ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1729/19 от 10.06.2019 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

дело № 2-1729/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

10 июня 2019 года г.Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре Дорожкиной Н.А.,

с участием представителя истца ФИО3, ее представителя ФИО4,

представителя ответчика администрации г.Орска – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации г.Орска о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «город Орск», указывая на то, что она в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, на основании распоряжения администрации г.Орска от 04.09.2006 года № 3333-р за ней закреплено жилое помещение площадью 12,7 кв.м. по адресу: <адрес>, нанимателем которого она является на основании договора социального найма № 581/2015 от 31.08.2015 года. Она пыталась встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении о чем подала соответствующее заявление, но на учет не поставлена в связи с отказом администрации г.Орска. В 2017 году узнав, что отказ администрации города незаконен, она обратилась в прокуратуру района с соответствующим заявлением. Получив в августе 2017 года ответ прокуратуры района с разъяснением, что решение администрации города об отказе во включение ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Список), является незаконным и необоснованным, в марте 2019 года, она вновь обратилась в администрацию г.Орска для включения ее в список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на что получила отказ по причине достижения ею возраста 26 лет.

На основании изложенного просит суд восстановить ей срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании истец ФИО3, ее представитель Спивак ФИО4, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснили, что обращаясь в сентябре 2015 года в отдел опеки и попечительства управления образования администрации г.Орска, она подразумевала, что обращается с заявлением о включении ее в Список именно по такому основанию, как площадь жилья менее учетной нормы. Вместе с тем, сотрудники отдела опеки и попечительства управления образования администрации г.Орска ввели ее в заблуждении относительно основания для включения в Список и попросили указать такое основание, как – жилье непригодное для проживания, в связи с чем она и пропустила в марте 2019 года срок для подачи заявления для включения ее в Список, поскольку была вынуждена обращаться в августе 2017 года в прокуратуру района для проверки законности отказа администрации г.Орска в постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Представитель ответчика – администрации МО «город Орск» ФИО5, действующий на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика, возражая против удовлетворения иска, указывает на то, что истец, относилась к лицам из числа детей-сирот. В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО3 не включена. На основании распоряжения администрации г. Орска от 04.09.2006 г. № 3333-р за ФИО3 было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В соответствии с решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27.04.2005 г. № 547 «Об утверждении размера нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городе Орске» для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на одного человека должно приходиться не менее 12 кв.м. На момент достижения совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО3 в закрепленном жилом помещении площадью 12,7 кв.м. была зарегистрирована одна и, следовательно, в соответствии с решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 27.04.2005 г. № 547 была обеспечена жилой площадью. ФИО3 имеет малолетнюю дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая согласно справки ООО «<данные изъяты> от 01.09.2015 г. зарегистрирована и проживает по вышеуказанному адресу. В сентябре 2015 г. ФИО3 обращалась в отдел опеки и попечительства управления образования администрации г. Орска с заявлением об установлении факта невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, помещение № 9 (нанимателем которого она является) и включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В своем заявлении, ФИО3 основанием невозможности проживания указала тот факт, что вышеуказанное жилое помещение непригодно для проживания, а не норму жилья. Учитывая вышеизложенное, для установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в связи с его непригодностью для проживания ФИО3 в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 июля 2013 г. № 646-п «Об утверждении порядка установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа /детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» было предложено представить заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Однако ФИО3 документы, подтверждающие непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предоставлены не были. 07.03.2019 г. ФИО3 обратилась в отдел опеки и попечительства с заявлением о включении ее в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указав основанием для включения обеспеченность площадью менее учетной нормы. Рассмотрев ее заявление, ей был направлен ответ о невозможности включении ее в вышеуказанный список в связи с достижением ею возраста 26 лет.

Представитель третьего лица - Министерства социального развития Оренбургской области и отдела опека и попечительства управления образования администрации г.Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представитель третьего лица отдела опека и попечительства управления образования администрации г.Орска возражал против удовлетворения требований иска и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, как и представитель Министерства социального развития Оренбургской области.

На основании ч. 3 и ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав доводы истца, ее представителя, ответчика, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является ФИО1, в качестве отца указан ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении от II-РА и паспортом ФИО3, выданным 27.09.2013 года.

Мать, ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец, ФИО2, на основании решения Ленинского районного суда г. Орска от 25 августа 2009 г. лишен родительских прав, умер - ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ – умер.

Таким образом, ФИО3 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

На основании распоряжения администрации г. Орска от 04.09.2006 г. № 3333-р за ФИО3 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

31.08.2015 года между истцом и ответчиком заключен договор социального найма жилого помещения № 581/2015.

ФИО3 имеет малолетнюю дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая согласно справки ООО «<данные изъяты>» от 01.09.2015 г., зарегистрирована и проживает по вышеуказанному адресу.

02.09.2015 года ФИО3 обратилась в отдел опеки и попечительства управления образования администрации г. Орска с заявлением об установлении факта невозможности ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении ее в Список. Основанием невозможности проживания ФИО3 в своем заявлении, указала тот факт, что вышеуказанное жилое помещение непригодно для проживания.

17.09.2015 года управление образования администрации г. Орска в своем ответе на заявление ФИО3 указало, что для установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в связи с его непригодностью для проживания ФИО3 предложено представить заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

10.08.2017 года прокуратурой Ленинского района г.Орска рассмотрено заявление ФИО3 по спорному жилищному вопросу, из которого следует, что решение администрации г.Орска об отказе во включении ее в Список является незаконным о необоснованным. Вместе с тем указано и на то, что в целях установления дополнительных обстоятельств будет проведена дополнительная проверка, в рамках которой будет осуществляться сбор необходимых документов.

13.10.2017 года в адрес администрации г.Орска прокуратурой района по результатам рассмотрения обращения ФИО3 вынесено представление об устранений нарушений законодательства в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15.11.2017 года администрация г.Орска по результатам рассмотрения указанного представления с участием прокурора района в своем ответе указала на отсутствие оснований для выполнения требований предписания, а именно: привлечение ответственных лиц к дисциплинарной ответственности, поскольку на момент достижения совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО3 была обеспечена жилой площадью 12,7 кв.м., до настоящего времени заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не представлено.

07.03.2019 года ФИО3 обратилась в отдел опеки и попечительства с заявлением о включении ее в Список, указав основанием для включения: обеспеченность площадью менее учетной нормы.

19.03.2019 года, рассмотрев ее заявление, управлением образования администрации г. Орска направлен ответ о невозможности включении ее в Список в связи с достижением ею возраста 26 лет.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, которого не может быть лишен произвольно.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 1 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 г. 1420/408-V-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области», предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.

В соответствии со ст. 7 Закона Оренбургской области от 18.03.2013 г. № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в законную силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся до 1 июня 2013 года в Список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке, предусмотренном Правительством Оренбургской области.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года № 1282-0-0, от 26 мая 2016 года № 1037-0 и др.).

Согласно правовой позиции, изложенной в абз.23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Возраст ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. старше 23 лет, следовательно, она не является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ввиду несвоевременного обращения.

В связи с тем, что судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право, суд проверяет, в какой мере отказ администрации г.Орска по включению истца в Список мог нарушить права и законные интересы истца.

Являясь субъектами доказательственной деятельности, наделенными равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ).

Вместе с тем, вопреки довода ФИО3 о том, что сотрудники отдела опеки и попечительства управления образования администрации г.Орска ввели ее в заблуждении относительно основания для включения в Список и попросили указать такое основание, как – жилье непригодное для проживания, в связи с чем она и пропустила в марте 2019 года срок для подачи заявления для включения ее в Список, доказательств, подтверждающий данный довод иска, суду не представлено и, более того, такой довод стороны истца опровергается материалами дела и показаниями свидетеля.

Так из заявления ФИО3 от 02.09.2015 года следует, что в качестве основания для включения ее в Список она указала – жилье непригодное для проживания, что предусматривает установленную п. 2 Постановления Правительства Оренбургской области от 30.07.2013 № 646-п (ред. от 31.10.2014) «Об утверждении порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются»… обязанность по предоставлению заявителем документов, подтверждающих непригодность для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 – специалист управления образования г.Орска, суду пояснила, что в сентября 2015 года заявление о включении в Список ФИО3 писала собственноручно, указав в качестве основания для включения в Список – жилье непригодное для проживания. ФИО3 было разъяснено на необходимость предоставления в данном случае заключения межведомственной комиссии и признания дома аварийным и подлежащим сносу. Никакого давления на ФИО3, не оказывалось, а введение истца в заблуждение считает надуманным доводом, поскольку при поступлении заявлений специалисты управления образования администрации г.Орска предоставляют ответ только по тем основаниям, которые заявитель указал в своем заявлении.

У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелем. Данных о какой-либо заинтересованности свидетеля в исходе дела нет. Показания свидетеля объективно подтверждаются другими, собранными по делу доказательствами.

Кроме того, суд учитывает значительные временные промежутки с момента первого обращения истца в администрацию г.Орска (02.09.2015 года), далее - обращение в прокуратуру района (август 2018 года), и только 07.03.2019 года - повторное обращение истца в администрацию г.Орска. При этом ФИО3 в ответе от 17.09.2015 года на первое обращение управление образования разъяснило порядок предоставления необходимых документов путем написания заявления председателю межведомственной комиссии. Сведений о том, что указанный ответ в случае несогласия с его содержанием истцом оспорен в установленном законом порядке, суду не представлено, как и не представлено сведений об оспаривании ответа прокуратуры района от 10.08.2018 года в случае несогласия с представленным ответом.

Более того, суд отмечает и то обстоятельство, что ФИО3 не была лишена предоставленной ей законодательством, регулирующем вопросы дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, возможности на подачу письменного заявления в соответствующие органы для принятия ее на учет нуждающихся в жилом помещении по той причине, что площадь жилья менее учетной нормы. Однако указанное право реализовано истцом лишь 07.03.2019 года, то есть после достижения ей 23-летнего возраста.

При этом суд приходит к выводу, о том, требования истца о восстановлении срока для принятия на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения несостоятелен, поскольку действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривает восстановление указанного срока.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для восстановления истцу срока на подачу заявления для включения ФИО3 в Список и, как следствие, об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований иска ФИО3 к администрации г.Орска о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 17 июня 2019 года.