РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 марта 2018 года город Нижневартовск Нижневартовский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Курманова Э.Р. при секретаре Купцовой К.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» о признании незаконными решений, обязании назначения и выплаты денежных пособий, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, мотивируя тем, что она является матерью несовершеннолетних детей: ФИО2, <дата> года рождения; ФИО3, <дата> года рождения; ФИО4, <дата> года рождения, в настоящее время проживает по адресу: г. Нижневартовск, <адрес>. <дата> она обратилась через МФЦ в КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Нижневартовске с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей; о назначении и выплате единовременного пособия при рождении третьего ребенка или последующих детей на ребенка ФИО4, <дата> года рождения; о назначении и выплате ежемесячного пособия многодетным семьям на детей: ФИО2, <дата> года рождения; ФИО3, <дата> года рождения; ФИО4, <дата> года рождения; на выдачу удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. К заявлению приложила: паспорт, свидетельство о рождении детей, трудовую книжку, реквизиты банка, свидетельства о регистрации по месту пребывания и анкету для оформления запроса в ОФМС с целью подтверждения факта проживания на территории ХМАО-Югры не менее десяти лет. <дата> КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Нижневартовске отправило уведомления об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей (решение №15991); в назначении и выплате единовременного пособия при рождении третьего ребенка или последующих детей (решение №15989); в назначении и выплате ежемесячного пособия многодетным семьям (решения №15995, 15993, 15996); в выдаче удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (решение №15992). В своих отказах КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Нижневартовске ссылается на то, что на момент обращения у нее и ее несовершеннолетних детей отсутствовала регистрация по месту жительства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, поэтому назначить выплаты не предоставляется возможным. Считает отказы незаконными, влекущими нарушение гарантированных законом ей, как матери, и ее несовершеннолетних детей прав. В своих отказах КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Нижневартовске указывает, что согласно предоставленного документа, удостоверяющего личность, она зарегистрирована по месту жительства на территории республики Алтай, поэтому назначить выплаты не предоставляется возможным. На данный момент, с июля 2016 года, она фактически постоянно проживает на территории г. Нижневартовска, что подтверждается копией полиса ОМС с отметкой о перемене места жительства; справкой из МБОУ «СОШ №» о том, что там обучаются ее дети – ФИО2 и ФИО3; выпиской из карты беременной о том, что она состояла на учете с <дата>. С <дата> она и ее дети зарегистрированы по месту пребывания по адресу: г. Нижневартовск, <адрес>. С учетом предоставленных фактов, считает, что отсутствие у нее и ее несовершеннолетних детей регистрации по месту жительства на территории ХМАО-Югры не может лишать ее права на получение пособий, предусмотренных Законом ХМАО-Югры от 07.07.2004 г. №45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» и не дает оснований КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» для отказа в выплате пособий. Просит: признать незаконным отказы КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Нижневартовске в назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей (решение №15991); в назначении и выплате единовременного пособия при рождении третьего ребенка или последующих детей (решение №15989); в назначении и выплате ежемесячного пособия многодетным семьям (решения №15995, 15993, 15996); в выдаче удостоверения многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (решение №15992); обязать ответчика КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» назначить и выплатить ей ежемесячную денежную выплату семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей; единовременное пособие при рождении третьего ребенка или последующих детей; ежемесячное пособие многодетным семьям; выдать удостоверение многодетной семьи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в соответствии с гарантиями, предоставленными Законом ХМАО-Югры от 07.07.2004 г. №45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» с момента обращения (<дата>) по настоящее время. Истец ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме, суду пояснила, что на момент обращения к ответчику с заявлениями, у нее и детей не было постоянной регистрации по месту жительства на территории ХМАО-Югры, равно как нет этой регистрации и сейчас, а есть лишь регистрация по месту пребывания, срок ее проживания на территории округа составляет более 10 лет в совокупности, часть периода подтверждается сведениями ОФМС, часть справкой школы, где она обучалась, однако работники ответчика такой запрос в образовательное учреждение не делали, хотя это их обязанность. Представитель ответчика - КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, приходит к следующему. В настоящее время на территории ХМАО-Югры действует Закон ХМАО-Югры от 07.07.2004 г. №45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», который определяет основные направления деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в пределах предоставленных законодательством полномочий, определяет дополнительные меры, меры социальной поддержки в данной области. Согласно статьи 2 данного закона на территории автономного округа устанавливаются, в том числе следующие виды пособий и выплат гражданам, имеющим детей: единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей (пп.7); ежемесячное пособие многодетным семьям (пп.9); ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей (пп.14). В соответствии с п. 2 ст. 2 закона ХМАО-Югры №45-оз пособия и выплата, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением пособий, указанных в подпунктах 4 - 6, 9, 12 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее десяти лет, на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей) и носят заявительный характер. Исчисление десятилетнего срока осуществляется с учетом всех периодов проживания гражданина на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вне зависимости от сроков и причин прерывания проживания. Пособие, указанное в подпункте 9 пункта 1 настоящей статьи, а также меры социальной поддержки, предусмотренные в пункте 2 статьи 3, устанавливаются одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на проживающих совместно с ними детей и носит заявительный характер. Порядок назначения и выплаты пособий, а также ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Учет сведений о гражданах, получающих пособия, выплату и другие меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подпункте 1 пункта 2 статьи 3, статьях 3.1 и 4.1 настоящего Закона, осуществляется в региональном регистре получателей мер социальной поддержки. Таким образом, исходя из норм окружного закона (ст.2) следует, что для назначения и выплаты ежемесячного пособия многодетным семьям (пп.9 п.1 ст.2) не требуется проживание на территории округа более 10 лет, по всем видам пособий требуется заявительный характер, то есть инициативная подача заявления, лицом претендующим на выплату того или иного пособия или выплаты. Истец ФИО1, реализуя предоставленные ей Законом ХМАО-Югры от 07.07.2004 г. №45-оз права, 18.02.2017 года обратилась к ответчику с заявлениями: о назначении ежемесячного пособия многодетным семьям (л.д. 94-97), ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей (л.д. 103-104); единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей (л.д. 105-108); о выдаче удостоверения многодетной семьи ХМАО-Югры (л.д.102). Кроме того, она представила документы, указанные в перечне, а также заполнила анкету для оформления запроса в ОФМС с целью подтверждения факта проживания на территории ХМАО-Югры не менее десяти лет, в которой указала информацию о регистрационном учете по месту жительства на территории округа, а также информацию об обучении в образовательных организациях по месту жительства на территории округа (л.д. 109). В ответ на представленные истцом заявления КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в городе Нижневартовске <дата> принял решения по заявлениям ФИО1: №15993,15995,15996 – об отказе в предоставлении мер социальной поддержки многодетных семей; №15991– об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей; №15989 – об отказе в назначении и выплате единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей; №15992 – об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи (л.д. 24, 23, 22, 21 соответственно). Исходя из текста и нормативного обоснования отказов, ответчик исходил из того, что у заявителя ФИО1 отсутствуют доказательства постоянного проживания на территории ХМАО-Югры, поскольку она зарегистрирована по месту жительства в селе <адрес>, кроме того, в решениях №15991– об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей; №15989 – об отказе в назначении и выплате единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей, на основании п.4.9 Порядка назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 13.10.2011 года №371-п, указано на отсутствие у заявителя сведений о факте постоянного проживания на территории ХМАО-Югры не менее 10 лет. В данных решениях также указано, что сведения о периодах обучения, указанные гражданином в заявлении, предоставляются по запросу Центра социальных выплат соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Оценивая нормативное обоснование принятых филиалом ответчика оспариваемых истцом решений, суд приходит к выводу о их незаконности и необходимости удовлетворения исковых требований истца по следующим основаниям. Согласно п.3. Порядка назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 13.10.2011 года №371-п, в случае если граждане, имеющие детей, обращаются за получением пособий и выплаты, указанных в подпунктах 2.1 - 2.13 пункта 2 настоящего Порядка, и сведения о них не содержатся в базе данных Центра социальных выплат, то назначение таких пособий и выплаты осуществляется Центром социальных выплат по месту жительства (пребывания, фактического проживания) этих граждан на основании сведений, указанных в пункте 4 настоящего Порядка и содержащихся в документах, представляемых одним из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) (далее также - гражданин, заявитель). В отказах о назначении пособий и выплат ответчиком не указывалось, что заявителем не представлены какие-либо документы, требующиеся по перечню документов, за исключением не подтверждения 10-летнего периода проживания заявителя на территории ХМАО-Югры (решения №15989, 15991), таким образом, следует вывод, что истец предоставила ответчику все необходимые для принятия решения документы. Исходя из формулировки отказов на поданные заявления, ответчик обосновал свои решения тем, что заявитель не является постоянно проживающим на территории автономного округа гражданином. Между тем, упомянутый Порядок (п.3), нормы Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в частности части 2 ст. 3, где указано, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации), а также сложившаяся судебная практика, в частности Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П, указывают на необоснованность данного подхода. При подаче заявлений, осуществлении проверочных действий по заявлениям ФИО1, в том числе при назначении и выплате ей пособий, выплачиваемых из федерального бюджета, не был установлен факт ее постоянного проживания на момент подачи заявлений за пределами ХМАО-Югры, равно как и не были установлены факты, указывающие на получение истцом на своих детей аналогичных пособий и выплат в республике Алтай (по месту регистрации по месту жительства). Таким образом, отказ истцу в удовлетворении поданных ею заявлений по данному основанию является необоснованным. Также необоснованными являются отказы ответчика в удовлетворении заявлений истца по причине отсутствия проживания на территории автономного округа более 10 лет. В соответствии с п. 4.9 Порядка назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 13.10.2011 года №371-п сведения о факте постоянного проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее 10 лет для назначения ежемесячных пособий и выплаты, указанных в подпунктах 2.1 - 2.4, 2.6 - 2.8, 2.13 пункта 2 настоящего Порядка, по желанию гражданина подтверждаются документом, удостоверяющим личность и содержащим указание на гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо решением суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, подтверждающим проживание на территории автономного округа. В период постоянного проживания гражданина включаются сроки обучения в общеобразовательных организациях, а также сроки обучения по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Сведения о периодах обучения, указанные гражданином в заявлении, представляются по запросу Центра социальных выплат соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Из данных норм следует, что факт постоянного проживания гражданина на территории округа не менее 10 лет для назначения ежемесячных пособий и выплаты подтверждается по желанию гражданина, причем, если гражданином не представлены такие сведения, ответчик должен сделать запросы в образовательные организации самостоятельно (об этом ответчик уведомлял истца в письмах о принятых решениях №15989,15991). Однако, как следует из материалов дела, ответчик не направлял соответствующие запросы в среднюю общеобразовательную школу № города Нижневартовска, хотя истец указала такую информацию о ее обучении там, в период с сентября 1982 года по июнь 1992 года, ограничившись направлением запроса в органы регистрационного учета. Истцом при рассмотрении дела была предоставлена справка № от <дата> из МБОУ «Средняя школа №», согласно которой истец действительно обучалась в данной школе в период с <дата> по <дата> (л.д. 133), что в совокупности с ответом из ОВМ УМВД России по городу Нижневартовску от <дата> (л.д. 70) давало сведения о проживании истца на территории округа более 10 лет. Таким образом, принятые решения об отказе истцу в назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей; об отказе в назначении и выплате единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей; об отказе в предоставлении мер социальной поддержки многодетных семей являются незаконными. Также незаконным является решение об отказе истцу в выдаче удостоверения многодетной семьи, поскольку истец и ее несовершеннолетние дети, не достигшие возраста 18 лет соответствуют требованиям ч.1 ст.3 Закона ХМАО-Югры №45-оз, где указано, что многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки. Стороной ответчика не оспаривалось, что у истца имеется трое несовершеннолетних детей - ФИО2, <дата> года рождения; ФИО3, <дата> года рождения; ФИО4, <дата> года рождения. Иных оснований, которые бы были признаны обоснованными для отказа в выдаче истцу удостоверения многодетной семьи ХМАО-Югры по ее заявлению от <дата> не установлено, в связи с чем, суд считает исковые требования истца в данной части также обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными решения КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в городе Нижневартовске от <дата> по заявлениям ФИО1: №– об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей; №15989 – об отказе в назначении и выплате единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей; №15993,15995,15996 – об отказе в предоставлении мер социальной поддержки многодетных семей; №15992 – об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи. Обязать КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» назначить и выплатить ФИО1 ежемесячную денежную выплату семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей; единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей; ежемесячное пособие многодетным семьям с момента обращения – <дата>. Обязать КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» выдать ФИО1 удостоверение многодетной семьи ХМАО-Югры с момента обращения – <дата>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд. Судья подпись Копия верна: Судья Э.Р. Курманов |