Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1726/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2011 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Новиковой Н.В.,
при секретаре Охрименко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Горно-Алтайска о признании недействующим пункта 4 Решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 20 октября 2005 года № 30-9 «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Горно-Алтайска обратился в суд с заявлением о признании недействующим на дату вынесения решения суда п. 4 Решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 20 января 2005 года № 30-9 «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск».
В обоснование требований указывает на то, что названным решением установлены налоговые ставки по земельному налогу в зависимости от объектов, которые на них расположены, а не в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, что противоречит п. 2 ст. 394 НК РФ. Решение опубликовано в издании «Вестник Горно-Алтайска» № 43 от 26 октября 2005 года. Согласно ст. 7 ЗК РФ установлены категории земель, земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого установлены федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. 20 апреля 2011 года прокурором г. Горно-Алтайска в адрес Горно-Алтайского городского Совета депутатов на Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 20 октября 2005 года № 30-9 был направлен протест на предмет его противоречия ст. 394 НК РФ. В удовлетворении протеста было отказано. В связи с этим на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора Бедарева О.В. настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении и в отзыве на возражения Горно-Алтайского городского Совета депутатов.
Представители Горно-Алтайского городского Совета депутатов ФИО1, ФИО2, ФИО3 возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Исходя из положений п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ, на что указано и в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Согласно ч.ч. 2-3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дела судом установлено, что 20 октября 2005 года Горно-Алтайским городским Советом депутатов принято Решение № 30-9 «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» (далее по тексту также Решение).
Пунктом 4 данного Решения утверждены налоговые ставки по земельному налогу на территории г. Горно-Алтайска в следующих размерах:
1) 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых инженерно-техническими объектами, сооружениями, коммуникациями, служащими для удовлетворения нужд г. Горно-Алтайска (тепломагистрали; теплопункты; питьевые, технические сооружения открытого и закрытого типа (водохранилища); водопроводы общегородского назначения; очистные сооружения; канализации с проводящими и отводящими магистральными коллекторами; перекачивающие подстанции по водопотреблению и канализации; электролинии; трансформаторные подстанции);
1.2) 0,065 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов дошкольных, общеобразовательных учреждений, специальных коррекционных школ, начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, административных зданий органов местного самоуправления муниципального образования «Город Горно-Алтайск», отраслевых (функциональных) органов Администрации г. Горно-Алтайска, органов исполнительной, законодательной власти Республики Алтай;
1.3) 0,34 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предназначенных для размещения административно-торговых зданий;
2) 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
3) 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Полагая, что установленные налоговые ставки противоречат требованиям федерального законодательства, прокурор просит признать п. 4 названного Решения недействующим с момента принятия решения суда.
Суд полагает, что требования прокурора являются необоснованными по следующим основаниям.
В силу п. 10 ст. 42, п. 1 ст. 43 Устава муниципального образования «Город Горно-Алтайск», п. 5 ст. 40 Регламента Горно-Алтайского городского Совета депутатов, Городской Совет депутатов по вопросам местного значения принимает акты нормативного характера в форме решений и постановлений; муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в средствах массовой информации, которое осуществляется в порядке, указанном в таких правовых актах.
Оспариваемое Решение опубликовано в газете «Вестник Горно-Алтайска» № 43 от 26 октября 2005 года, изменения в оспариваемый пункт Решения также опубликованы в этом периодическом печатном издании (№ 18 от 29 апреля 2009 года № 36 от 3 сентября 2008 года, № 48 от 26 ноября 2008 года, № 4 от 27 января 2010 года), что подтверждается копиями из газеты, имеющимися в материалах дела (л.д. 54-57).
То есть форма и порядок обнародования оспариваемого акта соответствуют требованиям законодательства.
То обстоятельство, что Решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, следует из его содержания и не оспаривалось при рассмотрении дела.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ утверждение налоговых ставок по земельному налогу отнесено к компетенции представительных органов муниципальных образований. Следовательно, Решение принято уполномоченным на то органом – Горно-Алтайским городским Советом депутатов.
Что касается содержания оспариваемого пункта 4 Решения, то суд полагает, что оно не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, что необходимо для удовлетворения требований прокурора в силу ч.ч. 2-3 ст. 253 ГПК РФ.
Статья 394 НК РФ предусматривает, что налоговые ставки не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, пунктом 1 статьи 394 НК РФ установлены предельные налоговые ставки, а органы местного самоуправления вправе установить более низкие ставки для земельных участков в зависимости от категории земли и (или) видов разрешенного использования земельных участков.
На основе сравнительного анализа содержания ст. 394 НК РФ и п. 4 Решения суд приходит к выводу о том, что подпункты 2 и 3 пункта 4 Решения не только не противоречат ст. 394 НК РФ, но и полностью совпадают с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ, поэтому в данной части решение не противоречит установленным требованиям федерального законодательства.
В подпунктах 1, 1.2, 1.3 Решения размеры налоговых ставок не превышают установленные в п. 1 ст. 394 НК РФ пределы. Однако прокурор полагает, что ставки установлены не в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков, как это должно быть в соответствии с приведенными выше требованиями п. 2 ст. 394 НК РФ, что должно являться основанием для признания недействующим нормативного правового акта.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В настоящее время такой классификатор отсутствует.
Однако из приведенных положений закона следует, что вид разрешенного использования предусматривается зонированием территории, выбирается правообладателем земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ч.ч. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту – ГрК РФ) Правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Статья 36 ГрК РФ устанавливает, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований.
Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются Правилами землепользования и застройки и могут соответствовать видам размещаемых на земельных участках объектов.
Ссылки прокурора на необходимость определения видов разрешенного использования в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, несостоятельны, поскольку законом к компетенции названного Министерства не отнесено определение видов разрешенного использования земельных участков, а также в связи с тем, что Методические указания регулируют вопросы кадастровой оценки земель, а не устанавливают виды разрешенного использования земельных участков в населенных пунктах.
На территории г. Горно-Алтайска виды разрешенного использования земельных участков в настоящее время установлены Градостроительными регламентами, являющимися Приложением 2 к Правилам землепользования и застройки в городе Горно-Алтайске, утвержденных решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15 сентября 2005 года № 29-3.
Из анализа Градостроительных регламентов следует, что виды разрешенного использования установлены в зависимости от объектов, которые располагаются или предполагает расположить на земельном участке. Данный нормативный правовой акт является действующим, поэтому подлежит применению судом при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, что все перечисленные в подпунктах 1, 1.2, 1.3 пункта 4 Решения виды разрешенного использования земельных участков, в зависимости о которых установлены размеры налоговых ставок, указаны в Градостроительных регламентах, а именно: в зоне Ж1 «Зона многоэтажной жилой застройки» - детские сады, иные объекты дошкольного воспитания, школы начальные, средние и специальные, трансформаторные подстанции; в зоне Ж2 «Зона малоэтажной жилой застройки до 3-х этажей» -вспомогательные виды разрешенного использования: допускается размещение объектов культурно-бытового, социального и коммунального обслуживания периодического спроса отдельно стоящих, встроенных, пристроенных и в первых этажах жилых домов (гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, бары, встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи или стоянки из расчета не более чем 1 место парковки на 1 квартиру, а также открытые стоянки для временного хранения автотранспорта по расчету согласно СниП, площадки для выгула собак, жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы); в зоне Ж3 «Зона усадебной жилой застройки» - детские сады, иные объекты дошкольного воспитания, школы начальные и средние, трансформаторные подстанции; в зоне О2 «Общественно-коммерческая общегородская зона с возможностью размещения объектов городского социального, культурно-бытового обслуживания населения (торговые, общественного питания) и объектов малого производства» - трансформаторные подстанции; в зоне О5 «Общественная лечебно-оздоровительная зона с размещением больниц республиканского и городского значения» - объекты торговли и общественного питания (кафе, закусочные, столовые), административные организации, конторы; в зоне Р1 «Рекреационная зона отдыха общегородского значения…» - школы; в зоне Р2 «Рекреационная зона с размещением объектов туристско-рекреационного назначения» -спортивные школы, административные здания; в зоне Т1 « Зона территорий улиц, дорог, проездов, площадей, стоянок, крупных гаражных кооперативов» - водоотводные сооружения; в зоне И «Зона общегородских инженерных коммуникаций…» - размещение и обслуживание воздушных линий электропередач, очистные сооружения; в зоне К1 «Коммунально-складская зона» - предприятия коммунального хозяйства, инженерные сооружения, административные здания; в зоне СХ1 «Зона расположения плодово-ягодных растений сельскохозяйственного использования» - инженерные коммуникации и транспортные сооружения.
Для каких-либо конкретно видов объектов (конкретной школы, административного учреждения или т.п.), расположенных на земельных участках в г. Горно-Алтайске, оспариваемым Решением ставки земельного налога не установлены. Следовательно, нарушение прав налогоплательщиков не допущено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что п. 4 Решения не противоречит какому-либо акту, имеющему большую юридическую силу, поэтому основания для признания его недействующим, отсутствуют, то есть в удовлетворении заявления прокурора г. Горно-Алтайска следует отказать.
ФРФ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления прокурора г. Горно-Алтайска о признании недействующим пункта 4 Решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 20 октября 2005 года № 30-9 «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай через Горно-Алтайский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Новикова
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2011 года.