ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1726 от 29.11.2011 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

                                                                                    Сафоновский районный суд Смоленской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сафоновский районный суд Смоленской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело № 2-1726/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2011 года г. Сафоново

Сафоновский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего федерального судьи Козлова А.А., прокурора Демянко В.А., при секретаре Щербаковой Ю.А., с участием представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области по доверенности ФИО1, представителя МО МВД России «Сафоновский» по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Сафоновский», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с требованием к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Сафоновский» ( далее МО МВД России «Сафоновский» ), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области ( далее Минфин России в лице УФК по Смоленской области ) о компенсации морального вреда, сославшись на то, что с дд.04.2008 по дд.10.2011 в разные периоды времени он содержался в ИВС МО МВД России «Сафоновский» в бесчеловечных условиях, что противоречит положениям Конституции РФ, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Камеры, в которых он находился, были в антисанитарных условиях, без водопровода и канализации, размером менее 4-х кв.м, плохо освещены, не имели оконных проемов. Вместо унитаза в камере стояло ведро с нечистотами, ничем не отгороженное от зоны приема пищи. Плохое освещение в камерах, не позволяло читать и писать более 2-3 часов в сутки, что затрудняло подготовку к судебному заседанию. Такие условия содержания являлись невыносимыми, унижающими его достоинство. Данные обстоятельства причинили ему нравственные и физические страдания, непоправимый моральный вред, компенсацию которого он оценил, с учетом уточнения иска, в размере 30 500 руб., указанную сумму просит взыскать с ответчика.

В судебное заседание ФИО3 своего представителя не направил, представив заявление, в котором поддерживает свои требования.

Представитель МО МВД России «Сафоновский» ФИО2 иск не признала, указав, что МО МВД России «Сафоновский» является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. При этом не отрицает, что имеются недостатки материально-бытового обеспечения ИВС. Однако, в настоящее время определить, в каких камерах на то время находился истец, не представляется возможным.

Представитель Минфина России в лице УФК по Смоленской области ФИО1 иск не признала, считая Минфин ненадлежащим ответчиком по данному спору, в обоснование возражений на иск суду пояснила, что статьями 15, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что обеспечение режима, обеспечивающего соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, а также создание надлежащих материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических условий их содержания возлагается на администрацию мест содержания под стражей. В данном случае, вопросы материально-бытового обеспечения возложены на МО МВД России «Сафоновский». В связи с чем, сумма компенсации морального вреда, при признании ее судом законной и обоснованной, подлежит взысканию с МВД России, как главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности непосредственного причинителя вреда.

Выслушав представителей ответчиков, заключение пом. прокурора, полагавшего исковые требования удовлетворить частично, взыскать с ответчиков в солидарном порядке компенсацию морального вреда, при этом, считая заявленную сумму явно завышенной, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) и ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и п. 42 Раздела V Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950, ( далее Правила ) предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В силу п. 45, п. 48 Правил камеры ИВС оборудуются, в том числе, столом и скамейками по лимиту мест в камере, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды.

При отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50°С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 содержался в ИВС МО МВД России «Сафоновский» в следующие периоды: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения условий содержания в ИВС МО МВД России «Сафоновский». В ходе проверки было выявлено, что в МО МВД России «Сафоновский» имеется 13 камер ИВС, лимит наполняемости камер составляет 21 человек. В течение февраля, мая, августа 2009 года норма санитарной площади в камере на одного человека соблюдалась не во всех камерах. Вместе с тем, установлено не было, в какое время и в каких камерах имелась их перенаполняемость, так как срок хранения рабочих тетрадей не установлен и по окончании ведения они уничтожаются. При этом, отражено, что камеры подвального помещения ИВС № ххх в силу конструктивных особенностей здания, действительно, не оборудованы водопроводом, вместе с тем, созданы условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии. В камерах естественное освещение соответствует п. 17.11 СП 12-95 МВД России «Инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России». Искусственное освещение представлено лампами накаливания, размещенными в нишах над дверью по норме 50 лк ( п. 20.2 СП 12-95 ).

Данные обстоятельства подтверждаются: сведениями, представленными МО МВД России «Сафоновский», о времени содержания истца в ИВС ( л.д. 16 ); актом комиссионного обследования ИВС при ОВД по Сафоновскому району на предмет технической укрепленности от дд.мм.гггг ( л.д. 49-50 ); сообщением Сафоновской межрайонной прокуратуры о результатах проведенной проверки ( л.д. 40-41 ).

Таким образом, в ходе судебного заседания было с достоверностью установлено, что в момент содержания ФИО3 в ИВС МО МВД России «Сафоновский» в камерах отсутствовали условия, отвечающие требованиям действующего законодательства, так как камеры, в которых находился истец, не были оборудованы санитарным узлом и водопроводом.

Следовательно, на основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в отношении ФИО3 были допущены нарушения его прав на содержание в камерах ИВС МО МВД России «Сафоновский» в условиях, обеспечивающих уважение человеческого достоинства, в связи с этим, требования истца о компенсации морального вреда основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Обсуждая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 151 ГК РФ, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В этой связи, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает возможным, взыскать в пользу ФИО3 1500 руб. в счёт компенсации причиненного морального вреда.

Суд не находит обоснованным довод представителя Минфина России в лице УФК по Смоленской области о том, что надлежащим ответчиком по делу является МВД России, главный распорядитель бюджетных средств.

В силу ст. 1071 ГК РФ при возмещении вреда за счет казны Российской Федерации от имени казны выступает Министерство финансов РФ, которое передало свои полномочия управлениям Федерального казначейства Министерства финансов РФ в областях.

Статья 1070 ГК РФ, положения которой применяются при разрешении данного спора, является специальной нормой, устанавливает, что вред возмещается за счет казны Российской Федерации, следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Минфин России, в лице УФК по Смоленской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Смоленской области в пользу ФИО3 1500 руб. в счет компенсации морального вреда.

В остальной части иска ФИО3 отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд.

Председательствующий: А.А. Козлов

.