ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-172/2014 от 09.01.2014 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-172/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 января 2014 года. Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Артюха О.М.

при секретаре Крапивиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  » о защите прав потребителей,

Установил:

Истец обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющей компании  » (далее, – ООО «Управляющую компанию  ») о защите прав потребителей, просила признать незаконными действия управляющей компании — ООО «Управляющая компания  » в части начисления коммунальных услуг за электроснабжение по не достоверным показаниям за *** года по ...; обязать управляющую компанию – ООО «Управляющая компания  » произвести начисления по показаниям ИПУ по электроэнергии-***; признать незаконным действий управляющей компании – ООО «Управляющая компания  » по доставке квитанции по оплате за электроэнергию не позднее срока установленного законодательством, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата; признать незаконным бездействия ответчика ООО «Управляющая компания  » по не доведению в платежном документе сведений об установленном нормативе по ОДН электроснабжение; взыскать с ответчика – ООО «Управляющая компания  » в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме *** рублей, и юридических услуг согласно прейскуранта. В обоснование требований указала, что она является собственником жилого помещения по адресу: ... в .... Ответчик ООО «Управляющая компания  » – является компанией обслуживающей жилой дом в городе ... в котором проживает истец. Спорные отношения регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Пунктом 34 подпунктом в) Правил № 354 установлено, что при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация. *** в управляющую компания были переданы показания индивидуальных приборов по электроэнергии*** киловатт на электронную почту и по смс на номер ***. *** истец получил квитанцию на оплату коммунальных услуг, в которой в нарушении закона ему было начислено по другим показаниям счетчика. Данными действия ответчика на истца была возложена обязанность производить оплату по показаниям прибора учета которые не передавались, что является обсчетом и обманом потребителя. Кроме того в силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в том числе в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354. Согласно пункту 2 Правил, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Пунктами 66, 67 указанных Правил предусмотрено, что плата за коммунальные услуги осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (пункт 66). Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67). Таким образом, потребители обязаны оплачивать коммунальные услуги по факту их предоставления на основании платежных документов исполнителя. Доставка квитанции об оплате за электроэнергию с нарушением сроков установленных законом нарушают права потребителя на оплату коммунальных платежей без комиссии и в сроки установленные законодательством. Кроме того, в квитанции управляющая компания намеренно не указывает норматив потребления на обще домовые нужды по электроэнергии, в связи с чем лишаем истца возможность проверить правильность начисления ОДН на обще домовые нужды. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсацию морального вреда, причиненного действиями ООО «Управляющая компания  » потребитель ФИО1, оценивает в *** рублей.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке.

Представитель истца ФИО1,  , действующий на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании отказался от части требований п.п. 3, 4, а именно: признать незаконным действий управляющей компании – ООО «Управляющая компания  » по доставке квитанции по оплате за электроэнергию не позднее срока установленного законодательством, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата; признать незаконным бездействия ответчика ООО «Управляющая компания  » по не доведению в платежном документе сведений об установленном нормативе по ОДН электроснабжение, остальные требования указанные в исковом заявлении поддержал в полном объеме и пояснил, что прибор учета электроэнергии установлен на лестничной площадке. В квитанции указан номер телефона ***, по которому приходят смс-сообщения от управляющей компании ООО «Управляющая компания  ». ***, он как представитель истца отправил показания счетчиков по горячей, холодной воде и электроэнергии, поскольку в квитанции указан номер, на который можно подавать смс-сообщения. Квитанция пришла позже установленного срока. Постановление Правительства Российской Федерации гласит, что потребитель обязан передавать показания, а Управляющая компания уже производит начисления не позднее *** числа. Начисления по нормативу нарушают имущественные права ФИО1, так как ее обязывают оплачивать по нормативу, в то время как есть прибор учета. Потребитель обязан оплачивать при наличии прибора, по прибору. Управляющая компания незаконно доставляет квитанции после *** числа, и незаконно производит начисления. В связи с чем, была начислена пеня на сумму долга. П. 81-82 Постановления Правительства предусматривает, что, если потребитель не передал показания прибора учета, Управляющая компания обязана не реже одного раза в 3 месяца производить проверку правильности показаний приборов учета. Так как показания прибора учета были истцом переданы в ООО «Управляющая компания  », то действия ответчика о возложении обязанности производить оплату по нормативу потребления, являются незаконными. Просил взыскать сумму оказанных юридических услуг в размере *** рублей.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания  » в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд, с учетом мнения участников процесса, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО2 и ФИО1 являются собственниками на праве общей совместной собственности квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., что подтверждается договором   от ***.

ООО «Управляющая компания  » является управляющей организацией, предоставляющей коммунальные услуги собственникам указанного дома.

Спорные отношения регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов",

Пунктом 34 подпунктом в) Правил N 354 установлено, что при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация;

*** в управляющую компания истцом были переданы показания индивидуальных приборов по электроэнергии***.

*** истец получил квитанцию на оплату коммунальных услуг, в которой, в нарушении закона ему было начислено по другим показания счетчика.

Суд считает возможным согласиться с доводами истца, согласно которым, данными действия ответчика на истца неправомерно была возложена обязанность производить оплату по установленному нормативу потребления.

При этом, в силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся, в том числе, в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.

Согласно пункту 2 Правил, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Пунктами 66, 67 указанных Правил предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (пункт 66). Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67).

Таким образом, потребители обязаны оплачивать коммунальные услуги по факту их предоставления на основании платежных документов исполнителя.

В разделе IV Правил установлены требования к объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу ее доведения до потребителя, которые подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг.

Выше названными нормами срока обусловлена своевременным информированием плательщиков о размере предстоящих внесению платежей получателями этой платы путем предоставления последними платежных документов в срок, установленный ч.2 ст.55 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доставка квитанции об оплате за электроэнергию с нарушением сроков установленных законом нарушает права потребителя на оплату коммунальных платежей без комиссии.

Согласно п. 4.4. Типового договора на управление, содержание и ремонт многоквартирным домом, заключаемым ООО «Управляющую компанию  » с собственниками помещений, следует, что Собственник вносит плату за жилое помещение, коммунальные услуги и прочие услуги ежемесячно до десятого числе, следующего за иссекшим месяцем, на основании выставляемых ему платежных документов, представленных не позднее *** числа, следующего за истекшим месяца, на расчетный счет организации, предоставляющей жилищные, коммунальные и прочие услуги в соответствии с условиями заключенных Управляющей компанией договоров.

В спорный период истец передал показания прибора учета электроэнергии в ***, что подтверждается представленной копией телефона с отправленными по смс-сообщению показания счетчиков, а квитанцию об оплате истец получил только ***.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Признать неправомерным действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  » в части начисления коммунальных платежей за электроснабжение по нормативу потребления за *** года по ... края; обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  » произвести начисление по показаниям ИПУ по электроэнергии*** за *** года по ... ...

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо освобождается от возмещения вреда в случае, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В соответствии с п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания, которые выразились в испытании истцом нравственных страданий в связи с нарушением ее прав, как потребителя.

В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Суд, с учетом степени вины ответчика, периода времени нарушения прав истца, считает, что денежная компенсации, причиненного истцу морального вреда, в размере *** руб. будет отвечать принципу разумности и справедливости, заявленная сумма в *** рублей в счет компенсации морального вреда необоснованно завышена.

В связи с чем, в остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку данная категория дел относится к спорам, вытекающим из положений ФЗ «О защите прав потребителей», в связи с чем, истец освобожден от уплаты государственной пошлины, взысканию с ООО «Управляющая компания  », в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере *** рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать неправомерным действия общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  » в части начисления коммунальных платежей за электроснабжение по нормативу потребления *** года по ... ....

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  » произвести начисление по показаниям ИПУ по электроэнергии*** за *** года по ... ....

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  » в пользу ФИО1 денежную компенсацию в возмещение морального вреда в сумме *** рублей, *** рублей в счет расходов по оплате помощи представителя и оказания юридических услуг. Всего взыскать: *** рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  » в доход местного бюджета государственную пошлину *** рублей в доход муниципального образования 

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Артюх О.М