Дело № 2-220/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> РТ
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Горошниковой Л.Н., при секретаре Закировой Г.Р. с участием истицы Я.А.Г., представителя истицы ФИО1, представителя ответчика ФИО2, третьего лица К.Т.В., действующей также в интересах несовершеннолетней К.А.И., третьих лиц Я.А.А., К.А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Я.А.Г. к исполнительному комитету муниципального образования «город Чистополь» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Я.А.Г. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «город Чистополь» о возложении обязанности предоставить ее семье в составе 7 человек жилое помещение в черте г. Чистополь по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления по 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи. В обоснование иска указала, что является нанимателем <адрес>, общей площадью 31,6 кв.м., в том числе жилой 23,0 кв.м. На основании заключения межведомственной комиссии и постановления главы администрации г. Чистополя и Чистопольского района РТ от ДД.ММ.ГГГГ№ дом был признан ветхим (непригодным для проживания), ее семья вошла в список семей, подлежащих улучшению жилищных условий по Программе ликвидации ветхого жилья в Чистопольском районе, однако взамен ветхого другого жилья им до настоящего времени не предоставили. В феврале 2003 года эксперты Средне – Волжского регионального центра судебной экспертизы установили фактический износ жилого дома – 68%, в настоящее время – 75 %. С 2000 года она неоднократно обращалась в различные инстанции с просьбой о выделении ей и ее семье жилого помещения, предназначенного для проживания, ей отвечали, что их дом будет расселен по мере финансирования Программы. Считает, что в соответствии со ст.ст. 49,50,51,57,86,89 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» им должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
В судебном заседании истица, ее представитель уточнили исковые требования, просили обязать ответчика предоставить жилое помещение на основании ст. 57 Жилищного кодекса РФ, пояснив при этом, что до настоящего времени ответчиком не решен вопрос о включении семьи истицы в федеральную программу переселения из аварийного жилья в 2012 году.
Представитель ответчика иск не признала, пояснила, что семья Я. состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в общем списке очередности с 1985 года – очередь №, позднее поставлены в льготный список очередников как многодетная семья под №. С соответствующим заявлением о включении в список, дающий право на предоставление жилья во внеочередном списке семья Я. не состоит, не обращались. Расселение <адрес> будет осуществлено по мере финансирования федеральной Программы переселения граждан из аварийного жилья, Я. должно быть представлено жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Третьи лица Я.А.А., К.Т.В., действующая также в интересах несовершеннолетней К.А.И., К.А.И. исковые требования поддержали.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1,2,3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно ч. 1 ст. 57 Кодекса жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 Кодекса указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 50 Кодекса нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В силу ст. 86 Кодекса, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
На основании ст. 87 Кодекса, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из материалов дела следует, что истица является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно выписке из домой книги № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной МУ «Управляющая компания «Жилищный комплекс» Чистопольского муниципального района РТ, кроме истицы в квартире зарегистрированы проживающими 6 человек: муж – Я.А.А., дочь Я.Е.А., сын Я.Н.А., дочь К.Т.В., внуки К.А.И. и К.А.И.
Из ордера на право занятия жилой площади следует, что указанное жилое помещение предоставлено Я.А.Г. в 1983 году на состав семьи из пяти человек, в том числе на дочерей П.Т.В., Л.М.Г., Я.Е.А., мать Б.М.С.
В соответствии со справкой Межрайонного филиала № 7 РГУП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь указанной квартиры составляет 31,6 кв.м., в том числе жилая площадь – 23,0 кв.м.
Постановлением главы администрации Чистопольского района и г. Чистополя РТ № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> включен в список ветхих домов, непригодных для эксплуатации.
Указом Президента РТ от 23 октября 1995 года № УП-720 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и реконструкции кварталов ветхого жилья» на Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте РТ было возложено финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда, контроль за использованием направляемых средств. Главы администраций районов и городов РТ должны были обеспечить переселение в благоустроенное жилье семей, проживающих в ветхом жилищном фонде.
В соответствии с Указом Президента РТ от ДД.ММ.ГГГГ № УП-219 Программа ликвидации ветхого жилья в РТ завершена. Семья Я. в Список семей, подлежащих переселению по указанной Программе, не вошла.
Постановлением Чистопольского городского исполнительного комитета РТ № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список аварийных домов, в том числе, жилой дом, в котором проживают истцы, на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа согласно Федеральному закону «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Семья Я. с 1985 года состоит на учете в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в общем списке очередности – очередь №, также они состоят в льготном списке очередников как многодетная семья под №. Однако до настоящего времени семье истицы жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
При таких обстоятельствах требования истцов о предоставлении им благоустроенного жилого помещения в черте города Чистополь являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Заявляя требования к ответчику о предоставлении жилого помещения по нормам предоставления, истица в то же время указывает, что ответчиком не решен вопрос о включении ее семьи в федеральную программу переселения из аварийного жилья в 2012 году, от переселения в специализированный (маневренный) фонд отказывается.
Вместе с тем, требование о предоставлении жилья по нормам предоставления является несостоятельным, поскольку по вопросу признания нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма семья Я. в орган местного самоуправления не обращалась, данный вопрос органом местного самоуправления не рассматривался.
При таких обстоятельствах, согласно действующего жилищного законодательства истице и ее семье должно быть предоставлено жилье равнозначное по общей площади ранее занимаемому согласно ст. 89 Жилищного кодекса РФ, а не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом семья истицы сохраняет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях после переселения из аварийного жилья.
На основании ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца в возмещение судебных расходов подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить частично.
Возложить на исполнительный комитет муниципального образования «город Чистополь» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан предоставить Я.А.Г., Я.А.А., К.Т.В., К.А.И., К.А.И. по договору социального найма в черте города Чистополя благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее занимаемого - 31,6 кв.м.
Взыскать с исполнительного комитета муниципального образования «город Чистополь» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в пользу Я.А.Г. в возмещение судебных расходов <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Н. Горошникова