ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1730/18 от 03.07.2018 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-1730/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Серовой Т.Е.,

при секретаре Идрисовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальному учреждению «Городской центр имущественных отношений» о признании права на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатной в 2018 году, включении в списки претендентов на предоставление указанной выше социальной выплаты и возложении обязанности по ее выплате,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что имеет троих несовершеннолетних детей. ДД.ММ.ГГГГ ее семья была признана многодетной. 05.05.2016г. она обратилась в Департамент имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой с заявлением о предоставлении земельного участка как многодетной семье. ДД.ММ.ГГГГ истец и члены ее семьи были поставлены на учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования г. Новый Уренгой в список № <данные изъяты> под № <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец дала согласие на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. После чего была снята с учета граждан для предоставления земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении выплаты ей было отказано ввиду отсутствия у нее постоянного проживания на территории ЯНАО не менее 5 лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка. Считает, что поскольку в мае 2016 г. на законных основаниях была поставлена в первоочередном порядке на учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, то отказ в 2018 г. о предоставлении социальной выплаты является незаконным, поскольку изначально в отношении нее и членов ее семьи проводилась проверка. Кроме того, факт ее постоянного проживания в г. Новый Уренгой ЯНАО подтверждается ее трудовой книжкой и регистрацией по месту жительства. Просит признать за ней и членами ее семьи ФИО2, ФИО3, ФИО4 право на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно на 2018 год, обязать МУ «Городской центр имущественных отношений» включить ее и членов ее семьи, как многодетную семью, в списки претендентов на предоставление указанной выше социальной выплаты, обязать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО предоставить ей и членам ее семьи социальную выплату на приобретение ( строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно на 2018 год.

В судебном заседании истец ФИО1 не участвовала, направила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца адвокат Ильина Т.Е., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО – ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимал, просил в удовлетворении иска отказать. В возражении указал, что из представленных истцом документов следует, что на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ) истец был зарегистрирован по месту жительства в ЯНАО с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не соответствовал пятилетнему цензу оседлости. В обоснование своих требований истец указывает на обстоятельство осуществления трудовой деятельности в г. Новый Уренгой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе. Из которого следует, что истец постоянно проживал в месте осуществления трудовых функций в г. Новый Уренгой в течение 5 лет перед подачей заявления. Вместе с тем, полномочием установления фактов, имеющих юридическое значение, обладает только суд, а такого судебного акта истцом органу местного самоуправления представлено не было. В связи с чем, решение органа местного самоуправления об отказе истцу во включении в список получателей социальной выплаты являлось правомерным. При чем, истец не лишен возможности на повторное обращение с заявлением о предоставлении земельного участка. Кроме того, поскольку истцу было отказано во включении в список получателей социальной выплаты, спор о предоставлении социальной выплаты отсутствует.

Представитель ответчика МУ «Городской центр имущественных отношений» МО г. Новый Уренгой ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, указала, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. К заявлению, в том числе, была приложена адресная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФИО1 отделом УФМС РФ по ЯНАО о том, что она была зарегистрирована либо по месту жительства, либо по месту пребывания в г. Новый Уренгой, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ семья истца была поставлена на учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Новый Уренгой в список № <данные изъяты> под № <данные изъяты>. В ходе проведенной в 2017 г. перерегистрации заявителей семья истца была признана соответствующей условиям. Документом, подтверждающим факт непрерывного пятилетнего проживания истца в г. Новый Уренгой, также явилась Адресная справка, выданная ФИО1 отделом УФМС РФ по ЯНАО. Однако Департаментом имущественных отношений при постановке истца на учет и МУ « ГЦИО» при проведении перерегистрации заявителей не было учтено, что в Адресной справке не было указано является ли адрес местом жительства или местом пребывания истца. Принимая во внимание п. 3 Правил регистрации и отметки в паспорте истца о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в Адресной справке было указано место пребывания ФИО1 Администрацией г. Новый Уренгой 08.06.2018 был направлен запрос № <данные изъяты> об уточнении информации, указанной в Адресной справке. До настоящего времени ответ на запрос не поступал. ДД.ММ.ГГГГ от истца в адрес МУ «ГЦИО» поступило заявление на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно. На основании указанного заявления семья истца приказом от 22.03.2018 г. № <данные изъяты> была снята с учета граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно. В связи с тем, что семья истца изначально не соответствовала требованиям Закона № 39-3АО, так как на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно у ФИО1 отсутствовал факт постоянного проживания на территории ЯНАО не менее пяти лет, письмом от 27.04.2018 г. МУ «ГЦИО» сообщило истцу о несоответствии требованиям Постановления № 110-П и отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся сторон.

Заслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 от ФИО7 имеет троих несовершеннолетних детей: сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14-16).

В соответствии с ч.ч. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ. Органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу ч. 2 ст. 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст. 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов РФ.

В развитие указанных положений Земельного кодекса РФ в Ямало-Ненецком автономном округе принят Закон ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случаях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Распоряжением Заместителя Главы Администрации г. Новый Уренгой от 11.11.2013 г. № <данные изъяты> ФИО1 составом семьи из 4 человек, включая ФИО2, ФИО3, ФИО4, принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма включена в список № <данные изъяты> малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства г. Новый Уренгой на 2013 г. (л.д. 23-24).

Приказом Департамента имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой от 03.06.2016 г. № <данные изъяты> многодетная семья в составе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, поставлена на учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования г. Новый Уренгой в список № <данные изъяты> под № <данные изъяты> (л.д. 27).

Согласно п. 13, подп. 1 п. 14 ст. 7-2 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО», органы муниципальных районов (городских округов) ежегодно, в период с 01 января по 01 апреля, проводят перерегистрацию заявителей, состоящих на учете граждан. В ходе перерегистрации заявители обязаны представить в орган муниципального района (городского округа) сведения, подтверждающие: соответствие условиям, установленным пунктами 1 и 3 части 1, абзацем первым части 3, абзацем первым части 5 статьи 7 настоящего Закона, наличие условий, установленных пунктом 2 части 6 статьи 7 настоящего Закона, - для граждан в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона.

Приказом МУ «Городской центр имущественных отношений» МО г. Новый Уренгой от 13.06.2017 г. № <данные изъяты> многодетная семья в составе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, признана соответствующей в период проведения перерегистрации заявителей условиям, установленным п. 1 ч. 1 абз. 1 ч. 3, абз. 1 ч. 5, ч. 6 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» (л.д. 28).

В силу ч. 2 ст. 7-1 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Закона, принятым на учет граждан, с их письменного согласия может предоставляться социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения. Размер, условия и порядок предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.

Письмом МУ «Городской центр имущественных отношений» МО г. Новый Уренгой от 07.03.2018 г. истец была уведомлена о том, что ее семья включена в списки претендентов на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно на 2018 г. (л.д. 31-33).

15.03.2018г. ФИО1 выразила в заявление свое согласие на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно (л.д. 29-30).

Приказом МУ «Городской центр имущественных отношений» МО г. Новый Уренгой от 22.03.2018 г. ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 были сняты с учета граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке на основании п. 3 ч. 1 ст. 7-3 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО» (поступление заявления о предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно) (л.д. 35-36).

Уведомлением от 27.04.2018 г. истцу было отказано в предоставлении социальной выплаты, ввиду несоответствия семьи условиям, установленным действующим законодательством РФ (отсутствие у заявителя постоянного проживания на территории автономного округа не менее 5 лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка) (л.д. 46).

Механизм реализации за счет средств окружного бюджета мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно с их письменного согласия определяется Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства ЯНАО от 18.02.2016 г. № 110-П.

В силу п. 1.2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 18.02.2016 г. № 110-П, в рамках настоящего Порядка право на получение социальной выплаты, указанное в абзаце первом части 2 статьи 7-1 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе», имеют граждане, имеющие трех и более детей (далее - Закон, автономный округ, многодетная семья): принятые на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее - учет граждан) с 01 января 2016 года в порядке, установленном статьей 7-2 Закона, по основаниям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 7 Закона; принятые на учет граждан до 31 декабря 2015 года включительно и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Право на получение социальной выплаты имеют многодетные семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, и не утратившие основания, дающие им право состоять на данном учете (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях).

Пунктом «г» Перечни документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 29.02.2016 г. № 163-П, одним из необходимых документов является документ (сведения), подтверждающий(ие) факт проживания родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), а в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), - одного родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) не менее 5 лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае если факт проживания в автономном округе не менее 5 лет не удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации). Документом (сведениями), указанным(ми) в настоящем подпункте, является(ются): сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации, находящиеся в распоряжении территориального подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам миграции; копия решения суда об установлении соответствующего факта. Факт проживания на территории автономного округа не менее 5 лет родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), а в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), - одного родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) считается непрерывным, если в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, период, исчисляемый со дня снятия с регистрационного учета или истечения срока регистрации в автономном округе до дня постановки на учет в автономном округе, единовременно составляет не более 90 календарных дней (за исключением случаев установления решением суда фактов постоянного проживания).

В подтверждение проживания в ЯНАО не менее 5-ти лет на момент подачи заявления истцом была представлена копия паспорта, а также адресная справка, выданная ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по ЯНАО в г. Новый Уренгой, из которой следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 37).

Согласно штампа в паспорте ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 12-13).

Кроме того, в материалах дела истцом представлена копия трудовой книжки и справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, из которых следует, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> (л.д.17-21).

Таким образом, истцом были предоставлены сведения о ее проживании на территории ЯНАО не менее 5-ти лет на момент подачи заявления, в связи с чем, истец и члены ее семьи отвечают требованиям п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе».

Доводы ответчиков о том, что адресная справка, предоставленная истцом, не подтверждает факт ее проживания в ЯНАО не менее 5-ти лет на момент подачи заявления, являются не состоятельными.

Так, в силу абз. 1 ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Вместе с тем, в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация гражданина по месту жительства и по месту пребывания носит уведомительный характер и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а создаёт лишь необходимые предпосылки для реализации гражданином его прав и обязанностей.

То обстоятельство, что истец на момент постановки на учет сохраняла регистрацию в <адрес>, не является юридически значимым обстоятельством.

Иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

Таким образом, регистрация по месту пребывания подтверждает фактическое проживание гражданина.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что семья истца соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам программы по критерию оседлости, а равно подлежала включению в список семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно на 2018 г., в связи с чем, исковые требования ФИО1 являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, ФИО4, удовлетворить.

Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 право на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно на 2018 год.

Обязать Муниципальное учреждение «Городской центр имущественных отношений» муниципального образования города Новый Уренгой включить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, как многодетную семью, в списки претендентов на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно на 2018 год.

Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно на 2018 год.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Новоуренгойский городской суд.

Судья: Т.Е.Серова