ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-172/20 от 10.06.2020 Вичугского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-172/2020.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2020 года город Вичуга

Вичугский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Сизовой И.Ю.

при секретаре Егорычевой Е.Е.,

с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области о признании права на пенсию,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области от 05.11.2019 года ФИО1 отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

ФИО1 с данным решением не согласна и обратилась в Вичугский городской суд с иском о признании решения ответчика частично незаконным, возложении на Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе обязанности включить в ее специальный стаж период работы 27.08.2006, с 01.09.2007 по 31.08.2008 в должности учителя музыки 8 часов в неделю в начальных классах и 10 часов в неделю в старших классах и по совместительству заместителя директора по воспитательной работе в <адрес> средней школе, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 30.09.2005, 18.11.2005, 16.12.2005, 09.10.2009, 23.10.2009, с 05.11.2009 по 06.11.2009, 27.11.2009, 11.12.2009, с 21.01.2013 по 25.01.2013, 10.10.2014, 19.01.2017, 03.03.2017, с 24.09.2017 по 27.09.2017, с 14.12.2017 по 18.12.2017.

Заявление мотивировано тем, что в исключенный из специального стажа ответчиком период работы 27.08.2006, с 01.09.2007 по 31.08.2008 в должности учителя музыки и по совместительству заместителя директора по воспитательной работе в <адрес> средней школе она имела полную педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы. На курсы повышения квалификации она направлялась приказами руководства, при этом за ней сохранялось место работы, начислялась средняя заработная плата, от которой производились отчисления в пенсионный фонд.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ФИО3 с исковыми требованиями не согласна, суду пояснила, что пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений, 20 часов в неделю - учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений. ФИО1, работая учителем музыки в <адрес> средней школе с 01.09.2007 по 31.08.2008, имела педагогическую нагрузку 8 часов в неделю в начальных классах (0,4 ставки) и 10 часов в неделю в старших классах (0,56 ставки), учебная нагрузка учителя составляет 0,96 ставки и работала на 0,5 ставки заместителем директора по воспитательной работе. Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством. Суммирование педагогической нагрузки заместителя директора по учебно-воспитательной работе с учебной нагрузкой учителя в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, поскольку для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени. Курсы повышения квалификации не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

Суд, заслушав истца, его представителя, возражения ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 05.11.2019 г. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Ответчиком в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, правомерно и бесспорно включены периоды работы продолжительностью 21 года 01 месяц 04 дня (л.д.8-9).

В специальный стаж истца не засчитаны, в том числе, работа в должности учителя музыки с выполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в объеме менее 1,0 ставки: 27.08.2006, с 01.092007 по 31.08.2008 (1 год 2 дн).

Рассматривая требование истца о включении в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указанного периода работы суд приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).

Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом - установлены пунктом 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.

Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований.

Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).

Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781).

Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.

В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191; действовало в спорный период работы истца 27.08.2006, с 01.09.2007 по 31.08.2008 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 603) педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда была установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно приложению к названному постановлению.

Пунктом 2 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений, 20 часов в неделю - учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений.

ФИО1, работая учителем музыки в <адрес> средней школе с 01.09.2007 по 31.08.2008, имела педагогическую нагрузку 8 часов в неделю в начальных классах (0,4 ставки) и 10 часов в неделю в старших классах (0,56 ставки), учебная нагрузка учителя составляет 0,96 ставки.

Одновременно ФИО1 в этот период работала на 0,5 ставки заместителем директора по воспитательной работе.

Истец и его представитель полагают, что имеются предусмотренные законом основания для суммирования педагогической нагрузки заместителя директора по воспитательной работе 0,5 ставки с учебной нагрузкой учителя 0,96 ставки.

Указанное требование основано на неправильном толковании закона.

Правилами от 29 октября 2002 г. N 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.

Таким образом, суммирование педагогической нагрузки заместителя директора по учебно-воспитательной работе с учебной нагрузкой учителя в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, поскольку для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени.

Суд не принимает, как доказательство, справку, выданную директором <адрес> средней школы (л.д.67), поскольку она противоречит сведениям работодателя, представленным в УПФ РФ (л.д.41-50). Кроме того, в справке не указано основание для ее выдачи. Наличие благодарственных писем, грамот не подтверждает специальный стаж работы ФИО1

27.08.2006 года не засчитан истцу в стаж работы верно, поскольку ФИО1 26.08.2006 года была уволена из средней школы , а принята на работу в <адрес> среднюю школу 28.08.2006 г., что подтверждается записями в ее трудовой книжке (л.л.12).

В специальный стаж истца ответчиком также не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 30.09.2005, 18.11.2005, 16.12.2005, 09.10.2009, 23.10.2009, с 05.11.2009 по 06.11.2009, 27.11.2009, 11.12.2009, с 21.01.2013 по 25.01.2013, 10.10.2014, 19.01.2017, 03.03.2017, с 24.09.2017 по 27.09.2017, с 14.12.2017 по 18.12.2017 (26 дн.).

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Как следует из пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27-28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, не содержат запрета на включение в специальный трудовой стаж курсов повышения квалификации.

Повышение квалификации является частью профессии педагогических работников и по своим правовым последствиям приравнено законодателем к работе, поэтому следует считать, что возможность включения данных курсов в специальный стаж предусмотрена нормативными актами.

Таким образом, суд приходит к выводу о зачете в специальный стаж ФИО1 периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 30.09.2005, 18.11.2005, 16.12.2005, 09.10.2009, 23.10.2009, с 05.11.2009 по 06.11.2009, 27.11.2009, 11.12.2009, с 21.01.2013 по 25.01.2013, 10.10.2014, 19.01.2017, 03.03.2017, с 24.09.2017 по 27.09.2017, с 14.12.2017 по 18.12.2017 (26 дн.).

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных судом, необходимый специальный стаж педагогической деятельности, предусмотренный п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", в объеме более 25 лет, отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Вичуга и Вичугском муниципальном районе Ивановской области включить ФИО1 в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет по п.п. 19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды:

- курсы повышения квалификации 30.09.2005, 18.11.2005, 16.12.2005, 09.10.2005, 23.10.2005, с 05.11.2009 по 06.11.2009, 27.11.2009, 11.12.2009, с 21.01.2013 по 25.01.2013, 10.10.2014, 19.01.2017, 03.03.2017, с 24.09.2017 по 27.09.2017, с 14.12.2017 по 18.12.2017, а всего 26 дней.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме (18 июня 2020 года).

Судья И.Ю. Сизова.