 нет, так как в школе не обучаются дети-инвалиды (колясочники). Нет в школе мнемосхем, так как в школе не обучаются слепые дети. Запросы в Департамент образования Ярославской области по дополнительному финансированию на данные цели не направлялись, так как в средней школе нет обучающихся нозологических групп, требующих создания вышеуказанных условий.

Согласно сообщению МОУ «Средняя школа № 12» от 31.08.2021 г. в средней школе № 12 на 31.08.2021 обучается 115 детей с нарушениями зрения с 1 по 10 класс, относящиеся к категории слабовидящих детей. Зрительные дефекты обучающихся и острота зрения предъявляет требования к выполнению офтальмоэргономических рекомендаций: режиму зрительной нагрузки, рассадке в кабинете, обучению по специализированным учебникам для лиц с нарушением зрения (на плоскопечатной основе), требования к размерному и шрифтовому оформлению раздаточных материалов, письму на доске, предъявлению иллюстративных материалов с проецированием на экран, проведению необходимых коррекционно-развивающих занятий. Все дети читают по плоскопечатному шрифту и пишут в плоскопечатных тетрадях. При этом в контингенте лиц с ОВЗ отсутствуют обучающиеся, которым необходимо обучение по системе Брайля, по данной системе не читают и не пишут ни обучающиеся с нарушением зрения, ни их родители. В соответствии с заключениями ПМПК численный состав детей с ограниченными возможностями здоровья по зрения:

Вариант 4.1. ФГОС ОВЗ - 24 человека

Вариант 4.2.ФГОС ОВЗ - 36 человек

Вариант 4.3 ФГОС ОВЗ - 2 человека

АОП ООО для слабовидящих обучающихся - 50 человек

Класс IV вида - 3 человека. Таким образом, психолого-медико-педагогической комиссией не рекомендовано обучение по вариантам 3.1, 3.2, 3.3 ФГОС ОВЗ, АОП ООО для слепых обучающихся, класс III вида ни одному ученику.

Ответчиками в материалы дела представлены заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования ребенком с ограниченными возможностями здоровья – с нарушением зрения (слабовидящие) в отношении ФИО5, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО6, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО7, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО8, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО9, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО10, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО11, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО12, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО13, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО14, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО15, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО16, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО17, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО18, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО19, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО20, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО21, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО22, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО23, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО24, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО25, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО26, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО27, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО28, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО29, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, согласно которым рекомендаций использования детьми рельефно-линейного шрифта и рельефно-точечного шрифта Брайля не имеется.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт того, что в данной школе не обучаются дети, чьи права бы нарушались и требовалась необходимость восстановление нарушенных прав судебным решением в связи с отсутствием тактильной схемы, отображающей информацию о наименовании учреждения, графике работы, плана здания с обозначением на нем помещений и входов в здание, мест общего пользования, выполненных рельефно-линейным шрифтом и рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Приходя к указанному выводу суд учитывает также то, что в данной школе отсутствуют учебные программы с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, соответственно дети не обучены данному шрифту и не могут пользоваться данной тактильной схемой.

Все указанные обстоятельства являются основанием к отказу в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Красноперекопского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Средняя школа № 12», Департаменту образования мэрии г. Ярославля о возложении обязанности на Департамент образования мэрии г. Ярославля, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя школа № 12» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить: при входе в здание муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 12» по адресу: г. Ярославль, ул. Курчатова, д. 8 тактильную схему, отображающую информацию о наименовании учреждения, графике работы, план здания с обозначением на нем помещений и входов в здание, мест общего пользования, выполненных рельефно-линейным шрифтом и рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в соответствии с требованиями п. 3.1.40, п. 6.2.1.15-6.2.1.17 ГОСТ Р 51671-2020 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»; в здании муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 12» по адресу: г. Ярославль, ул. Курчатова, д. 8 установить направляющие тактильные напольные указатели - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ярославский областной суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля.

Судья

Н.С. Донцова