ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1728/20 от 27.01.2021 Александровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-97/2021 г. ***

УИД 33RS0005-01-2020-002714-49

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Александров 27 января 2021 года

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Рыбачик Е.К.

при секретаре Копненковой М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Александровского района Владимирской области о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что при организации пригородных перевозок на маршрутах № 102 «***» и № 103 «***» длительное время допускаются нарушения действующего законодательства и, как следствие, его прав как потребителя указанных услуг.

Вследствие чего просит:

- обязать администрацию исправить допущенные нарушения при организации пригородных перевозок пассажиров в 2020 году;

- взыскать с администрации причиненный ему материальный ущерб, который складывается из ежедневной переплаты за проезд из г. *** в г. *** и обратно, размер которой за 2020 год составляет 20659 руб., по дату вступления в законную силу решения суда и фактического устранения допускаемых нарушений;

- взыскать моральный вред с учетом длительности неустранения администрацией допущенных нарушений и откровенного издевательства, выразившегося в вышвыривании его из автобуса за законные требования в размере 100000 руб.;

- обязать администрацию довести решение суда до всех пассажиров, пользующихся услугами проезда на пригородном автотранспорте;

- за злостное и длительное не исполнение его требований и не устранение допущенных нарушений, взыскать с ответчика штраф, предусмотренный законом о защите прав потребителей.

Определением суда от 27.01.2020 производство по делу в части требований об обязании администрации исправить допущенные нарушения при организации пригородных перевозок в 2020 году; взыскании с администрации материального ущерба, который складывается из ежедневной переплаты за проезд из г. *** в г. *** и обратно, за период с 01.01.2020 по 25.06.2020 прекращено на основании п. 4 ст. 220 ГПК РФ.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал. Дополнительно пояснил, что, проживая в г. ***, ежедневно пользуется пригородными автобусными маршрутами № 102 «***» и № 103 «***», производя посадку на остановке «ул. ***» г. *** и высадку на остановке «м-н ***» г. ***. Исходя из расстояния между указанными остановками оплата за проезд, по его мнению, должна взиматься исходя из расчета за один пассажиро-километр, и, с учетом установленного тарифа, в 2020 г. должна составлять 10 руб. 02 коп. (7,1 км – 4,4 км х 2,76 руб.). С него же оплату берут в размере 38 руб. 50 коп., как за проезд от конечной остановки г. ***, до конечной г. ***, расстояние между которыми составляет 14 км., вследствие чего переплата составляет 28 руб. 30 коп. (38 руб. 50 коп. – 10 руб. 20 коп.), а с учетом проезда в обе стороны 56 руб. 60 коп., что в год составляет 20659 руб. (56 руб. 60 коп. х 365 дней).

При этом паспорта и реестр маршрутов содержат заведомо недостоверные сведения об отсутствии на указанных маршрутах промежуточных остановок. Тем не менее, автобусы на указанных остановках продолжают останавливаться, производя посадку и высадку пассажиров. Однако оплата за проезд взымается не исходя из фактического расстояния поездки, а за всю протяженность маршрута. При этом при посадке в автобус билеты пассажирам не выдают, выдачу пассажирам билетов администрация не контролирует.

Представитель ответчика администрации Александровского района, действующая по доверенности ФИО2, в удовлетворении заявленных требований возражала, Указала, что маршруты № 102 «***» и № 103 «***» являются пригородными автобусными маршрутами, проезд по которым тарифицируется от начального пункта посадки до конечного. Иные остановки производятся по требованию пассажиров и перерасчет оплаты не производится.

Администрация Александровского района является заказчиком перевозок по пригородными автобусными маршрутами, в том числе и № 102, 103. Непосредственно в перевозку граждан не осуществляет. Как орган местного самоуправления участником правоотношений, регулируемых Законом о защите прав потребителей, не является.

Условия осуществления указанных перевозок определены Постановлением администрации Александровского района от 23.03.2016 № 377, с последующими изменениями и дополнениями, которым утвержден порядок ведения и реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Александровского района.

Непосредственно перевозки, на основании контрактов, заключаемых по итогам проведения конкурсов, осуществляют перевозчики, которые на основании реестра разрабатывают паспорта автобусных маршрутов, которые представляются на согласование с ответственными лицами заказчика перевозок. Действительно в период 2019 г. на указанных истцом маршрутах имелись разночтения в сведениях об остановочных пунктах, указанных в реестре и в паспортах маршрутов. Однако в конце 2019 года, на основании обращения прокуратуры, вынесенного по заявлениям ФИО1, указанные недостатки были исправлены. Из реестра маршрутов № 102 и 103 исключены промежуточные остановки, что согласно заключению комиссии на права граждан, пользующихся данными маршрутами, не повлияло.

Перевозчик правильно рассчитывает и взимает плату за проезд от г. *** до г. ***, размер которой в 2020 г. составлял 38 руб. 50 коп., в 2021 - 40 руб. 50 коп.

Третье лицо ФИО3, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки не представил, с ходатайством об отложении не обратился.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвовавших в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур определены Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.

Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров (статья 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ).

В соответствии с положениями ст. 20 указанного закона заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади.

Порядок продажи билетов определяется правилами перевозок пассажиров (ст. 24 Закона N 259-ФЗ).

В соответствии с п. 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении N 1, согласно которому разовый билет для проезда в городском и пригородном сообщении в транспортном средстве, в котором приобретен билет (форма N 3) должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: наименование, серия и номер билета; наименование организации, выдавшей билет; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; стоимость билета.

В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ установлено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.

Постановлением администрации Александровского района от 18.04.2016 № 534 утверждено положение об установлении, изменении и отмене автобусных маршрутов городского и пригородного сообщения на территории Александровского р-на (л.д. ***).

Согласно п. 2.1 Положения решение об установлении, изменении или отмене муниципальных маршрутов принимает уполномоченный орган администрации.

В решении об установлении или изменении муниципальных маршрутов указывается: наименование маршрута в виде наименований начального и конечного остановочных пунктов; наименование промежуточных остановочных пунктов; наименование улиц, дорог, по которым предполагается движение транспортных средств, протяженность маршрута; порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или любом незапрещенном правилами дорожного движения месте.

Перевозки на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам осуществляются в соответствии с муниципальными контрактами (п. 2.8).

Для рассмотрения вопросов о целесообразности установления новых маршрутов, выработке экспертных заключений по изменению или отмене действующих маршрутов создается комиссия (п. 3.1).

В соответствии с положениями раздела 5 положения изменение муниципального маршрута осуществляется в том же порядке, что и его установление.

Согласно п. 4.1 положения установление муниципальных маршрутов осуществляется по предложению уполномоченного органа, ОМС муниципальных образований, а также любых юридических и физических лиц. Лица и органы инициирующие установление (изменение) муниципального маршрута представляют в уполномоченный орган соответствующее обращение (п. 4.2). После чего уполномоченный орган проводит обследование маршрута, а орган принимает решение.

В решении об установлении или изменении муниципальных маршрутов указываются:

1) наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта;

2) наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок;

3) наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между, остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок;

4) протяженность маршрута регулярных перевозок;

5) порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок);

6) вид регулярных перевозок;

7) виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса;

8) экологические характеристики транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок;

9) планируемое расписание (пункт 2.5 Положения).

Пунктами 2.6, 2.8 Положения установлено, что перевозки пассажиров и багажа при осуществлении регулярных перевозок по регулируемым тарифам осуществляются по тарифам, установленным уполномоченным органом Владимирской области по установлению тарифов.

Перевозки на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам осуществляются в соответствии с муниципальными контрактами об организации регулярных перевозок (далее - Контракт), заключаемыми администрацией Александровского района с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - перевозчики).

Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 12.11.2019 N 41/1, с 10.01.2020 на территории муниципального образования Александровский район был установлен предельный тариф на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении, рассчитанный методом экономически обоснованных затрат, в размере 2,76 руб. за один пассажиро-километр.

Перевозчикам, осуществляющим деятельность на территории Александровского района, разрешено:

- применять плату за проезд на пригородных маршрутах за пределами черты городских поселений при протяженности поездки до 5 км включительно за одну поездку в размере платы граждан за проезд протяженностью поездки, равной 5 км;

- взимать плату за проезд пассажиров в пригородных автобусах в черте городских округов и городских поселений в размере платы за проезд в городском сообщении, установленном для данного городского округа или городского поселения;

- взимать плату за проезд пассажиров в пригородных автобусах в черте городских поселений, в которых отсутствуют регулярные городские маршруты, в размере платы граждан за проезд протяженностью поездки, равной 5 км. (л.д. ***).

Аналогичное по содержанию постановление об утверждении предельного тарифа на перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории муниципального образования Александровский район с 10.01.2021 в размере 2,89 руб. за один пассажиро-километр издано департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области 19.11.2020 N 36/208 (л.д. ***).

Постановлением администрации Александровского района от 23.03.2016 № 377 утвержден порядок ведения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок Александровского района и реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Александровского района (л.д. ***).

В соответствии с указанным порядком реестровая запись о маршруте регулярных перевозок содержит следующие сведения: порядковый номер маршрута; наименование маршрута в виде наименований начального и конечного остановочных пунктов; наименование промежуточных остановочных пунктов; наименование улиц, дорог, по которым предполагается движение транспортных средств, протяженность маршрута; порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или любом незапрещенном правилами дорожного движения месте).

Основанием для внесения, исключения или изменения реестровых записей являются постановления администрации Александровского района, решение комиссии по организации маршрутов пассажирских перевозок автотранспортном общего пользования.

В случае наличия по муниципальному маршруту остановочных пунктов по требованию, в соответствующей графе делается отметка «по требованию», при определении остановочного пункта только на высадку – отметка «на высадку».

В реестре муниципальных маршрутов Александровского района по состоянию на 2020 (л.д. ***) на маршрутах № 102 «***» и № 103 «***» имеется одна промежуточная остановка «поворот на д. ***». Остановка Магазин является конечной для маршрута «***». Посадка и высадка пассажиров осуществляется только на остановках, включенных в состав маршрута.

Аналогичные сведения содержатся в паспортах указанных маршрутов № 102 и № 103, утвержденных соответственно 10.01.20190 и 23.12.2019 (л.д. ***).

Перевозки по маршрутам № 102 и 103 осуществляются по регулируемым тарифам перевозчиком ИП ФИО3 с которым, по итогам конкурса, 11.05.2018 заключен контракт №23/18 на срок с 12.05.2018 до 10.05.2023 (л.д. ***).

Соответствие сведений реестра и паспортов указанных маршрутов по состоянию на 2020, правильность взымания оплаты, отсутствие нарушения прав истца в 2020 году установлено решением Александровского городского суда от 25.06.2020, которое в силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ имеет для рассматриваемого дела преюдициальное значение (л.д. ***).

Как установлено в ходе рассмотрения дела каких-либо изменений в реестр и паспорта пригородных маршрутов № 102 и № 103 за период с момента вынесения указанного выше решения, до момента рассмотрения настоящего дела, не вносилось.

Тем самым, в 2020 г., с учетом отсутствия на указанных маршрутах промежуточных остановочных пунктов, размер платы за проезд от г. *** до г. *** составлял 38 руб. 50 коп. (14 км х 2,76 руб./пасс-км); в 2021 - 40 руб. 50 коп. (14 км х 2,89 руб./пасс-км).

Таким образом, нарушений прав истца, который, является потребителем в отношении муниципальных перевозок по маршруту ***, и регулярно пользуется указанным маршрутом, в 2020 и 2021 г.г. со стороны ответчика – администрации Александровского района, в ходе рассмотрения дела не установлено.

В установленном порядке с заявлениями о внесении изменений в реестр и паспорта автобусных маршрутов ФИО1 в администрацию не обращался, что подтвердил в ходе рассмотрения дела; нормативные акты, которыми утвержден действующий в настоящее время реестр маршрутов, не оспорил.

Таким образом, доказательств причинения истцу действиями ответчика имущественного ущерба, в ходе рассмотрения дела не представлено, судом не установлено.

В силу изложенного основания для удовлетворения требований ФИО1 в указанной части отсутствуют.

Кроме того, администрация Александровского района, являясь заказчиком перевозок по пригородными автобусными маршрутами, в том числе и № 102, 103, непосредственно перевозку граждан не осуществляет. Как орган местного самоуправления участником правоотношений, регулируемых Законом о защите прав потребителей, не является.

Надлежащим ответчиком по требованиям о защите прав потребителя является перевозчик ИП ФИО4, который непосредственно оказывает услуги и является получателем оплаченных потребителем средств.

Однако в ходе рассмотрения настоящего дела, несмотря на неоднократные разъяснения суда, истец ФИО1 настаивал на рассмотрении его требований именно к заявленному им ответчику.

В силу изложенного, а также с учетом отказа в удовлетворении основного требования, производные требования ФИО1 о компенсации морального вреда и взыскании штрафа, удовлетворению также не подлежат.

Как не основанные на нормах действующего законодательства не подлежат удовлетворению и требования истца о возложении на ответчика обязанности по доведению указанного решения до сведения всех пассажиров, пользующихся услугами проезда на пригородном автотранспорте.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 03.02.2021.

Председательствующий *** Рыбачик Е.К.

***

***

***