копия
Гр.дело № 2-172/2021 УИД 24RS0049-01-2020-001091-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2021 года г. Сосновоборск
Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Белькевич О.В.,
при секретаре Гончаровой Е.М.,
с участием представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Железногорске Красноярского края (межрайонное) ФИО1, действующего по доверенности от 14.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сосновоборске Красноярского края, Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе (межрайонное) Красноярского края, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Железногорске Красноярского края (межрайонное), Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала,
У С Т А Н О В И Л:
Истица ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сосновоборске Красноярского края, Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе (межрайонное) Красноярского края, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Железногорске Красноярского края (межрайонное), Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ у истицы родился второй ребенок – ФИО3, о чем составлена запись акта о рождении №<данные изъяты>. В связи с рождением второго ребенка ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> и <адрес> был выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №. ДД.ММ.ГГГГ для улучшения жилищных условий семьи, истица и ее супруг - ФИО13 ее дети - ФИО4 и ФИО3 приобрели в собственность по договору купли-продажи: дом, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок, <адрес>. Стоимость дома в размере 466617 рублей была оплачена за счет средств материнского капитала на основании уведомления УПФР в Березовском районе Красноярского края об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ№ Из-за расторжения вышеуказанного договора (копия соглашения от ДД.ММ.ГГГГ), истица ДД.ММ.ГГГГ возвратила денежные средства в размере 466 617 рублей в территориальный орган Пенсионного фонда РФ на расчетный счет УФК по Красноярскому краю (ОПФР по Красноярскому краю) (копия чек-ордера от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления об учете средств материнского (семейного) капитала и состоянии финансовой части лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ). Цель - улучшение жилищных условий семьи и детей, которую истец и ее супруг имели при заключении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, не достигнута. Представители управления в устной форме сообщили истице, что право на распоряжение средствами материнского капитала она утратила, так как возвратила деньги в бюджет УПФ РФ. Считает, что право на дополнительную меру государственной поддержки и на распоряжение средствами материнского капитала она не утратила. Данное право ею фактически реализовано не было, так как ранее полученные средства истица возвратила в бюджет Пенсионного фонда РФ. Отсутствие нормы, регламентирующей механизм восстановления (возобновления) права на меры государственной поддержки, в связи с возвратом в бюджет ПФ РФ ранее выданных средств материнского капитала, не должно ограничивать право истицы на распоряжение данными средствами. Таким образом, после поступления денежных средств в отделение Пенсионного фонда РФ, истица должна быть восстановлена в праве на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, по распоряжению средствами, на основании Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> и <адрес>.
Просит восстановить за истицей, право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала в соответствии с ФЗ №256 от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на основании Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии №, выданного отделом УПФР в <адрес> и <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истица ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила суд дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Железногорске Красноярского края (межрайонное) ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на иск. ФИО2 обратилась с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. По результатам рассмотрения документов вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в выдаче государственного сертификата на основании п.3 ч.6 ст.5 ФЗ от 29.12.2006 № 256-ФЗ. Восстановление права на дополнительные меры государственной поддержки в указанном случае ФЗ не предусмотрено.
Представитель ответчика Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю ФИО5, действующая на основании доверенности от 15.12.2020, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила суд дело рассмотреть в ее отсутствие, в отзыве на иск, указав, что в соответствии с положениями п.3 ч.3 ст.3 ФЗ, лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме, в том числе на улучшение жилищных условий. Федеральным законом предусмотрено, что в случае принятия решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, территориальный орган ПФР, выполняя свои обязательства перед владельцем государственного сертификата, направляет указанные средства (часть средств) путем их безналичного перечисления, в том числе на соответствующий счет организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения. В рассматриваемом случае территориальный орган ПФР исполнил свои обязательства перед владельцем государственного сертификата, перечислив средства материнского (семейного) капитала на оплату договора купли-продажи, на основании решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. В соответствии с ч.7 ст.7 Федерального закона право лица, получившего государственный сертификат, прекращается в случае распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме. Восстановление права на дополнительные меры государственной поддержки Федеральным законом не предусмотрено. Одновременно полагает, что согласно ч.1, 2 ст.9 Федерального закона, средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.3 ст.6, п.4 ч.2 ст.8 Федерального закона, размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном Федеральным законом. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении. Следовательно, средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учтенные в финансовой части индивидуального лицевого счета владельца сертификата, не могут быть повторно запрошены и выделены из федерального бюджета. Действующим законодательством не предусмотрена возможность перечисления лицу, имеющему право на дополнительные меры государственной поддержки, материнского (семейного) капитала в размере, превышающем, установленный законом. Как следует из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденном Президиумом ВС РФ 22.06.2016, лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. Таким образом, повторное распоряжение средствами материнского капитала возможно только при наличии фактического поступления ранее выданных средств материнского (семейного) капитала в бюджет Пенсионного фонда, поскольку выделяемая сумма носит именной характер. Граждане, чьи средства материнского (семейного) капитала по тем или иным причинам были возвращены в бюджет Пенсионного фонда, имеют право обратиться в суд для решения вопроса о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки и учете этих средств в финансовой части индивидуального лицевого счета. В рассматриваемой ситуации ФИО2 распорядилась средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме, средства, ранее перечисленные по ее заявлению возвращены в сумме 466617,00 на финансовую часть лицевого счета.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (пункты 1 и 2 статьи 2) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения.
Материнский капитал - это средства, аккумулирующиеся на счетах Пенсионного фонда, которые направляются на цели, предусмотренные данным Законом, путем перечисления их непосредственно на счета организаций-исполнителей услуг: образовательных учреждений, Пенсионного фонда, строительной компании, либо на счета, открытые на имя физического лица, осуществляющего отчуждение жилого помещения, лица, занимающегося индивидуальной педагогической деятельностью и т.д.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 вышеуказанного Закона, документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. При этом сертификат удостоверяет определенные имущественные права, которые имеет указанный в сертификате законный владелец в отношении обязанного лица, также обозначенного в документе.
Согласно ст.3 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года
Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 Закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе использовать их на улучшение жилищных условий.
В пункте 1 части 1 статьи 10 Закона указано, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Как установлено в судебном заседании, на основании решения УПФ РФ в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, дата выдачи – ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 453026 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9, с одной стороны, и ФИО10, ФИО2, действующими за себя и как законные представители ФИО4, ФИО3, был заключен договор купли-продажи, по условиям семья истицы приобрела: земельного участка, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м.; дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке, назначение: жилое, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №. Сумма средств материнского (семейного) капитала в размере 466617 рублей была направлена на уплату стоимости дома по вышеуказанному договору.
В связи с расторжением между сторонами договора купли-продажи, ДД.ММ.ГГГГ средства материнского (семейного) капитала в размере 466617 рублей ФИО2 были возвращены на счет ОПФР по Красноярскому краю, что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, а также Уведомлением ГУ УПФР в <адрес> (межрайонное) <адрес> об учете средств материнского (семейного) капитала и состоянии финансовой части лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в соответствии с заявлением о распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ№, средства материнского (семейного) капитала в сумме 466617 рублей, направленные на оплату приобретаемого жилого помещения согласно договору №б/н от ДД.ММ.ГГГГ на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ№, возвращены на финансовую часть лицевого счета.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, было заключено соглашение о расторжении договора купли-продажи, удостоверенное нотариусом Сосновоборского нотариального округа Красноярского края ФИО6
Также установлено, что поскольку правом на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала ФИО2 фактически не воспользовалась, она обратилась в ГУ - УПФ РФ в <адрес> края с заявлением о признании за ней права на государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и выдаче сертификата для улучшения жилищных условий.
Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2 было отказано в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал на основании п.3 ч.6 ст.5 ФЗ от 29.12.2006 № 256-ФЗ, т.е. представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии ч.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка); несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г., лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, возврат данных средств в федеральный бюджет на счет пенсионного органа не исключает их использование истцом по направлениям, предусмотренным Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В силу ст.51 Распоряжения Правления ПФ РФ от 12.03.2014 N 94р "Об утверждении Регламента организации работы с делами лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки", ранее закрытое дело восстанавливается в случаях: возврата ранее направленных средств (части средств) материнского (семейного) капитала; обращения лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, в территориальный орган ПФР с документом, подтверждающим восстановление его в родительских правах (погашение (снятие) с него судимости) - до принятия решения по заявлению о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отца детей, детей или его (их) представителей; получения (наличия) решения суда о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки.
В указанных случаях дело изымается из архива недействующих дел и в журнале регистрации дел лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, делается отметка о восстановлении дела и дате его восстановления (пункт 52 Распоряжения).
Из системного толкования приведенных выше нормативных положений следует, что предоставление средств материнского (семейного) капитала носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки семьей, имеющих детей, направленной, в том числе, и на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище путем распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям в целях улучшения жилищных условий. Из этого следует, что с помощью данной меры государственной поддержки право на улучшение жилищных условий семьей, имеющих детей, действительно должно быть реализовано. Более того, право на получение указанной меры государственной поддержки лицам, ранее воспользовавшимся ею, может быть восстановлено на основании решения суда.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что средствами материнского (семейного) капитала истец не распорядилась, поскольку указанные средства были возвращены на счет Пенсионного фонда.
Установленные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ цели создания государством условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, достигнуты не были, истица не реализовала право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, поскольку жилое помещение на средства материнского (семейного) капитала она не приобрела и жилищные условия своей семьи не улучшила при отсутствии ее вины в этом. Кроме того, оснований для отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, исчерпывающий перечень которых содержится в ч.2 ст.8 указанного закона, у ответчика не имелось.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец не утратила право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, и должна быть восстановлена в праве на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, поскольку такое правовое регулирование не противоречит существу действующих мер государственной поддержки лиц, имеющих детей, и является средством восстановления прав истца и ее семьи на дополнительную меру государственной поддержки, в связи с чем, исковые требования истицы подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сосновоборске Красноярского края, Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе (межрайонное) Красноярского края, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Железногорске Красноярского края (межрайонное), Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки по распоряжению средствами материнского (семейного) капитала, удовлетворить.
Восстановить право ФИО2 на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в соответствии с ФЗ №256 от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ серии №, выданного УПФР в <адрес> и <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сосновоборский городской суд.
Председательствующий: - подпись –
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья О.В. Белькевич
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.