Гражданское дело № 2-211 (9) 2012
Мотивированное решение суда изготовлено 14.02.2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 февраля 2012 года город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Красаковой М.В. при секретаре Гуляевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о понуждении к заключению договора аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
истец ФИО1 обратился в суд с исковым требованием к ответчику - МО «город Нижний Тагил» о возложении обязанности на ответчика заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: город Нижний Тагил, <...>, указав в обоснование требования следующее.
Постановлением главы города Нижний Тагил от 23.06.2005 года №... истцу разрешена разработка проекта жилого дома на земельном участке площадью 900 кв.м. по <...>.
В соответствии с пунктом 13.1 указанного постановления истец обязан представить на согласование в комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Нижний Тагил рабочую документацию в течение одного года с момента закрепления земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ и получить в установленном порядке отвод территории для строительства.
В силу пункта 13.2. постановления по истечении срока выполнения проекта закрепление земельного участка теряет силу.
Истец исполнил свое обязательство, предусмотренное пунктом 13.1 указанного постановления. В течение одного года представил на согласование в комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Нижний Тагил рабочую документацию, выполненную в соответствии с разрешением комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Нижний Тагил от 06.06.2005 года. Предоставленная документация была согласована комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города Нижний Тагил 14.11.2005 года, то есть в пределах годичного срока. Следовательно, закрепление земельного участка не утеряло силу. Однако документы на земельный участок оформлены не были, истец неоднократно приходил в администрацию города Нижний Тагил, но получал уклончивые ответы.
13.12.2010 года истец письменно обратился в администрацию города Нижний Тагил. Письмом от 12.07.2011 года № 2814 администрация города Нижнего Тагила отказала истцу в оформлении земельного участка, ссылаясь на то, что с 01.10.2005 года выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства проводится через аукционы.
Истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка до 01.10.2005 года, более того, земельный участок был закреплен за ним до 01.10.2005 года. Следовательно, положения статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на 12.07.2011 года, о предоставлении земельных участков через аукционы не должны применяться в спорных правоотношениях. Должны применяться положения Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на 23.06.2005 года, когда постановлением главы города Нижний Тагил от 23.06.2005 года №... истцу разрешена разработка проекта жилого дома на земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 07.03.2005 года предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 13.1 Постановления главы города Нижний Тагил от 23.06.2005 года №... предусмотрено согласование рабочей документации с комитетом по архитектуре и градостроительству администрации города Нижний Тагил. Таким образом, земельный участок предоставлялся истцу с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции от 07.03.2005 года предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду. Проведение торгов указанный пункт не предусматривает. Следовательно, ответчик должен был предоставить спорный земельный участок в аренду без проведения торгов.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания ... - уведомление), причины неявки суду не известны.
Ответчик - МО «город Нижний Тагил» в лице своего представителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (... – уведомление), причины неявки суду не известны.
В соответствие со статьей 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) лицами, участвующими в деле, являются стороны: истец и ответчик, третьи лица, которые несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и при неисполнении которых наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (часть 2 статьи 35 ГПК РФ). Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (часть 3 статьи 38 ГПК РФ)
В соответствие со статьей 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть 1).
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными (часть 2).
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3).
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
Судебная повестка является одной из форм судебных извещений и вызовов. Лица, участвующие в деле, извещаются судебными повестками о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий. Вместе с извещением в форме судебной повестки или заказного письма лицу, участвующему в деле, направляются копии процессуальных документов. Судебными повестками осуществляется также вызов в суд свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков (часть 2).
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд (часть 3).
Исходя из буквального толкования вышеуказанных норм закона, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства по делу, которыми не представлены доказательства уважительности неявки в судебное заседание, суд признал истца и ответчика извещенными о времени и месте судебного разбирательства и признал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, который на день рассмотрения дела судом не отказался от иска.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истцом суду в подтверждение заявленного требования представлена выписка из постановления главы города Нижний Тагил от 23.06.2005 года №..., из которой следует, что истцу была разрешена разработка проекта жилого дома на земельном участке площадью 990 кв.м. по <...> в Тагилстроевском районе города. Застройщик – истец по делу, был обязан представить на согласование в комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Нижний Тагил рабочую документацию в течение 1 года с момента закрепления земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ и получить в установленном порядке отвод территории для строительства. По истечении срока выполнения проекта закрепление земельного участка теряет силу (л.д. 4).
Истцом также была предоставлена копия разрешения на проектирование от 06.06.2005 года № 19\05, из которой следует, что ФИО1 разрешено произвести разработку проекта индивидуального жилого дома по <...> города Нижний Тагил. В п. 4.2. указано, что разрешение на проектирование действует в течение 1 года после выпуска архитектурно-планировочного задания. По истечении указанного срока разрешение теряет силу (...).
Начальник управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил М. отказал истцу в предоставлении спорного земельного участка, поскольку земельный участок не был оформлен в сроки установленные законодательством, фундамент дома возмещен без разрешительной документации. В соответствии со статьей 30.1. Земельного кодекса Российской Федерации выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с 1 октября 2005 года проводится через аукционы (...).
Таким образом, истец, получив 06.06.2005 года разрешение на проектирование (краткое архитектурно-планировочное задание – далее по тексту АПЗ) № 19/05, которое было вынесено, как установил суд раньше на 17 дней, чем постановление Главы города о закреплении спорного земельного участка, которое принято 23.06.2005 года, Комитет по архитектуре и градостроительству города разрешил проектной организации (имеющей лицензию) по заказу истца произвести разработку проекта индивидуального жилого дома на спорном земельном участке.
В указанном разрешении также указано, что срок действия данного АПЗ устанавливается по 23.06.2006 года и после указанного срока задание подлежит перерегистрации в Комитете по архитектуре и градостроительству.
Исходя из буквального толкования постановления Главы города Нижний Тагил №... от 23.06.2005 года «О предварительном закреплении земельного участка из категорий земель поселений гражданам на время проведения работ по проектированию индивидуальных жилых домов» следует, что истцу разрешили разработку проекта жилого дома на спорном земельном участке, который закрепили за истцом временно на 1 год с момента вынесения указанного постановления, соответственно, исходя из буквального толкования статей 190-192 ГК РФ, определяющих понятие и порядок исчисления сроков, указанный в постановлении срок должен был исчисляться с 23.06.2005 года по 23.06.2006 года включительно.
Указанным постановлением на истца также была возложена обязанность, чтобы он в указанный срок совершил следующие действия: 1) предоставил на согласование в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации города рабочую документацию; 2) получил в установленном порядке отвод территории для строительства (пункты 13, 13.1 Постановления).
В соответствие с пунктом 13.2. указанного постановления истцу было указано, что по истечении указанного срока закрепление земельного участка теряет силу.
В соответствие выше указанным разрешением на проектирование в понятие «рабочей документации» входит: проект индивидуального жилого дома, которому должно было предшествовать топографо-геодезические работы и инженерно-геологические изыскания при этом порядок выполнения геодезических работ указан в приложении в указанном разрешении.
Как установлено судом в указанный срок истец выполнил только часть графической части АПЗ, указанного в приложении в АПЗ – ситуационный план-схему (...), который предоставлен суду истцом лишь в копии, поэтому исходя из буквального толкования статей 55, 67, 71 ГПК РФ, суд не может положить в основу решения указанное доказательство, так как соответствие его подлиннику суду не представлено.
В соответствие с действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, для всех объектов капитального строительства необходимо составление проектной документации, которая в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Подготовка и реализация проектной документации не допускаются без инженерных изысканий. В соответствии с пунктом 15 статьи 1 ГрК РФ инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования. Инженерные изыскания включают в себя инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические и иные исследования. Результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполненной работе. Результаты инженерных изысканий составляют часть проектной документации. Кроме них в состав проектной документации входят: пояснительная записка, где указываются реквизиты документов, на основании которых принято решение о разработке проектной документации; исходные данные и условия для подготовки проектной документации; сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства; сведения о категории земель и т.д.; схема планировочной организации земельного участка, архитектурное решение, которое должно содержать описание и обоснование внешнего и внутреннего вида объекта капитального строительства, его пространственной, планировочной и функциональной организации; обоснование принятых объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений; описание и обоснование использованных композиционных приемов при оформлении фасадов; описание архитектурных решений, обеспечивающих естественное освещение помещений с постоянным пребыванием людей и др.; конструктивные и объемно-планировочные решения, которые включают в себя сведения о топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, метеорологических и климатических условиях земельного участка; сведения о прочностных и деформационных характеристиках грунта в основании объекта капитального строительства; уровень грунтовых вод, их химический состав, агрессивность грунтовых вод и др.; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений включают в себя следующие подразделы: "Система электроснабжения"; "Система водоснабжения"; "Система водоотведения"; "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети"; "Сети связи"; "Система газоснабжения"; "Технологические решения".
Проектная документация после ее завершения должна быть утверждена заказчиком или застройщиком.
Заказчик утверждает проектную документацию только после получения положительного заключения государственной вневедомственной экспертизы.
Проектная документация является лишь одной из составляющих всего объема документов, необходимых для оформления прав на строящийся или уже объект недвижимого имущества.
На основании проектной документации выдается разрешение на строительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Если трактовка понятия "разрешение на строительство" в Федеральном законе "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" применима в большей степени к деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных выдавать такое разрешение, то трактовка, содержащаяся в ГрК РФ, адресована застройщикам.
ГрК РФ не допускает выдачу разрешения на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
Из письма начальника Управления архитектуры и градостроительства от 12.07.2011 года, направленного в адрес истца на его обращение, представленного истцом суду, установлено, что на спорном земельном участке уже возведен фундамент дома без разрешительной документации, что не оспорено истцом в суде и в доводах, указанных в иске. Истцом суду не представлены копии разрешительной документации, однако, только при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Предоставление земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием регулирует Земельный кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ). В частности, порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определяют статьями 30 - 33 ЗК РФ. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для индивидуального жилищного строительства, осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Статья 2 ЗК РФ указывает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу (пункт 1).
В соответствие со статьей 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3).
Статья 6 ЗК РФ указывает, что объектами земельных отношений являются: земельные участки (пункт 2)
В соответствие со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 1)
Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (часть 2 статьи 22 ЗК РФ).
В соответствие со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статья 607 ГК РФ предусматривает, что в аренду могут быть переданы земельные участки, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается (часть 1).
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (часть 2).
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 ГКРФ).
В соответствие со статьей 30 ЗК РФ (редакция закона от 07.03.2005 года и от 03.06.2006 года, то есть в период действия постановления Главы города о предварительном закреплении спорного земельного участка с 23.06.2005 года по 23.06.2006 года) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3)
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка:
подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (пункт 4).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5).
В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи (пункт 6).
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (пункт 7).
Статья 30.1 ЗК РФ определяет, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта (пункт 1).
Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 30.1 в аренду земельный участок может быть предоставлен без предварительного согласования места размещения объекта, то есть в порядке определенном пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ и через торги, как то указано в пункте 2 статьи 30 ЗК РФ.
В соответствие со статьей 31 ЗК РФ гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).
Исходя из обстоятельств по делу, установленных судом, в постановлении Главы города от 23.06.2005 года №... речь идет только о предварительном закреплении земельного участка, но нет постановления о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта – индивидуального жилого дома, который истец планировал возвести на спорном земельном участке, следовательно, довод истца о том, что спорный земельный участок предоставлялся ему с предварительным согласованием места размещения объекта, не соответствует действительности.
Статья 32 ЗК РФ указывает, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта – это основание по заявлению гражданина в предоставлении земельного участка с приложенным к нему кадастровым паспортом земельного участка.
Согласно абзаца 2 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.03.2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В абзаце 3 пункта 15 статьи 3 указанного Федерального закона прямо предусмотрено, что в случае, если в соответствии с ЗК РФ частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 г. не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Таким образом, суд установил, что спорный земельный участок не сформирован и кадастровый учет не прошел, нет постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, а также истек предельный срок, установленный законом для принятия решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов. Предоставление земельных участков в аренду для жилищного строительства без проведения торгов осуществлялось только до 1 марта 2007 г. и ограничено жесткими сроками принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, установленными абзацем 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а в абзацем 5 специально подчеркивается, что в данном случае не имеет значения, насколько были выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства. Кроме того, если решение о предварительном согласовании места размещения жилого дома было принято в установленном статьей 31 ЗК РФ порядке до 01.10.2005, земельный участок для строительства жилого дома может быть предоставлен в аренду лицу, выполнившему все мероприятия, предусмотренные статьей 31 ЗК РФ, в том числе осуществившему постановку земельного участка на кадастровый учет, и обратившемуся с заявлением о предоставлении его в аренду в надлежащий орган до 01.03.2007.
В соответствие со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).
Статья 57 ГПК РФ определяет, что доказательства представляются сторонами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1).
Судом в соответствие с требованиями статьи 147 ГПК РФ 28.12.2011 года было вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором судом были указаны действия, которые следует совершить сторонам по делу, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела (... – определение суда). В определении судом были определены юридически значимые обстоятельства по делу и на истца судом была возложена обязанность доказывания принадлежности спорного земельного участка и наличие предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности заключить договор аренды на спорный земельный участок (пункт 7 определения). В срок до 10.02.2012 года истцу надлежало предоставить суду подлинные экземпляры документов, копии которых были приложены к иску.
Указанное определение истец получил 31.12.2011 года, что подтверждается почтовым уведомлением (...), следовательно, у истца имелось достаточно времени до 10.02.2012 года (время рассмотрения судом гражданского дела по иску истца) для подготовки к судебному разбирательству, однако, истец не представил суду относимых и допустимых доказательств в подтверждение своих доводов и требований, поэтому оценив доводы истца, указанные в иске и проанализировав материалы дела в совокупности с вышеуказанными нормами закона, суд пришел к выводу, что требования истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, 199, 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях ФИО1 к муниципальному образованию «город Нижний Тагил» о возложении обязанности заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: город <...> отказать.
Решение суда в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме выслать в адрес сторон по делу не присутствующих в судебном заседании.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись М.В. Красакова