ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1730(1)/2016 от 13.12.2016 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-1730(1)/2016

Решение

Имением Российской Федерации

13 декабря 2016 года г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Черняевой Л.В.

при секретаре Макеевой Т.В.

с участием представителя истцов - адвоката Абрамчика Н.Н.,

представителя ответчика Марушевой Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Щербакова А. Г., Максимова А. В., Потехина А. В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям <адрес> и <адрес> о признании права на меры социальной поддержки гражданам, занятым на работах с химическим оружием, взыскании суммы недоплат,

установил:

истец Потехин А.В. обратился в Вольский районный суд с указанным выше иском к ответчику, мотивируя заявленные требования следующим.

Он проходит службу в органах внутренних дел в должности старшего лейтенанта полиции с 15.05.2004 года. Внастоящее время он служит государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям <адрес> и <адрес> (далее по тексту - МО МВД РФ по ЗАТО <адрес> и <адрес>) (приказ ГУ МВД <адрес> от 9 марта 2013 года л/с).

Неправомерными действиями ответчика нарушены его права, установленные Федеральным Законом от 7 ноября 2000 года № 136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Так, статья 4 данного Федерального закона устанавливает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов, относящийся ко второй группе работ с химическим оружием, составляет 1,5.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 N 188 «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки» (в редакции на момент его принятия) основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.

Согласно данному Постановлению Отдел внутренних дел <адрес> входит в данный список. Должность инспектор,также входит в список профессий и должностей, которые имеют право на меры социальной поддержки.

При этом Закон не позволяет ни Правительству РФ, ни министерствам и ведомствам ограничивать количество должностей,дающих право на установленные льготы и компенсации в связи с работой с химическим оружием.

В соответствии с приказом МВД России № 13, Минпромторга России № 19 от 14.01.2016 г. «Об утверждении списка должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, занятых на работах с химическим оружием», п. 2 определено: «Установить, что меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г № 187 «Об оплате труде граждан, занятых на работах с химическим оружием», предоставляются сотрудникам органов внутренних дел со дня проведения специальной оценки условий труда за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом Министерству внутренних дел Российской Федерации на денежное довольствие сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, и в переделах установленной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации».

20 марта 2015 года была проведена специальная оценка условий труда в Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям <адрес> и <адрес>. При проведении экспертных работ рассмотрены служебные обязанности следующих подразделений: руководство, полиция, отделение государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Согласно заключению эксперта ш /17/1 делается вывод о том, чтобы комиссии по специальной оценке условий труда рекомендовать утвердить оценку класса условий труда 4 (опасный класс) при привлечении сотрудников к выполнению заданий на объектах с особым режимом по хранению и уничтожению химического оружия.

В соответствии с «Картой .1.03А специальной оценки условий труда» инспектор ГИБДД имеет итоговый класс 4, что дает право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ от 7 ноября 2000 года «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

На основании изложенного истец просит признать за ним право на перерасчет денежного содержания за период с 1 апреля 2015 года по 1 ноября 2016 года в связи со льготами и компенсациями, установленными Федеральным Законом от 7 ноября 2000 года № 136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», как занятому на работах с химическим оружием по второй группе работ, и взыскать с ответчика в его пользу сумму недоплат за период с 1 апреля 2015 года по 1 ноября 2016 года в размере 261506 руб. 64 коп..

Истец Щербаков А.Г., указывая, что занимает у ответчика должность старшего государственного инспектора ГИБДД, обратился в Вольский районный суд с аналогичным исковым заявлением, в котором просил признать за ним право на перерасчет денежного содержания за период с 1 апреля 2015 года по 1 ноября 2016 года в связи со льготами и компенсациями, установленными Федеральным Законом от 7 ноября 2000 года № 136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», как занятому на работах с химическим оружием по второй группе работ, и взыскать с ответчика в его пользу сумму недоплат за период с 1 апреля 2015 года по 1 ноября 2016 года в размере 286104 руб. 74 коп..

Истец Максимов А.В., указывая, что занимал у ответчика должность инспектора (дорожно-патрульной службы) группы дорожно-патрульной службы ГИБДД с 01.07.2011 года по 29.03.2016 года, обратился в Вольский районный суд с аналогичным исковым заявлением, в котором просил признать за ним право на перерасчет денежного содержания за период с 1 апреля 2015 года по 1 ноября 2016 года в связи со льготами и компенсациями, установленными Федеральным Законом от 7 ноября 2000 года № 136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», как занятому на работах с химическим оружием по второй группе работ, и взыскать с ответчика в его пользу сумму недоплат за период с 1 апреля 2015 года по март 2016 года в размере 123017 руб. 33 коп..

Впоследствии в соответствии с определением суда гражданские дела по искам Потехина А.В., Щербакова А.Г. и Максимова А.В. к МО МВД РФ по ЗАТО <адрес> и <адрес> о признании права на меры социальной поддержки гражданам, занятым на работах с химическим оружием, взыскании суммы недоплат были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали. Так, истец Потехин А.В. указал, что к работам по техническому обслуживанию химического оружия не привлекался, осуществлял проверку документов, требующихся для перевозки груза, а также осмотр транспорта на предмет соответствия требованиям к перевозке ядовитых веществ. Работами по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия, также не проводил. Научного и технического обеспечения работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ не производил. Научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление государственного надзора в области уничтожения химического оружия; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия истец также не осуществлял. Химическое оружие истец также не перевозил. Табель учета рабочего времени, в течение которого он привлекался к производству работ с химическим оружием, относящихся ко второй группе работ с химическим оружием, у ответчика не ведется. К ответчику с заявлением о ведении такого табеля учета рабочего времени он не обращался.

Истец Щербаков А.Г. в судебном заседании дал объяснения, аналогичные объяснениям истца Потехина А.В.. Кроме того, он пояснил, что ранее, до 2015 года, были заявки на сопровождение опасных грузов от въезда в <адрес> и до завода ГОСНИИОХТ (около 10 км). Впоследствии эти функции были прекращены, и в обязанностях осталось сопровождение таких грузов при чрезвычайных ситуациях. В самой перевозке химического оружия инспекторы ГИБДД не участвуют, а лишь занимаются проверкой документов и транспорта при осуществлении перевозки. Проверкой документов, транспорта он занимается примерно 1 раз в 2-3 недели, это занимает около 1 часа.

Истец Максимов А.В. в судебном заседании дал объяснения, аналогичные объяснениям истцов Потехина А.В. и Щербакова А.Г.. Он также пояснил, что после увольнения из МО МВД РФ по ЗАТО <адрес> и <адрес> в марте 2016 года он обратился в суд лишь 31.10.2016 года, так как о нарушении ответчиком своих прав на оплату труда в полном объеме узнал только 1 октября 2016 года.

Представитель истцов - адвокат Абрамчик Н.Н. в судебном заседании исковые требования доверителей поддержал в полном объеме и дал объяснения, аналогичные изложенным в иске и данным истцами.

Представитель ответчика Марушева Ю.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что истцы не осуществляли работы с химическим оружием, в связи с чем им не выплачивалось денежное довольствие из увеличенного оклада по должности. Никаких чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на объектах, осуществляющих работы с химическим оружием, за спорный период времени не было. Кроме того, должность истцов не поименована в Приказе МВД России N 13, Минпромторга России N 19 от 14.01.2016 "Об утверждении списка должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, занятых на работах с химическим оружием" (зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41008). Кроме того, истец Максимов А.В. пропустил срок на обращение в суд за разрешением трудового спора об оплате труда, так как с даты увольнения (29 марта 2016 года) с иском о взыскании задолженности по оплате труда не обращался вплоть до 31 октября 2016 года. В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Выслушав лиц по делу, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Потехин А.В. с 15 мая 2004 года, истец Щербаков А.Г. с 29 апреля 1997 года проходят службу в органах внутренних дел, ОГИБДД МО МВД РФ по ЗАТО <адрес> и <адрес>, занимают соответственно должности государственного инспектора и старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения. Истец Максимов А.В. с 1 июля 2011 года по 29 марта 2016 года проходил службу у того же ответчика в подразделении ГИБДД в должности инспектора (дорожно-патрульной службы) группы дорожно-патрульной службы. Данное обстоятельство подтверждается справками ответчика, выписками из послужного списка, выписками из приказов о назначении на должность, увольнении с должности, контрактами о прохождении службы в органах внутренних дел, сведениями из трудовой книжки.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту), военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на работах с химическим оружием (далее - граждане, занятые на работах с химическим оружием), а также граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения указанных работ.

Статья 1 данного Закона устанавливает, что работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.

К первой группе работ с химическим оружием относятся:

1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию;

2) работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия;

3) работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии;

4) работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.

Ко второй группе работ с химическим оружием относятся:

1) работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию;

2) перевозка химического оружия к местам его уничтожения;

3) работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия;

4) научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление государственного надзора в области уничтожения химического оружия;

5) научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление государственного надзора в области уничтожения химического оружия;

6) медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия;

7) обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств,профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 4 Федерального закона N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно Приложению.

В Приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по воинской (штатной) должности: вторая группа работ - 1,5 (тарифные ставки, должностные оклады), 1,25 (оклады по воинской (штатной) должности).

Также судом установлено, что задачами МО МВД РФ по ЗАТО <адрес> и <адрес> являлось, наряду с другими, участие в пределах совей компетенции в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или на территории <адрес>, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 27 Раздела II Положения об МО МВД РФ по ЗАТО <адрес> и <адрес>).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки" предусмотрены - МО МВД РФ по ЗАТО <адрес> и <адрес>, а также должность - "инспектор". Кроме того, указанным Постановлением установлено, что: гражданам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, исходя из результатов проведения специальной оценки условий труда.

Таким образом, необходимым условием предоставления мер социальной поддержки гражданам является в том числе их фактическая занятость на работах с химическим оружием, а также принятие совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, исходя из результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из Отчета о проведении специальной оценки условий труда в МО МВД РФ по ЗАТО <адрес> и <адрес> (утвержден Председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда 30.03.2015 года) следует, что помимо исполнения должностных обязанностей в соответствии с 342-ФЗ особенностью деятельности должностных лиц отдела МВД России по ЗАТО <адрес> является обеспечение правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах <адрес> по хранению и утилизации химического оружия. Поэтому помимо классификации условий труда в штатных условиях выполнения служебных обязанностей необходимо рассмотреть и оценить опасность воздействия химических (отравляющих) веществ при возникновении внештатных (чрезвычайных) ситуаций. По положениям нормативных документов условия труда классифицируются как опасные при воздействии факторов, способных создать угрозу жизни сотрудника (нештатные ситуации с потенциальной опасностью поступлении ОВ в зону дыхания) в связи с деятельностью по обеспечению правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах <адрес>.

Согласно выводам Отчета о проведении специальной оценки условий труда в МО МВД РФ по ЗАТО <адрес> и <адрес> комиссии по специальной оценке условий труда рекомендовано утвердить оценку условий труда 4 (опасный класс) при привлечении сотрудников к выполнению заданий на объектах с особым режимом по хранению и уничтожению химического оружия (л.д. 8-11).

Из карты специальной оценки условий труда .0.04 (государственный инспектор безопасности дорожного движения) следует, что итоговый класс (подкласс) условий труда 4 установлен при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) на местах хранения и уничтожения химического оружия (л.д. 12-14). Аналогичные положения для установления 4 класса условий труда содержатся в картах специальной оценки условий труда .0.03 (старший государственный инспектор безопасности дорожного движения), .1.03А (инспектор дорожно-патрульной службы группы ДПС ОГИБДД).

В соответствии с Приказом МВД России N 13, Минпромторга России N 19 от 14.01.2016 "Об утверждении списка должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, занятых на работах с химическим оружием" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41008) на основании Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", от 29 марта 2002 г. N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки" и в соответствии с проведенной специальной оценкой условий труда в органах внутренних дел Российской Федерации - утвержден согласованный с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам специальной оценки условий труда прилагаемый список должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных частью третьей статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием". Установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", предоставляются сотрудникам органов внутренних дел со дня проведения специальной оценки условий труда за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом Министерству внутренних дел Российской Федерации на денежное довольствие сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, и в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно данному Приказу должность инспектора ГИБДД по Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям <адрес> и <адрес> в список должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных частью третьей статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", не входит.

На основании изложенного суд считает, поскольку должность «инспектор» ГИБДД не включена в соответствующие списки производств с вредными условиями труда, профессий и должностей, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, истцами не подтвержден факт выполнения работ, относящихся ко второй группе работ, перечисленных в статье 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ, правовых оснований для удовлетворения требований истцов о признании за ними права на перерасчет денежного содержания, о взыскании сумм недоплат не имеется.

В связи с чем в удовлетворении исков Потехина А.В., Щербакова А.Г., Максимова А.В. следует отказать в полном объеме.

Самостоятельным основанием для отказа в иске Максимову А.В. является пропуск им срока на обращение в суд.

Так, в соответствии со статьей 392 ТК РФ (в редакции, действовавшей на дату увольнения истца из ОВД) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.

В силу ч. 2 ст. 392 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования (начало действия закона - 03.10.2016 года). Обратная сила данному закону придана не была.

Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Истец лишь 31 октября 2016 года обратился в суд за защитой нарушенного права - признанием за ним права на перерасчет денежного содержания и за выплатой денежных сумм в соответствии с указанным перерасчетом.

Таким образом, срок исковой давности по требованиям истца Максимова А.В. истек спустя 3 месяца после увольнения, имевшего место 29 марта 2016 года.

Каких-либо уважительных причин для восстановления срока исковой давности истцом не приведено. Утверждение истца о неосведомленности о нарушении ответчиком его права на выплату денежного содержания в полном объеме суд оценивает критически и не принимает его во внимание в качестве уважительности причин для восстановления пропущенного срока на обращение в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в иске Щербакову А. Г., Максимову А. В., Потехину А. В. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям <адрес> и <адрес> о признании права на меры социальной поддержки гражданам, занятым на работах с химическим оружием, взыскании суммы недоплат отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд <адрес>.

Судья Черняева Л.В.