ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1727/2013 от 29.10.2013 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-1727/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воткинск 29 октября 2013 г.

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Дерягиной Л.А. с участием:

прокурора Гурьева А.А.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования «Город Воткинск» – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Город Воткинск» об обязании определить порядок проведения муниципального жилищного контроля и должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля,

у с т а н о в и л :

Воткинский межрайонный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Воткинск» об обязании определить порядок проведения муниципального жилищного контроля в границах муниципального образования «Город Воткинск». Требования мотивированы следующим.

С 25 июня 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введено понятие «муниципальный жилищный контроль». Действующим законодательством осуществление муниципального жилищного контроля отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом. В нарушение изложенного, органом местного самоуправления г.Воткинска до настоящего времени не утвержден и не определен порядок проведения муниципального жилищного контроля в границах муниципального образования «Город Воткинск». Отсутствие правовой регламентации препятствует реализации в муниципальном образовании «Город Воткинск» вопросов местного значения в области жилищных правоотношений, что нарушает жилищные права граждан, а также действующее законодательство в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, ввиду наличия в законе норм, устанавливающих особенности организации и проведения плановых и внеплановых проверок вышеуказанных лиц.

В судебном заседании прокурор Гурьев А.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил следующее. В настоящее время законодателем предусмотрена обязанность по организации органами местного самоуправления муниципального жилищного контроля, который представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования «Город Воткинск» проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. В ходе проведения Воткинской межрайонной прокуратурой проверки было установлено, что муниципальный жилищный контроль органами местного самоуправления г.Воткинска не организован, что препятствует реализации на территории муниципального образования «Город Воткинск» вопросов местного значения в области жилищных правоотношений и нарушает жилищные права граждан, индивидуализировать которых не представляется возможным, а также действующее законодательство в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Воткинск» – ФИО1 исковые требования не признал, пояснил следующее. В настоящее время Администрация г.Воткинска не может осуществить мероприятия по муниципальному жилищному контролю в связи с тем, что расходы на организацию его проведения не были заложены в бюджет на текущий год при его формировании и утверждении. Необходимо увеличивать штат сотрудников Администрации г.Воткинска и определить фонд оплаты труда, в связи с чем необходимо согласование Министерства труда Удмуртской Республики, которое на сегодняшний день не получено. Кроме того, частично ответчик функции муниципального жилищного контроля осуществляет: ведется прием граждан, личный прием граждан Главой Администрации, Главой муниципального образования, заместителем Главы Администрации по жилищно-коммунальному хозяйству, проводятся проверки, принимаются жалобы, обращения граждан, осуществляется взаимодействие с государственной жилищной инспекцией, проводятся еженедельные совещания с руководителями управляющих компаний.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 1 Устава муниципального образования «Город Воткинск» (далее – Устав) муниципальное образование «Город Воткинск» наделено статусом городского округа. Территорию городского округа составляет территория города Воткинска Удмуртской Республики (часть 3 статьи 1 Устава).

В соответствии с частью 1 статьи 27 Устава структуру органов местного самоуправления муниципального образования (городского округа) «Город Воткинск» составляют Городская дума муниципального образования «город Воткинск» (Воткинская городская Дума), Глава муниципального образования «Город Воткинск» (Глава города Воткинска), Администрация муниципального образования «Город Воткинск» (Администрация города Воткинска).

В силу статьи 29 Устава органы местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» обладают собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Уставом.

Администрация города Воткинска – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Воткинск», наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» федеральными законами и законами Удмуртской Республики (статья 48 Устава).

В границах муниципального образования «Город Воткинск» административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля не принят, полномочный орган осуществления муниципального жилищного контроля не определен. Проект порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории г.Воткинска разработан и находится на согласовании.

Указанные обстоятельства дела подтверждены исследованными доказательствами и сторонами не оспариваются.

В силу части 1.1 статьи 20 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 ЖК РФ).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ осуществление муниципального жилищного контроля относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам городского округа относится осуществление муниципального жилищного контроля.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона №294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, отнесены организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности (часть 2 указанной статьи).

Таким образом, организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального образования «Город Воткинск», разработка административного регламента осуществления муниципального контроля отнесено вышеуказанными нормами к полномочиям органов местного самоуправления, к числу которых частью 1 статьи 27 Устава муниципального образования «Город Воткинск» отнесен ответчик.

В нарушение действующего законодательства до настоящего времени, то есть более года со дня вступления в силу Федерального закона, которым внесены изменения в законодательные акты по вопросам муниципального жилищного контроля, ответчиком не определен и не утвержден порядок проведения муниципального жилищного контроля в границах муниципального образования «Город Воткинск», не определены должностные лица, уполномоченные на его осуществление.

Отсутствие правовой регламентации порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Воткинск» препятствует реализации вопросов местного значения в области жилищных правоотношений, что нарушает жилищные права граждан, индивидуализировать которых не представляется возможным, а также нарушает действующее законодательство в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в связи с наличием в законе норм, устанавливающих особенности организации и проведения плановых и внеплановых проверок вышеуказанных лиц.

Доводы представителя ответчика о частичном выполнении ответчиком функций по осуществлению муниципального жилищного контроля, а также о необходимости увеличения штата сотрудников ответчика и отсутствии для этого финансовых возможностей, поскольку в бюджет на текущий год при его формировании и утверждении они не были заложены, не являются основанием для неисполнения установленной законом более года назад обязанности ответчика по определению порядка проведения муниципального жилищного контроля. Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования «Город Воткинск» формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета относятся к вопросам местного значения. Кроме того, указанное обстоятельство не препятствует формированию лимита бюджетных средств во исполнение решения суда, вступившего в законную силу.

С учетом непредставления ответчиком доказательств определения порядка муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Воткинск» в соответствии с приведенными выше положениями закона, иск обоснован и подлежит удовлетворению, на ответчика как орган местного самоуправления следует возложить обязанность определить порядок проведения муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Воткинск» и должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля.

Указанный в иске срок, до которого ответчик должен исполнить возложенные на него обязанности, – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, указанные судебные расходы не подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск Воткинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Воткинск» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу определить порядок проведения муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Город Воткинск» и должностных лиц, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение прокурором может быть принесено апелляционное представление.

Мотивированное решение суда составлено 5 ноября 2013 г.

Судья Л.В. Корпачева