Лысьвенский городской суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Лысьвенский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-173/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2011 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Кургановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тарутина В.А. об оспаривании решения постоянно действующей Комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения,
УСТАНОВИЛ :
ДД.ММ.ГГГГ постоянно действующей Комиссией по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения (далее «Комиссия») по заявлению Тарутина В.А. о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного по адресу: , с «огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства», принято решение о невозможности принятия решения по изменению целевого использования земельного участка, ввиду отсутствия проекта планировки Лысьвенского городского поселения.
Полагая, что решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ нарушает его права, Тарутин В.А. обратился в суд с требованиями о признании его незаконным. Также просит обязать Комиссию устранить допущенные нарушения путем направления его заявления об изменении целевого использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в Думу Лысьвенского городского поселения для принятия решения о назначении публичных слушаний.
В судебном заседании Тарутин В.А. свои требования уточнил, просит обязать Комиссию устранить допущенные нарушения путем направления его заявления об изменении целевого использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в Думу Лысьвенского городского поселения для принятия решения о назначении публичных слушаний в 5-дневный срок, в остальной части требования оставил без изменения.
Суду Тарутин В.А. пояснил, что является арендатором земельного участка по в . Изначально участок был предоставлен ему под огородничество. В августе 2010 года с арендодателем - МО «Лысьвенский муниципальный район» он согласовал возможность изменения целевого назначения земли на личное подсобное хозяйство. В соответствии с требованиями нормативных актов такой вопрос решается главой органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с в Комиссию с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с приложением соответствующих документов. ДД.ММ.ГГГГ его уведомили о не рассмотрении заявления в связи с отсутствием кворума. Заявление Комиссией в нарушение установленных сроков было рассмотрено только ДД.ММ.ГГГГ, и ввиду отсутствия проекта планировки территории Лысьвенского городского поселения Комиссия пришла к выводу о невозможности принять решение по изменению целевого использования испрашиваемого земельного участка. Считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку согласно нормативным актам, регламентирующим деятельность Комиссии, а также вопросы проведения публичных слушаний на территории Лысьвенского городского поселения в полномочия Комиссии при поступлении соответствующего заявления входит принятие только двух решений: о направлении заявления в Думу поселения для принятия решения о назначении публичных слушаний, либо об отклонении заявления ввиду несоответствия документов, приложенных к заявлению. В данном случае Комиссия превысила свои полномочия, чем нарушила его право, предусмотренное ч.3 ст.37 ГрК РФ, изменить вид разрешенного использования земельного участка.
Считает, что поскольку заявление Комиссией фактически было рассмотрено по существу, и Комиссия не указала на причину отклонения заявления по основаниям недостаточности документов, то следует считать, что заявление соответствует требованиям, предъявляемым Комиссией. Кроме того, в данном случае он и не был обязан предоставлять в Комиссию схему планируемой застройки, поскольку отсутствует проект градостроительного плана земельного участка, который должен утверждаться органом местного самоуправления согласно п.6 ст.24 ГрК РФ. Информация о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта, представлена им в виде листа согласований с ресурсоснабжающими и иными организациями, при согласовании целевое назначение его участка было указано как под индивидуальное жилищное строительство. Акт выбора земельного участка должен прилагаться только при получении земельного участка впервые, у заявителя же земельный участок выбран, индивидуально определен и предоставлен в пользование по договору аренды, получено согласие Арендодателя на изменение вида разрешенного использования земельного участка, дополнительный выбор выбранного и предоставленного земельного участка законодательство не предусматривает. Кроме того, намерений осуществлять застройку земельного участка в настоящее время у него нет.
Представитель Администрации Лысьвенского городского поселения РЕЛ в судебном заседании требования не признала. Считает, что заявление Тарутина В.А. от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено Комиссией в рамках полномочий, предусмотренных Положением «О постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения» от 14 июля 2008 г. № 32-га. Заявитель ошибочно полагает, что в отношении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и решения Комиссии по результатам рассмотрения данного заявления действуют правила, предусмотренные п.2.1.1. указанного Положения и п. 3.2., п.3.2.1. Положения «Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности ЛГП» от 29.05.2008 г. № 141 и п. 2.1.1. Положения «О постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории ЛГП» от 14.07.2008г. № 32-га. Заявление Тарутина В.А. не отвечает требованиям, предъявляемым указанными выше нормативно-правовыми. Так, в заявлении содержалась просьба об изменении целевого назначения земельного участка, а не о проведении публичных слушаний, поэтому Комиссия и разрешила поставленный вопрос, так как не имела право выходить за рамки заявленного. Кроме того, к заявлению Тарутина В.А. не были приложены документы, требуемые Положением от 29.05.2008 г. № 141, в частности, к заявлению не приложены: схема планируемой застройки земельного участка с указанием мест расположения существующих и намечаемых построек и описанием их характеристик; информация о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта (энергообеспечение, водоснабжение и т.д.); согласованный в установленном порядке акт выбора земельного участка. В связи с чем заявление Тарутина В.А. не может быть передано в Думу ЛГП для принятия решения о назначении публичных слушаний.
Представитель Администрации МО «Лысьвенского муниципальный район» ГАЛ просил рассмотреть дело в его отсутствии, против удовлетворения заявленных требований не возражает.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает требования Тарутина В.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Тарутин В.А. является арендатором земельного участка по адресу: на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-17).
Из кадастрового паспорта (л.д.14-15) следует, что земельный участок по относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование – для огородничества (л.д.14-15).
Пунктом 1.1 указанного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена возможность изменения вида использования земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
В августе 2010 года Тарутин В.А. обратился к арендодателю – Администрации МО «Лысьвенский муниципальный район» с просьбой согласовать изменение вида разрешенного использования земельного участка по с «под огородничество» на «для ведения личного подсобного хозяйства».
ДД.ММ.ГГГГ арендодатель согласовал изменение вида разрешенного использования земельного участка по (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ Тарутин В.А. обратился Комиссию с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка по с «огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д.19).
На заседание Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был вынесен вопрос о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка по с «под огородничество» на «для ведения личного подсобного хозяйства».
По результатам голосования Комиссией принято решение о невозможности изменения целевого использования земельного участка ввиду отсутствия проекта планировки территории Лысьвенского городского поселения, что следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22).
Данное решение Комиссии не может быть признано законным исходя из следующего.
Согласно ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно ст. 30,ст.36 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.
В силу п.3 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Аналогичная норма о том, что при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования должны выноситься на публичные слушания содержится в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч.3 ст. 28).
Согласно Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в Лысьвенском городском поселении», утвержденного решением Думы Лысьвенского городского поселения № 92 от 07.05.2009 года, на публичные слушания в обязательном порядке выносятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (пп. 3 п.2.1).
При этом, в силу п.4.1. указанного Положения публичные слушания назначаются решением Думы Лысьвеннского городского поселения.
Решением Думы Лысьвенского городского поселения 29.05.2008 года № 141 утверждено Положение «Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в Лысьвенском городском поселении».
Согласно п.1.3., п.1.4., п.1.6.,4.1.1 указанного Положения от 29.05.2008 года проведение публичных слушаний по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов строительства на другой вид такого использования обеспечивается постоянно действующей Комиссией, которая осуществляет базовую подготовку к публичным слушаниям, необходимое организационное сопровождение и общую координацию действий органов, участвующих в организации и проведении публичных слушаний, а также подготовку документов, необходимых для принятия Думой решения о назначении публичных слушаний.
Полномочия и порядок работы Комиссии, ее статус определены в Положении «О постоянно действующей Комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения», которое утверждено постановлением главы Администрации Лысьвенского городского поселения от 14.07.2008 года №32-га
В соответствии с п. 3.2., п.3.2.1 Положения от 29.05.2008 года лицо, заинтересованное в изменении вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования представляет в Комиссию на имя председателя заявление о проведении публичных слушаний, к которому прилагается:
-схема планируемой застройки земельного участка с указанием мест расположения существующих и намечаемых построек и описанием их характеристик (общая площадь, этажность, открытые пространства, места парковки автомобилей и т.д., проект градостроительного плана земельного участка);
- информация о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта (численность работающих, грузооборот, потребность в подъездных железнодорожных путях, энергообеспечение, водоснабжение и т.д.), о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду (объем и характер выбросов в атмосферу, количество отходов производства и степень их вредности - применительно к объектам производственного назначения);
- кадастровый план земельного участка;
- согласованный в установленном порядке акт выбора земельного участка (при необходимости дополнительного согласования);
- правоустанавливающий документ на земельный участок или объект недвижимости;
- копия паспорта для физического лица.
Согласно п. 3.4.4 Положения от ДД.ММ.ГГГГ и п.2.1.1 Положения от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия в течение 5 дней рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы, и принимает одно из двух решений:
- о направлении заявления и представленных материалов в Думу Лысьвенского городского поселения для принятия решения о назначении публичных слушаний;
- об отклонении заявления с обоснованием причин.
Основаниями для отклонения заявления согласно п.3.5. Положения от ДД.ММ.ГГГГ являются:
- непредоставление документов, определенных в п. 3.1.1, 3.2.1, 3.3.1 Положения,
- представление документов в ненадлежащий орган,
- несоответсвие представленной документации требованиям законодательства.
Таким образом, принимая решение по существу заявления, поданного ТВА, Комиссия нарушила требования закона и нормативных актов органов местного самоуправления, поскольку не наделена полномочиями принимать какие-либо решения по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов строительства на другой вид такого использования. Обжалуемое решение Комиссии незаконно и подлежит отмене, и в данной части требования Тарутина В.А. подлежат удовлетворению.
По вышеуказанным обстоятельствам, довод представителя Администрации Лысьвенского городского поселения о том, что из смысла заявления Тарутина В.А. следовало, что он обращается для решения своего вопроса именно в Комиссию, а не с просьбой провести публичные слушания, в связи с чем его заявление и было рассмотрено по существу, суд признает не состоятельным. Кроме того, нормативные документы не содержат такого основания к отказу в назначении публичных слушаний как отсутствие утвержденных правил землепользования и генерального плана.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В целях восстановления нарушенного права Тарутина В.А. суд признает обоснованными его требования о возложении на Комиссию обязанности о направления его заявления об изменении целевого использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в Думу Лысьвенского городского поселения для принятия решения о назначении публичных слушаний в течение 5-ти дней. При этом, такая обязанность на Комиссию возложена и нормативными актами Лысьвенского городского поселения, в том числе Положением «Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в Лысьвенском городском поселении» и Положением «О постоянно действующей Комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения.
Довод представителя Администрации Лысьвенского городского поселения о том, что заявление Тарутина В.А. не может быть передано в Думу Лысьвенского городского поселения для принятия решения о назначении публичных слушаний ввиду непредоставления схемы планируемой застройки земельного участка, информации о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта и акта выбора земельного участка, суд признает необоснованным.
Суд считает, что в данном случае приняв заявление Тарутина В.А. и рассмотрев его по существу Комиссия фактически признала достаточность представленных заявителем документов. При этом, отклоняя заявление Комиссия не указала Тарутину В.А. на необходимость дополнительного представления указанных документов.
Кроме того, суд считает, что ответчиком не доказана и сама необходимость предоставления заявителем схемы планируемой застройки земельного участка, информации о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта и акта выбора земельного участка.
Статьей 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» закреплено право владельца приусадебного земельного участка (земельный участок в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства) использовать его как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Как пояснил в судебном заседании Тарутин В.А., в настоящее время возводить какие-либо объекты недвижимости на земельном участке он не намерен.
Не уточнив цель использования испрашиваемого земельного участка, то есть намерен ли заявитель возводить жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения, сооружения, Комиссия не вправе в силу закона возлагать на заявителя обязанность по предоставлению схемы планируемой застройки земельного участка, информации о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта и акта выбора земельного участка, поскольку данные документы обязательны тогда, когда лицо намерено осуществить застройку земельного участка.
Довод представителя ответчика – Администрации Лысьвенского городского поселения на положения ст. 48 ГрК РФ, ст. 31 ЗК РФ в данном случае суд признает необоснованным, поскольку требования, установленные указанными нормами распространяются на лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
При этом, установленные судом обстоятельства никоим образом не умаляют право Думы Лысьвенского городского поселения в рамках полномочий, предусмотренных п. 4.2. Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в Лысьвенском городском поселении», утвержденного решением Думы Лысьвенского городского поселения № 92 от 07.05.2009 года, разрешить данный вопрос и назначить публичные слушания либо отказать в их назначении в связи с несоответствием представленных документов требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение постоянно действующей Комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении публичных слушаний по решению вопроса о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка по .
Обязать постоянно действующую Комиссию по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения Пермского края в течение пяти дней с момента вступления в законную силу решения суда направить заявление Тарутина В.А. в Думу Лысьвенского городского поселения для принятия решения о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка по .
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.А.Киселева