Дело № 2-172/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Дивеево. 27 апреля 2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2021 г.
Решение суда в окончательной форме принято 30 апреля 2021 г.
Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего – судьи Нагайцева А.Н.,
при секретаре Масловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канкасовой Е. А. к Шешенину С. В., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Администрации Дивеевского муниципального округа Нижегородской области о снятии земельного участка с кадастрового учета, восстановлении права на оформление земельного участка путем перераспределения, обязании заключить соглашении, договор о перераспределении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Канкасова Е.А обратилась в суд с иском и просит:
1.Признать кадастровый № на земельный участок недействительным.
2.Обязать Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Нижегородской области снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №.
3.Восстановить законные права Канкасовой Е.А., как законного представителя за ФИО5 на дальнейшее оформление земельного участка путем перераспределения в порядке, установленном действующим законодательством.
4.Обязать Администрацию Дивеевского муниципального округа Нижегородской области заключить соглашение, договор о перераспределении с Канкасовой Е.А. согласно согласованной ранее с ней схемой.
Канкасова Е.А. обосновывает свои требования тем, что она занимается оформлением путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № в собственность своего несовершеннолетнего сына ФИО5
Апелляционным определением Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено право собственности Шешенина С.В. на указанный земельный участок. Однако на ее заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета из Управления Росреестра по Нижегородской области пришло уведомление о приостановлении снятия земельного участка с кадастрового учета и рекомендовано рассмотреть этот вопрос в судебном порядке.
Сохранение регистрации права собственности на земельный участок за Шешениным С.В. нарушает ее право на оформление земельного участка в собственность ее несовершеннолетнего сына.
В судебном заседании Канкасова Е.А. иск поддержала, просила ее исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Шешенин С.В. в судебном заседании иск не признал, просит в иске Канкасовой Е.А. отказать. Утверждает, что спорный земельный участок ранее принадлежал его родителям. Пояснил, что в случае передачи земельного участка в собственность Канкасовой Е.А. будет заблокирован проезд на земельные участки других жителей <адрес> для вспашки их земельных участков, что повлечет за собой многочисленные жалобы в том числе будет подана коллективная жалоба на имя <адрес>.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст.167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения Канкасовой Е.А. и ее представителя ФИО6, объяснения Шешенина С.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" даны следующие разъяснения:
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ или части 1 статьи 16 АПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Канкасовой Е. А. к Администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского муниципального района <адрес>, Шешенину С. В. о признании выписки из похозяйственной книги недействительной, отказе Шешенину С.В. в регистрации прав в отношении земельного участка, признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, признании права на оформление земельного участка путем перераспределения установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в ЕГРН зарегистрировано за Шешениным С. В. (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ) на основании выписки их похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной администрацией Дивеевского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ.
Указанным апелляционным определением выписка из похозяйственной книги Администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Шешенину С. В. признана недействительной. Также признана недействительной регистрация права собственности Шешенина С. В. на земельный участок с кадастровым номером 52:55:0080003:956.
При таких обстоятельствах подлежит удовлетворению исковое требование Канкасовой Е.А. о признании кадастрового номера № на земельный участок недействительным, что является основанием для исключения из ЕГРН записи о регистрации права собственности Шешенина С.В. на земельный участок с кадастровым номером №.
Тем самым будут восстановлены права Канкасовой Е.А., как законного представителя ФИО5 на дальнейшее оформление земельного участка путем перераспределения в порядке, установленном действующим законодательством.
Исковое требование в части обязания Администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> заключить соглашение, договор о перераспределении с Канкасовой Е.А. согласно согласованной ранее с ней схемой удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
1. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-ФЗ)
2. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
4. Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
1. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
2. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
8. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
10. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В соответствии с пунктами 8 и 13 статьи 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, уполномоченным органом, который на основании ч.2 ст.39.28 ЗК РФ вправе заключать с гражданином соглашение о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является орган местного самоуправления муниципального района.
Для решения вопроса о предоставлении земельного участка путем перераспределении земель и (или) земельных участков гражданин должен обратиться в орган местного самоуправления и предоставить документы, предусмотренные ст.39.28, 39.29 ЗК РФ.
Однако такие документы Канкасовой Е.А. в орган местного самоуправления не предоставлялись, что свидетельствует о том, что фактически исковое требование Канкасовой Е.А. об обязании Администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> заключить соглашение, договор о перераспределении с Канкасовой Е.А. согласно согласованной ранее с ней схемой, направлено на обход, установленного законом порядка получения в собственность земельного участка путем перераспределении земель и (или) земельных участков.
При этом суд не вправе подменять органы местного самоуправления в решении вопросов в соответствии с их компетенцией.
Ранее Канкасова Е.А. обращалась в суд с иском к Администрации Дивеевского сельсовета Дивеевского муниципального района <адрес> и просила: 3.Отказ администрации в заключении соглашения о перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным. 4.Признать за ней право на оформление земельного участка с кадастровым номером № путем перераспределения.
Решением Дивеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанные исковые требования были оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Дивеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в указанной части было оставлено без изменения. При этом в апелляционном определении указано, что граждане, в том числе и ФИО5, в силу закона имеют равное право на оформление земельных участков в порядке, предусмотренном действующим законодательством, при этом суд не вправе подменять органы местного самоуправления в решении вопросов в соответствии с их компетенцией.
Сообщением Дивеевского сельсовета Дивеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№Канкасовой Е.А. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что спорный земельный участок не относится к землям государственной или муниципальной собственности. Согласно архивным сведениям похозяйственной книги за 1997 – 2001 годы данный земельный участок предоставлен гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и находится в собственности Шешенина С.В.
Поскольку в настоящее время право собственности Шешенина С.В. на спорный земельный участок признано судом недействительным, запись о регистрации права собственности Шешенина С.В. на этот земельный участок будет исключена из ЕГРН на основании настоящего решения, то право Канкасовой Е.А. на оформление земельного участка в собственность в установленном законом порядке ничем не ограничено.
Таким образом, настоящее решение восстанавливает права Канкасовой Е.А., как законного представителя ФИО5 на дальнейшее оформление земельного участка путем перераспределения в порядке, установленном действующим законодательством, что и просит в исковом заявлении Канкасова Е.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Канкасовой Е. А. удовлетворить частично.
Признать кадастровый № на земельный участок недействительным.
Решение является основанием для исключения из ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности Шешенина С. В. на земельный участок с кадастровым номером №.
В остальной части иск Канкасовой Е.А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Дивеевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н.Нагайцев