РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Куреновой А.В.,
при секретаре судебного заседания Шевкуновой В.Ю.,
в присутствии представителя истца помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Матханова В.Н.,
в отсутствие представителя ответчика Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район», представителя третьего лица ООО «Тубинский»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-172/2019 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора к Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» о понуждении провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения, заключить концессионное соглашение,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Илимский межрайонный прокурор обратился в Усть-Илимский городской суд Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, в обоснование которого указал, что в рамках осуществления надзорной деятельности проведен анализ состояния законности при распоряжении ответчиком муниципальными объектами теплоснабжения, находящимся на территории Тубинского муниципального образования. Объекты теплоснабжения на территории Тубинского МО являются муниципальной собственностью МО «Усть-Илимский район», которое было передано ответчиком в безвозмездное пользование ООО «Тубинский». Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории указного сельского поселения района относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района. Осуществление полномочий по организации в границах поселения теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и законодательством РФ о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. В связи с тем, что по состоянию на 05.12.2018 Администрацией МО «Усть-Илимский район» конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного комплекса не объявлен, конкурсная документация не утверждена. Ответчиком не исполняются требования федерального законодательства. В результате ненадлежащего исполнения ответчиком полномочий по распоряжению муниципальной собственностью, нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, проживающих на территории Тубинского МО. С учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчика провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальным имуществом МО «Усть-Илимский район» на территории Тубинского МО, зарегистрированных в Реестре муниципального собственности муниципального образования «Усть-Илимский район», в срок до 31.03.2019; обязать ответчика заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальным имуществом МО «Усть-Илимский район» на территории Тубинского МО, зарегистрированных в Реестре муниципальной собственности муниципального образования «Усть-Илимский район», после проведения открытого конкурса на право заключения концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальным имуществом МО «Усть-Илимский район» на территории Тубинского МО, зарегистрированных в Реестре муниципального собственности муниципального образования «Усть-Илимский район».
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Усть-Илимской межрайонной прокуратуры Матханов В.Н. исковые требования, с учетом уточнений поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» не явился, согласно письменным возражениям возражал против удовлетворения исковых требований, в части указанных сроков. Просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица ООО «Тубинский» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещены, причины не явки суду не сообщили.
Выслушав и исследовав пояснения представителя истца, оценив их в совокупности с представленными суду письменными доказательствами, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления, признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (статья 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51).
Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. При этом в силу части 1.1. указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (части 2 и 3 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ).
Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:
1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;
2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) срок действия концессионного соглашения;
4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;
4.1) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения;
5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размер арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения;
6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение, объектом которого являются объекты, указанные в части 1 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ, наряду с предусмотренными частью 1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ должно содержать следующие существенные условия:
1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);
2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ, с описанием основных характеристик таких мероприятий;
3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение);
4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера)
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что срок действия концессионного соглашения устанавливается концессионным соглашением с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению. Срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на пять лет, по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо местной администрации муниципального образования (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).
В части 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Согласно статье 21 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурс на право заключения концессионного соглашения (далее - конкурс) может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения). При проведении открытого конкурса информация и протоколы конкурсной комиссии подлежат размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с правилами части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
Как установлено в судебном заседании в ходе осуществления надзорной деятельности прокурором проведен анализ состояния законности распоряжения ответчиком муниципальными объектами теплоснабжения, находящимся на территории Тубинского МО, по результатам которого выявлено, что ответчиком не исполняются требования федерального законодательства, а именно конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного комплекса не объявлен, конкурсная документация не утверждена.
Из Выписок из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что Муниципальное образование «Усть-Илимский район» является собственником объектов теплоснабжения, находящихся на территории Тубинского муниципального образования.
27.09.2018 между Администрацией муниципального образования «Усть-Илимский район» (Ссудодатель) и ООО «Тубинский» (Ссудополучатель) был заключен договор № 38 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, по условиям которого Ссудодатель передал в безвозмездное пользования имущество муниципального образования «Усть-Илимский район», в том числе объекты теплоснабжения, а Ссудополучатель принял это имущество согласно приложению, являющейся неотъемлемой частью договора.
Вместе с тем, доказательств о проведении конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного комплекса на территории Тубинского муниципального образования, ответчиком не представлено.
Оценив в совокупности представленные доказательства, исходя из того, что ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в части не проведения конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению и водоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц потребителей тепла и воды, что не отрицается ответчиком, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Поскольку указанные действия может произвести только ответчик, и это требует длительное время и затрат, применительно к правилам статьи 204 ГПК РФ, суд в соответствии с нормами пункта 1 статьи 206 ГПК РФ считает возможным установить ответчику для исполнения возложенных обязанностей срок до 31.03.2019.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Усть-Илимский район» провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Усть-Илимский район» на территории Тубинского муниципального образования, зарегистрированных в Реестре муниципального собственности муниципального образования «Усть-Илимский район», в срок не позднее 31.03.2019.
Обязать Администрацию муниципального образования «Усть-Илимский район» заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Усть-Илимский район» на территории Тубинского муниципального образования, зарегистрированных в Реестре муниципального собственности муниципального образования «Усть-Илимский район», после проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальным имуществом муниципального образования «Усть-Илимский район» на территории Тубинского муниципального образования, зарегистрированных в Реестре муниципального собственности муниципального образования «Усть-Илимский район».
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционных жалобы, представления в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Куренова