ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-172/14 от 19.05.2014 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2-172/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Анадырь

19 мая 2014 года

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Кодеса А.В.,

при секретаре Белоброве С.А.,

с участием представителя Управления социальной политики Администрации Анадырского муниципального района по доверенности Козлова М.С., а также Шишкиной Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления социальной политики Администрации Анадырского муниципального района к Шишкиной Н.Ф. о взыскании ущерба, причиненного действиями работника,

УСТАНОВИЛ:

Управление социальной политики Администрации Анадырского муниципального района обратилось в суд с данным иском, указав на следующие обстоятельства.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шишкина Н.Ф. работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Шишкиной Н.Ф. для приобретения оборудования работодателем в подотчет были выданы денежные средства в размере <данные изъяты>, авансовый отчет об израсходовании которых ответчица в бухгалтерию Управления не представила.

По изложенным основаниям Управление социальной политики Администрации Анадырского муниципального района просило суд взыскать с Шишкиной Н.Ф. задолженность, возникшую в связи с выдачей ей в подотчет указанных денежных средств в размере <данные изъяты> (л.д. 1-3).

В представленных суду возражениях Шишкина Н.Ф. просила суд отказать в удовлетворении данного иска, сославшись на осуществление своей трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, которое являлось самостоятельным юридическим лицом и было впоследствии ликвидировано. Именно данным юридическим лицом был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче ответчице в подотчет для приобретения оборудования денежных средств в размере <данные изъяты>, за которые она должна была отчитаться в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Шишкина Н.Ф. была уволена из указанного Управления в связи с его ликвидацией и ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в <данные изъяты>.

При увольнении ее бывшем работодателем, а в последующем и его ликвидационной комиссией никаких требований к Шишкиной Н.Ф. о возвращении полученных в подотчет денежных средств не предъявлялось. Не предъявлялись такие требования к ответчице и Управлением социальной политики Администрации Анадырского муниципального района за весь период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, по утверждениям Шишкиной Н.Ф., в течение всей ее работы в <данные изъяты>, а затем и в <данные изъяты> она регулярно по роду своей трудовой деятельности получала в подотчет различные денежные суммы, регулярно и своевременно отчитывалась об их использовании путем предоставления авансовых отчетов, в полном объеме осуществляла возврат неиспользованных денежных средств.

По мнению ответчицы, в силу положений действующего законодательства истец ежегодно не реже одного раза в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности был обязан проводить инвентаризацию, по результатам которой, в случае не возврата Шишкиной Н.Ф. полученных в подотчет денежных средств, имел возможность и обязан был выявить их недостачу.

По изложенным основаниям Шишкина Н.Ф. полагала необоснованными по существу предъявленные к ней исковые требования Управления социальной политики Администрации Анадырского муниципального района. Кроме этого, ответчика заявила о пропуске истцом срока исковой давности (л.д. 57-59).

В судебном заседании представитель Управления социальной политики Администрации Анадырского муниципального района по доверенности Козлов М.С. поддержал требования своего доверителя по изложенным в иске основаниям.

Шишкина Н.Ф. просила отказать в удовлетворении иска указанного юридического лица по основаниям, изложенным в ее возражениях на этот иск.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При разрешении спора судом установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ Шишкина Н.Ф. принята на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> (л.д. 70, 71).

В последующем на основании Постановления Совета депутатов Анадырского муниципального района от 16.12.2005 №160 указанный Отдел был преобразован в Управление культуры, спорта и молодежной политики Анадырского муниципального района (л.д. 73, 102, 103, 129).

Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района от 27.10.2008 №140 принято решение о ликвидации Управления культуры, спорта и молодежной политики с 01.01.2009 (л.д. 119-120).

В связи с указанным обстоятельством приказом от ДД.ММ.ГГГГ Шишкина Н.Ф. уволена из <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по п. 1 ст. 81 ТК РФ (л.д. 74, 118-120).

Непосредственно перед увольнением приказом начальника данного Управления от ДД.ММ.ГГГГ Шишкиной Н.Ф. для приобретения оборудования в подотчет были выданы денежные средства в размере <данные изъяты> и предписано отчитаться по ним в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-18).

На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ приказом от этой же даты Шишкина Н.Ф. принята на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> (л.д. 4-8).Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Шишкина Н.Ф. была уволена из указанной организации с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию (л.д. 15).

Указанные фактические обстоятельства дела в ходе его рассмотрения судом сторонами не оспаривались.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений п. 8 ст. 63 ГПК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Как было указано выше, Постановлением Главы Администрации Анадырского муниципального района от 27.10.2008 №140 принято решение о ликвидации Управления культуры, спорта и молодежной политики с 01.01.2009 (л.д. 119-120).

Согласно Положению об Управлении культуры, спорта и молодежной политики, утвержденного решением Совета депутатов Анадырского муниципального района от 23.03.2007 №74, данное Управление являлось самостоятельным юридическим лицом (л.д. 104-117).

22.04.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Управления культуры, спорта и молодежной политики Анадырского муниципального района (л.д. 121).

При таких обстоятельствах суд признает установленным факт ликвидации указанного юридического лица на день обращения истца в суд с настоящим иском.

В силу положений чч. 3, 6 ст. 20 Трудового кодекса РФ работодателем является физической лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральным законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Права и обязанности юридического лица, являющегося работодателем, осуществляются его органами управления или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Исходя из пп. 1.8, 5.1 и 5.3.4 упомянутого выше Положения об Управлении культуры, спорта и молодежной политики, именно данное юридическое лицо являлось работодателем в отношении его работников, за исключением начальника Управления, в отношении которого работодателем являлась Администрация Анадырского муниципального района (л.д. 106, 113).

Предусмотренного федеральным законом случая перехода прав от ликвидированного Управления культуры, спорта и молодежной политики к вновь созданному Управлению социальной политики Администрации Анадырского муниципального района, в том числе прав работодателя на возмещение материального ущерба, причиненного действиями работника, представителем истца суду приведено не было.

Не содержит каких-либо указаний на правопреемство Управления социальной политики в отношении Управления культуры, спорта и молодежной политики и утвержденное решением Совета депутатов Центрального муниципального района от 12.12.2008 №41 Положение об Управлении социальной политики Администрации муниципального района со всеми внесенными в него в последующем изменениями (л.д. 24-51).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что непосредственно данному лицу действиями Шишкиной Н.Ф. по невозвращению полученных от предыдущего ее работодателя в подотчет денежных средств материальный ущерб не был и не мог быть причинен. Материально-правовых оснований для предъявления к Шишкиной Н.Ф. каких-либо требований, вытекающих из ее трудовых правоотношений с Управлением культуры, спорта и молодежной политики, возникших до 01.01.2009, Управление социальной политики Администрации Анадырского муниципального района не имеет.

В этой связи суд признает Управление социальной политики ненадлежащим истцом по настоящему гражданскому делу, поскольку права и законные интересы указанного лица упомянутыми выше действиями Шишкиной Н.Ф. не нарушены.

Исходя из положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, данное обстоятельство является самостоятельным, достаточным и безусловным основанием для отказа Управлению социальной политики Администрации Анадырского муниципального района в удовлетворении его исковых требований к Шишкиной Н.Ф.

В связи с установлением этого обстоятельства суд не усматривает необходимости в обсуждении и установлении иных обстоятельств по делу: возвращения или невозвращения ответчиком Управлению культуры, спорта и молодежной политики полученных в подотчет денежных средств, а также о пропуске или соблюдении истцом срока на обращение в суд с заявленными требованиями.

На основании изложенного руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Управления социальной политики Администрации Анадырского муниципального района к Шишкиной Н.Ф. о взыскании задолженности по выданным в подотчет для приобретения оборудования денежным средствам в сумме <данные изъяты>.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 26 мая 2014 года.

Судья А.В. Кодес