ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1729/2016 от 10.06.2016 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-1729/2016

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

«10» июня 2016 года город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Алексеевой А.В.,

с участием представителя истца Лукомника Ю.В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика администрации г.Твери и третьего лица департамента финансов администрации города Твери Репиной О.Ю., действующей на основании доверенностей,

представителя ответчика ликвидационной комиссии юридического лица «Избирательная комиссия города Твери» Лукомника Ю.В.,

представителя третьего лица Тверской городской Думы Русанова В.А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Камушкиной Л.П. к администрации города Твери, ликвидационной комиссии юридического лица «Избирательная комиссия города Твери» о взыскании средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, взыскании неустойки за просрочку выплат, компенсации морального вреда, судебных издержек,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику администрации города Твери о взыскании средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, взыскании неустойки за просрочку выплат, компенсации морального вреда, судебных издержек.

В обоснование заявленных требований указала следующее. Истец с июля 2003 года замещала муниципальную должность секретаря избирательной комиссии города Твери. 1 июня 2015 года Тверская городская Дума приняла решение № 112 «О внесении изменений в Устав города Твери». Данным решением была изменена статья 52 Устава «Избирательная комиссия города Твери». В соответствии с новой редакцией Устава города Твери избирательная комиссия города Твери утратила права юридического лица, а также данным решением Тверской городской Думы был исключен п.6 ст.52 Устава города Твери, согласно которому председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии города Твери работают на постоянной основе. 24 июня 2015 года Тверская городская Дума приняла решение № 129 «О ликвидационных процедурах, в связи с ликвидацией юридического лица «Избирательная комиссия города Твери». В соответствии с этим решением был назначен состав и председатель ликвидационной комиссии, установлен порядок и сроки ликвидации юридического лица «Избирательная комиссия города Твери». 31 июля 2015 года на основании решения Тверской городской Думы от 24 июня 2015 года № 129 срочный трудовой договор от 01 августа 2012 года, заключенный с истцом сроком на 5 лет до июля 2017 года, был расторгнут. Истец была предупреждена об увольнении с 01 октября 2015 года с занимаемой должности в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст. 180 ТК РФ, на основании уведомления от 31.07.2015 и личного заявления от 31.07.2015 истец досрочно прекратила свои полномочия до истечения двухмесячного срока до дня увольнения. Юридическое лицо «Избирательная комиссия города Твери» получателем бюджетных средств не являлось и своего расчетного счета не имело, поэтому все начисления и выплаты вышеуказанных денежных средств производились администрацией города Твери в соответствии с решением Тверской городской Думы от 01.06.2015 № 112 и подтверждаются письмом администрации города Твери от 08.04.2016 № 12 и письмом от 18.11.2015 за № 01/8522-и за подписью зам. главы администрации города Твери В.Г.Пашедко. В письме за подписью зам. главы администрации города Твери В.Г.Пашедко истцу было разъяснено, что решение об осуществлении выплаты будет принято с учетом судебного акта, принятого по заявлению о признании незаконным решения органа службы занятости населения о сохранении заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения. В соответствии с п.2 ст.25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» 31 июля 2015 ликвидационная комиссия юридического лица «Избирательная комиссия города Твери» направила в адрес ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» письмо с информацией о работниках, подлежащих высвобождению вследствие ликвидации юридического лица с приложением списка работников, подлежащих увольнению.

03 августа 2015 года истец обратилась в ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» в целях поиска подходящей работы и была зарегистрирована в соответствии с правилами регистрации, тем самым выполнила обязательные условия, установленные ст. 81 ТК РФ. В связи с тем, что в орган службы занятости истец обратилась в установленные законом сроки, трудоустроена не была, 2 ноября 2015 года истцу в соответствии со ст. 178 ТК РФ ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» была выдана справка № 009762/0115 для получения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.

02 ноября 2015 года истец обратилась в ликвидационную комиссию юридического лица «Избирательная комиссия города Твери» с заявлением о выплате средней месячной заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения, приложила к заявлению копию справки ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» и копию трудовой книжки. Ответчик администрация города Твери не согласился с выплатой данной компенсации и обжаловал законность решения ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» в Московском районном суде города Твери. 07 декабря 2015 года Московский районный суд города Твери принял решение об отказе ответчику (администрации города Твери) в признании незаконным решения органа службы занятости населения – ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» в сохранении за истцом средней заработной платы со дня увольнения, согласно ч.2 ст.178 ТК РФ, изложенное в справке № 009762/115 от 2 ноября 2015 года. 25 февраля 2016 года указанное решение суда судебной коллегией по гражданским делам Тверского областного суда оставлено без изменения. В связи с вступлением 25 февраля 2016 года решения Московского районного суда города Твери в законную силу, на основании решения Тверской городской Думы от 01.06.2015 № 112, истцом 29 марта 2016 года в администрацию города Твери было подано заявление о назначении и выплате компенсации за третий месяц со дня увольнения. До настоящего момента компенсация не выплачена. Ответчик, начиная с 02 ноября 2015 года нарушает Трудовой кодекс РФ, задерживает выплату, установленной законом компенсации. В силу того, что ответчик в течение длительного времени не выплачивает истцу установленную ст. 178 ТК РФ компенсацию, считает, что он обязан произвести денежную компенсацию в порядке, предусмотренном ст. 236 ТК РФ и в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченной суммы компенсации за каждый день задержки. Незаконными действиями ответчика администрации города Твери истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях. На основании изложенного истец просит суд взыскать с ответчика среднюю месячную заработную плату на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, установленную частью 2 ст. 178 ТК РФ. Данное решение на основании ст. 211 ГПК РФ обратить к немедленному исполнению. Взыскать с ответчика денежную компенсацию, предусмотренную ст. 236 ТК РФ, в счет компенсации морального вреда 15000 рублей, а также понесенные расходы на оплату юридических услуг, услуг нотариуса в сумме 20900 рублей.

Определением суда от 23 мая 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент финансов администрации города Твери.

Определением суда от 02 июня 2016 к производству суда принято уточненное исковое заявление, в соответствии с которым истец просит суд взыскать с ответчика администрации города Твери среднюю месячную заработную плату на период трудоустройства в течении третьего месяца со дня увольнения в размере 118988 рублей 76 копеек, неустойку за просрочку выплат 8649 руб.42 коп., компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей, судебные издержки в размере 20900 рублей.

Определением суда от 02 июня 2016 года ликвидационная комиссия юридического лица «Избирательная комиссия города Твери» исключена из числа третьих лиц и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В судебное заседание истец не явилась, согласно телефонограмме просит суд дело рассмотреть в ее отсутствие с участием представителя по доверенности Лукомника Ю.Ф., заявленные требования поддерживает в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца Лукомник Ю.Ф., действующий на основании доверенности, заявленные истцом требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, возражал против применения срока давности к заявленным истцом требованиям.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Твери и третьего лица департамента финансов администрации города Твери Репина О.Ю., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку в бюджете города на 2016 год не заложены денежные средства на выплаты, требуемые истцом, в связи с чем выплаты должны быть произведены либо самой ликвидационной комиссией либо органом, принявшим решение о ее ликвидации. Не оспаривала того обстоятельства, что работнику Избирательной комиссии города Твери Суковой И.В. администрацией города Твери 03.11.2015 была произведена выплата среднего заработка при трудоустройстве за третий месяц за период с 01.10.2015 по 31.10.2015. Просила суд применить к спорным правоотношениям пропуск срока на обращение в суд.

В судебном заседании представитель ответчика ликвидационной комиссии юридического лица «Избирательная комиссия города Твери» Лукомник Ю.Ф. не возражал против удовлетворения заявленных истцом требований к ответчику администрации города Твери, поскольку в данном случае решением Тверской городской Думы № 112 от 01.06.2015 обязанность профинансировать мероприятия по ликвидации Избирательной комиссии города Твери за счет средств, предусмотренных в бюджете на 2015 год, возложена на администрацию города Твери. Истец 02.11.2015 года, то есть соответственно в 2015 году, обратилась с соответствующей справкой ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» в администрацию города Твери. Однако, письмом от 18.11.2015 истцу было сообщено о том, что решение об осуществлении выплаты в соответствии с ее заявлением будет принято с учетом судебного акта, принятого по заявлению о признании незаконным решения органа службы занятости населения о сохранении заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения. В последующем данная выплата также произведена не была.

В судебном заседании представитель третьего лица Тверской городской Думы Русанов В.А., действующий на основании доверенности, полагал, что требования истца подлежат удовлетворению к ответчику администрации города Твери, которая в установленные сроки не произвела финансирование мероприятий по ликвидации Избирательной комиссии города Твери.

Заслушав представителя истца Лукомника Ю.Ф., действующего на основании доверенности, представителя ответчика администрации г.Твери и третьего лица департамента финансов администрации города Твери Репину О.Ю., действующую на основании доверенностей, представителя ответчика ликвидационной комиссии юридического лица «Избирательная комиссия города Твери» Лукомника Ю.Ф., представителя третьего лица Тверской городской Думы Русанова В.А., действующего на основании доверенности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, сокращением штата работников органа местного самоуправления, муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Как следует из материалов дела, Камушкина Л.П. уволена 31 июля 2015 года из Избирательной комиссии города Твери на основании п.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.

02.11.2015 истцу ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» выдана справка для получения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, согласно ст. 178 ТК РФ.

Согласно п.1,3,4 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Согласно п.5 решения Тверской городской Думы от 01.06.2015 № 112 «О внесении изменений в Устав города Твери» на администрацию города Твери возложена обязанность профинансировать мероприятия по ликвидации избирательной комиссии города Твери за счет средств, предусмотренных в бюджете города Твери на 2015 год.

Таким образом в данном случае учредителем Избирательной комиссии города Твери определено юридическое лицо, на которое возложены обязанности, связанные с финансированием мероприятий по ликвидации указанного учреждения.

02.11.2015 года истец обратилась к председателю ликвидационной комиссии Избирательной комиссии города Твери с заявлением о выплате среднего заработка при трудоустройстве за третий месяц после увольнения, приложив справку ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» от 02.11.2015. Указанное заявление было согласовано председателем ликвидационной комиссии 02.11.2015 и заявление направлено для выплаты среднего заработка за третий месяц после увольнения в бухгалтерию администрации города Твери, обязанную профинансировать мероприятия по ликвидации избирательной комиссии города Твери.

Решение ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» от 02.11.2015 о сохранении за Камушкиной Л.П. средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения согласно ст. 178 ТК РФ было оспорено администрацией города Твери в судебном порядке.

Решением Московского районного суда города Твери от 07 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований администрации города Твери о признании незаконным решения органа службы занятости населения ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери» о сохранении за Камушкиной Л.П. средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения согласно ст. 178 ТК РФ, изложенное в справке от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

Указанное решение суда было обжаловано администрацией города Твери в Тверской областной суд.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 25 февраля 2016 года решение Московского районного суда города Твери от 07 декабря 2015 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Твери без удовлетворения.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у ответчика администрации города Твери возникла обязанность по выплате истцу средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, исходя из представленной ею в ноябре 2015 года справки ГКУ Тверской области «Центр занятости населения города Твери», поскольку обязанность профинансировать мероприятия по ликвидации избирательной комиссии города Твери было возложено решением Тверской городской Думы на администрацию города Твери за счет средств, предусмотренных в бюджете города Твери на 2015 год.

Соответственно, обязательство по выплате не было выполнено администрацией города Твери в момент возникновения у истца соответствующего права в ноябре 2015 года. Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что в бюджете на 2016 год не предусмотрены соответствующие выплаты, правового значения для дела не имеют.

Учитывая изложенное у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных истцом требований к ликвидационной комиссии юридического лица «Избирательная комиссия города Твери», поскольку в данном правовом споре ликвидационная комиссия трудовых прав истца не нарушала.

Согласно ч.2 ст. 199 ГПК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Стороной ответчика администрации города Твери заявлено ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд.

У суда не имеется оснований для применения заявленного представителем ответчика администрации города Твери пропуска истцом срока на обращение в суд, установленного ст. 392 ТК РФ в связи со следующим.

Принимая во внимание, что обязательства сторон по настоящему спору вытекают не из трудовых правоотношений, а в связи с неисполнением обязанностей, возложенных на ответчика администрацию города Твери решением Тверской городской Думы, то в данном случае нормы Трудового кодекса РФ, регламентирующие сроки обращения работников в суд с требованиями к работодателю применению не подлежат.

Как следует из справки, представленной администрацией города Твери от 25.05.2016, размер среднего заработка истца при трудоустройстве за третий месяц за период с 01.10.2015 по 31.10.2015 22 рабочих дня составит 118988 рублей 76 копеек. С указанной суммой истец согласилась, просила суд взыскать с ответчика администрации города Твери в свою пользу 118988 рублей 76 копеек.

Таким образом с ответчика администрации города Твери в пользу истца подлежит взысканию в счет среднего заработка при трудоустройстве за третий месяц 118988 рублей 76 копеек, при этом обязанность по удержанию налога с указанной суммы возложена на лицо, осуществляющее ее выплату, поскольку данная обязанность регламентирована Налоговым кодексом Российской Федерации и кроме того, в компетенцию суда исчисление, удержание подоходного налога при разрешении споров не входит.

Поскольку между истцом и ответчиком администрацией города Твери отсутствовали трудовые правоотношения, то оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика администрации города Твери неустойки за просрочку выплат, установленную ст. 236 ТК РФ, а также компенсацию морального вреда за невыплату денежных средств на основании ст. 237 ТК РФ у суда не имеется.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из представленных истцом копий справок нотариусов , , за удостоверение нотариальных доверенностей истцом произведена оплата в размере 900 рублей и 1150 рублей.

При этом как усматривается из доверенностей , они выданы истцом представителю не на ведение конкретного дела в суде.

Между тем, согласно п.2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании.

В данном случае доверенность общая на представление интересов истца во всех судебных органах, при таких обстоятельствах расходы истца по оформлению доверенностей не могут в данном случае быть отнесены к судебным издержкам и взысканию с ответчика администрации города Твери не подлежат.

Как следует из договора поручения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и Лукомником Ю.Ф., исполнитель принял на себя обязанности по оказанию заказчику юридических услуг при рассмотрении искового заявления в Московском районном суде города Твери по иску администрации города Твери к ГКУ «Центр занятости населения города Твери». В рамках данного договора поручения представлены расписки исполнителя о получении денежных средств в размере 10000 рублей.

Также между истцом и исполнителем Лукомником Ю.Ф. было заключено дополнительное соглашение к договору поручения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым пункт 3 договора поручения дополнен подп. 3.1.2 в следующей редакции: 3.1.2 размер вознаграждения исполнителя при рассмотрении апелляционной жалобы администрации города Твери в размере 5000 рублей. Факт оплаты истцом указанной суммы подтвержден соответствующими расписками.

Однако данные расходы не могут быть взысканы с ответчика администрации города Твери в пользу истца, поскольку понесены истцом в связи с рассмотрением иного гражданского дела.

Как следует из договора поручения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и исполнителем Лукомником Ю.Ф., заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя права и обязанности по оказанию заказчику юридических услуг по подготовке и рассмотрению в Центральном районном суде г.Твери искового заявления о взыскании с администрации города Твери задолженности по выплате средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения. Размер вознаграждения составляет 5000 рублей. В подтверждение факта оплаты указанной суммы истцом представлена расписка исполнителя о получении денежных средств от истца в размере 5000 рублей.

Суд признает данные расходы разумными и подлежащими взысканию с администрации города Твери в пользу истца.

При этом суд не усматривает оснований, установленных ст. 211 ГПК РФ для обращения решения к немедленному исполнению.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Учитывая изложенное, с администрации города Твери в доход соответствующего бюджета государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Камушкиной Л.П. к администрации города Твери о взыскании средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, взыскании неустойки за просрочку выплат, компенсации морального вреда, судебных издержек удовлетворить частично.

Взыскать с администрации города Твери в пользу Камушкиной Л.П. средний заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в размере 118988 рублей 76 копеек, в счет судебных издержек 5000 рублей.

В удовлетворении требований Камушкиной Л.П. к администрации города Твери о взыскании неустойки за просрочку выплат, компенсации морального вреда отказать.

В удовлетворении требований Камушкиной Л.П. к ликвидационной комиссии юридического лица «Избирательная комиссия города Твери» о взыскании средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, взыскании неустойки за просрочку выплат, компенсации морального вреда, судебных издержек отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.А.Степанова

Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2016 года.