ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1726/2016 от 17.03.2016 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1726/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.,

при секретаре судебного заседания Шайкеновой А.Е.,

рассмотрев «17» марта 2016 года в открытом судебном заседании в г. Омске

гражданское дело по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска
о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности,

установил:

Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обратился в Кировский районный суд г. Омска с заявлением о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был принят на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества: сооружение (назначение: внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации), с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, от КК1 на территории СТЦ <данные изъяты>, до сущ. Колодца по <адрес>.

Данный факт в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка принятии на учет бесхозяйных вещей», указывает на то, что регистрирующему органу были представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника.

В результате мер по получению дополнительных сведений об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, от КК1 на территории СТЦ <данные изъяты>, до сущ. Колодца по <адрес>, внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 962 м., как объекте, имеющем собственника, соответствующих сведений не выявлено, а регистрирующим органом объект признан бесхозяйным. Данное обстоятельство подтверждает отсутствие собственника на объект недвижимости: сооружение (назначение: внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации), с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Государственным предприятием <адрес> «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» был изготовлен кадастровый паспорт на сооружение (назначение: внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации), с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, от КК1 на территории СТЦ <данные изъяты>, до сущ. Колодца по <адрес>, внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 962 м.

В связи с необходимостью использования указанного объекта и истечением годового срока учета имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как бесхозяйного, руководствуясь ст. 225 ГК РФ, ст.ст. 290, 291 ГПК РФ, просили признать право муниципальной собственности на сооружение (назначение: внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации), с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, от КК1 на территории СТЦ <данные изъяты>, до сущ. Колодца по <адрес>, внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 962 м. (л.д. 4-5).

В судебное заседание представитель заявителя – Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> не явился, о времени и месте слушании дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, извещен о времени и месте слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

По правилам ч. 3 ст. 225 ГК РФ и ч. 2 ст. 290 ГПК РФ, правом на обращение в суд с заявлением о возбуждении дела особого производства, а именно – дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности (ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), наделен орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом.

Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений администрации <адрес>, утвержденному Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, является Департамент имущественных отношений Администрации <адрес>.

Обращение в суд в порядке п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ возможно при соблюдении следующий условий: соответствующая недвижимость должна находиться на территории органа местного самоуправления; должна состоять на учете органа, осуществляющего государственную регистрацию недвижимости, в том числе, в качестве бесхозяйной вещи; со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной вещи должен истечь один год.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено принятие на учет недвижимых вещей в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 3 ст. 9).

Приказом Министерства экономического развития РФ от 22 ноября 2013 года № 701 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Данным Порядком в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами.

К бесхозяйным видам недвижимого имущества, согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, относятся: вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен; вещь, от права собственности на которую, собственник отказался. Именно такие объекты принимаются на учет регистрирующим органом в качестве бесхозяйных недвижимых вещей (п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был принят на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества – сооружение (назначение: внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации), с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, от КК1 на территории СТЦ <данные изъяты>, до сущ. Колодца по <адрес> (л.д. 6).

В порядке ст. 22 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в постановке указанного объекта недвижимости на учет как бесхозяйного объекта отказано не было. Данный факт указывает на то обстоятельство, что объект недвижимого имущества не имеет собственника.

В ходе рассмотрения дела сведений о собственниках указанного объекта также получено не было. В этой связи суд считает, что данные обстоятельства следует рассматривать в качестве доказательств, свидетельствующих об отсутствии собственника на объект недвижимости, указанный выше.

Как следует из кадастрового паспорта сооружения, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сооружение (назначение: внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации) протяженностью 962 м расположено по адресу: <адрес>, от КК1 на территории СТЦ <данные изъяты>, до сущ. Колодца по <адрес>, внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации, сведения о принадлежности объекта отсутствуют (л.д. 7).

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимого имущества на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости.

Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.

В связи с изложенными обстоятельствами суд находит возможным признать право муниципальной собственности на объект недвижимости с кадастровым номером . При этом, суд отмечает, что заявленный в исковых требованиях объект с кадастровым номером не относится к существу рассматриваемого заявления, а ошибочно указан департаментом, учитывая, что в основании иска приведены обстоятельства и представлены доказательства относительно иного объекта, в отношении которого суд принял настоящее решение.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности на объект недвижимости – сооружение (назначение: внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации), с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, от КК1 на территории СТЦ <данные изъяты>, до сущ. Колодца по <адрес>, внеплощадочные сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 962 м.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья В.А. Лопаткин

Решение изготовлено в окончательной форме «22» марта 2016 г. Решение вступило в законную силу 26.04.2016, не обжаловалось.