ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1729/16 от 31.05.2016 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-1729/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2016 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Гаркуши О.М.,

при секретаре судебного заседания – Тушинцеве О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бороненко Н.В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании садового дома жилым строением пригодным для постоянного проживания с правом регистрации в нем,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГБороненко Н.В. обратилась в Ленинский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением, в котором просит признать двухэтажный садовый дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, жилым строение пригодным для постоянного проживания с правом регистрации в нем.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленного требования по изложенным основаниям.

Истец и ответчик в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Согласно части 3 статьи 167 и статьи 263 ГПК РФ суд, рассматривающий и разрешающий дела особого производства по общим правилам искового производства, вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Заслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 7-П от 14 апреля 2008 года, которым признан не соответствующим Конституции Российской Федерации абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничено право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом участке, относящимся к землям населённых пунктов, - в этой связи установлено, что до принятия соответствующих нормативных актов по правовому регулированию порядка признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания и утверждения правил землепользования и застройки – признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (Глава 28 ГПК РФ).

Анализ означенного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации выявляет специальную цель установления подобных фактов, состоящую в осуществлении права на регистрацию в жилых строениях, возведённых на садовом земельном участке, как условие реализации права на свободный выбор места жительства.

Статьёй 1 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» дана дефиниция места жительства, по которому может осуществляться постановка на регистрационный учёт, а именно: местом жительства признаётся жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

То есть регистрация места жительства допускается исключительно в жилых помещениях, к которым могут относиться объекты индивидуального жилищного фонда.

Право гражданина осуществлять возведение жилого строения, хозяйственных строений и сооружений на садовом земельном участке закреплено в пункте 4 части 1 статьи 19 Федерального закона № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», однако установленный в действующем законодательстве критерий учёта жилищного фонда, основанный на фактической пригодности жилого строения для постоянного проживания (статья 19 ЖК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации № 1301 от 13 октября 1997 года), не исключает возможности отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду – совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.

Согласно статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, соответственно нельзя ретроспективно полагать изменёнными основания возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества, а равно считать их статус, определяемый технико-экономическими характеристиками, приведённым в соответствие с ныне действующим законодательством, в том числе в связи с принятием и вступлением в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя».

Статьёй 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года определено, что на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования и др., выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самого документа или существа отношения.

То есть нормы приведённого конституционного закона также не устанавливают механизма перевода нежилых помещений, право на которые было приобретено и подтверждено в установленном порядке официальными органами Украины, в жилые, в том числе в жилые строения или дома, лишь в силу его принятия.

ФИО5 является собственником садового дома, расположенного в границах землепользования Садоводческого товарищества «Прибрежное», что удостоверено Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя.

Из решения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Исполнительным комитетом Качинского поселкового совета, усматривается, что земельный участок, площадью <данные изъяты> га, принадлежащий Бороненко Н.В. предоставлен ей на основании государственного акта серии от ДД.ММ.ГГГГ для индивидуального дачного строительства.

Ранее действовавшее законодательство не содержало норм, характеризовавших расположенные на садовых участках строения как жилые, не относило их ни к жилым домам, ни к жилым зданиям; не предусматривало оно и возможности правовой трансформации нежилых строений, расположенных на садовых участках, в жилые дома, то есть на момент приобретения заявительницей права собственности на садовый дом это недвижимое имущество являлось нежилым, соответственно Бороненко Н.В., возведя садовый дом, приобрела право собственности именно на нежилое строение, следовательно, и на данный момент является собственницей нежилых помещений, которые не могут быть отнесены к жилым произвольно, в обход порядка о переводе нежилых помещений в жилые, установленного статьёй 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности, следует отметить, что перевод нежилого помещения в жилое осуществляется органом местного самоуправления, этот порядок нельзя отождествлять с порядком переоформления жилых строений, указанных в статье 1 Федерального закона № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года, в жилые дома, на необходимость принятия которого указывал Конституционный Суд Российской Федерации.

В городе Севастополе такой порядок перевода помещения из нежилого в жилое принят, так, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя было утверждено Распоряжение «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение".

Следовательно, учитывая, что Бороненко Н.В. приобрела право собственности на нежилые помещения, которые в силу положений гражданского законодательства о его действии во времени не могут быть произвольно переведены в жилые помещения (как жилые здания, так и жилые дома), для заявительницы установление факта пригодности садового домика для постоянного проживания и признание его жилым правового значения не имеет, и, кроме того, она не лишена возможности воспользоваться правовым механизмом перевода нежилых помещений в жилые.

Кроме того, Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года N 7-П подлежит применению к правоотношениям, когда жилые строения в садоводствах являются единственно возможным местом проживания гражданина.

Так, в п. 4.3 данного Постановления Конституционным Судом РФ указано, что норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Между тем, как усматривается из паспорта гражданина Российской Федерации серии 0314 , выданного Федеральной миграционной службой ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 900-002, на имя Бороненко Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявитель зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что садовый дом, расположенный в границах землепользования <адрес>, не является для Бороненко Н.В. единственно возможным для нее местом жительства и единственным местом, где она может быть зарегистрирована.

Следовательно, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения настоящего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Бороненко Н.В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании садового дома жилым строением, пригодным для постоянного проживания с правом регистрации в нем оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд, через суд первой инстанции путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.06.2016 г.

Судья О.М. Гаркуша