РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июня 2015 года г. Москва
Зеленоградский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего федерального судьи В.А. Моисеева
при секретаре судебного заседания А.С. Кулине,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1730/2015 по исковому заявлению ФИО1 ФИО8 к Департаменту городского имущества города Москвы о признании договора безвозмездного пользования жилым помещением недействительным, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения, -
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1, действуя через своего представителя по доверенности (л.д.7) ФИО2 ФИО9, обратился в Зеленоградский районный суд города Москвы с исковым заявлением к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы и сослался на то, что в ДД.ММ.ГГГГ между ним (ФИО1) и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы был заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением, на условиях которого Департамент передал ему (ФИО1) в срочное безвозмездное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, со сроком действия договора 5 лет. На основании данного договора он (ФИО1) зарегистрировался в указанной квартире и проживает в ней с ДД.ММ.ГГГГ По истечении срока действия договора Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Зеленоградском АО обязало его (ФИО1) заключить с ним новый договор безвозмездного пользования жилым помещением № от ДД.ММ.ГГГГ, которым передал ему (ФИО1) повторно в срочное безвозмездное пользование вышеуказанное жилое помещение. Срок действия данного договора составляет 5 лет – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ года он (ФИО1) обратился в органы приватизации на приобретение данной квартиры в собственность в порядке приватизации. Однако ему было отказано по причине того, что данный договор приватизации не подлежит. Он (ФИО1) полагает, что заключенный между ним и ответчиком договор исключает возможность возникновения у него прав на приобретение квартиры в собственность бесплатно, лишая возможности при этом полноценно пользоваться и распоряжаться данной квартирой.
ФИО1 просит:
1. Признать Договор безвозмездного пользования жилым помещением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ним (К-вым ФИО10) и Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Зеленоградском административном округе на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;
2. Обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с ним (К-вым ФИО11) договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.4-6).
Ответчик Департамент городского имущества города Москвы, действуя через своего представителя по доверенности (л.д.14) ФИО3 ФИО12, представил письменный отзыв, в котором изложено, что порядок обеспечения жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных и окончивших сиротские учреждения в городе Москве, по окончании их пребывания на воспитании в сиротском учреждении, в приемной семье, у попечителя при отсутствии закрепленного за ними жилого помещения или невозможности вселения в сохраненное за ними ранее жилье, установлен постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007г № 854-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа». Вопросы по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа о заключении на новый срок или расторжении договора безвозмездного пользования жилыми помещениями рассматриваются Городской межведомственной комиссией, а Департамент только исполняет решение Городской межведомственной комиссии. Решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по жилищному вопросу ФИО1 заявителем не обжалуется. Вид договора, на основании которого истец пользуется спорным жилым помещением, определяется распорядительным актом органа исполнительной власти. Произвольное изменение изданного распоряжения не допускается. Зеленоградским районным судом города Москвы было рассмотрено гражданское дело № 2-572/2015 по иску ФИО1 к Департаменту городского имущества города Москвы о понуждении заключения договора социального найма жилого помещения и признании права собственности. Решением от 14.04.2015 истцу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Департамент городского имущества города Москвы просит отказать в удовлетворении исковых требований (л.д.12-13).
Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, объяснила, что основания для заключения договора безвозмездного пользования отсутствовали, её доверителю было разъяснено, что в последующем он сможет распоряжаться квартирой, поэтому он и заключил данный договор. Когда ее доверитель обратился по вопросу приватизации, ему разъяснили, что данное жилое помещение приватизировано им быть не может. При подписании договора безвозмездного пользования ее доверитель подразумевал, что будет иметь квартиру в постоянном пользовании, которую по истечении 5 лет сможет оформить в собственность. Её доверитель полагал, что спорный договор будет иметь силу для дальнейшей приватизации квартиры. В гражданском деле № 2-572/2015 они ставили вопрос о том, что доверитель приобрел право постоянного проживания и с учетом этого имеет право на заключение договора социального найма. Сейчас же они основывают требования на том, что её доверителя ввели в заблуждение. Доверитель спорный договор при подписании не читал. Решение городской межведомственной комиссии в трехмесячный срок не оспаривалось. Документальных доказательств введения доверителя в заблуждение у нее нет. Сейчас ФИО1 живет в городе <адрес> в квартире жены.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, Государственного бюджетного учреждения города Москвы Территориальный центр социального обслуживания «Зеленоградский» – ФИО4 ФИО13 в судебное заседание явился, с исковым заявлением не согласился, объяснил, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, потому что решение городской комиссии было в ДД.ММ.ГГГГ, а договор безвозмездного пользования подписан в ДД.ММ.ГГГГ. В течение 2 лет истец договор не подписывал, органы опеки уговаривали его подписать договор. Из акта обследования спорной квартиры установлено, что долгое время истец фактически не проживает в квартире. На момент пролонгации договора имел множество замечаний, даже на сегодняшний день истец имеет долг за услуги ЖКХ в размере <данные изъяты> руб. Меры по погашению задолженности им не принимаются, что является одним из оснований для отказа в предоставлении жилья в социальный наём. Кроме того, ни одним законодательным актом не предоставляется право приобретения в собственность жилья из специализированного фонда.
По инициативе суда к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Департамент социальной защиты населения города Москвы (л.д.16).
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, Департамента социальной защиты населения города Москвы, ФИО5 ФИО14 в судебное заседание явился, с исковым заявлением не согласился, объяснил, что требования ФИО1 необоснованны, так как нет доказательств введения ФИО1 в заблуждение. Спорный договор является пролонгацией договора безвозмездного пользования жилым помещением, заключенного с ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ, который никем не оспаривался. ФИО1 прекрасно осведомлен, что он не может приватизировать квартиру в течение 5 лет. Город Москва в любом случае предоставляет договор по социальному найму, поскольку по закону не предполагается более двух раз пролонгировать договор. Чтобы заключить договор социального найма Департамент должен издать акт об изъятии данного жилого помещения из специального жилого фонда. Жилые помещения, предоставленные по договорам безвозмездного пользования, находятся под социальным патронажем на предмет соблюдения детьми-сиротами условий договора. В случае, если нарушены условия договора, в том числе, если допускается проживание в квартире третьих лиц, сначала окружная, а потом и городская комиссия утверждают перезаключение договора безвозмездного пользования. До достижения детьми-сиротами 28 лет город старается сохранить за ними жилое помещение. ФИО1 не платил арендную плату, допускал проживание в квартире третьих лиц, привлекался к административному наказанию за оскорбление сотрудников полиции. При таких обстоятельствах Департамент рекомендовал перезаключить договор безвозмездного пользования. В данном случае комиссия поступила законно. Он считает, что нецелесообразно предоставлять жилое помещение ФИО1 по договору социального найма, поскольку он может утратить данное жилое помещение.
Ответчик Департамент городского имущества города Москвы своего представителя в судебное заседание не направил.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы ФИО3 просит рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Департамента городского имущества города Москвы (л.д.12-13).
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, определил рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы.
Заслушав представителя истца ФИО1 – ФИО2, представителя 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, Государственного бюджетного учреждения города Москвы Территориальный центр социального обслуживания «Зеленоградский» – ФИО4, представителя 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, Департамента социальной защиты населения города Москвы – ФИО5, приняв во внимание письменный отзыв представителя ответчика Департамента городского имущества города Москвы ФИО3, исследовав письменные доказательства, находящиеся в настоящем гражданском деле, а также в гражданском деле Зеленоградского районного суда города Москвы № 2-572/2015 по исковому заявлению ФИО1 ФИО15 к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и признании права собственности в порядке приватизации (далее – дело № 2-572/2015), суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что по адресу: <адрес>, находится 1-комнатная квартира (изолированная комната – <данные изъяты> кв.м.), общей площадью – <данные изъяты> кв.м. (далее – спорная квартира) (л.д.101-102).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на спорную квартиру зарегистрировано за субъектом Российской Федерацией – городом Москвой за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52 в деле № 2-572/2015).
ДД.ММ.ГГГГ Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московская социальная гарантия» (далее – ГУП «Моссоцгарантия»), уполномоченное постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№, и Козлов ФИО16 (Пользователь) заключили договор безвозмездного пользования жилым помещением №, в соответствии с которым ГУП «Моссоцгарантия» передает, а ФИО1 принимает в безвозмездное пользование квартиру – жилое помещение, являющееся собственностью города Москвы, состоящее из 1 комнаты и расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. для использования в целях проживания Пользователя. Срок пользования жилым помещением 5 лет (л.д.44-45).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Козлов ФИО17 (Пользователь) на основании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ№ заключили договор безвозмездного пользования жилым помещением № (далее – спорный договор), в соответствии с которым Департамент передает Пользователю в срочное безвозмездное пользование жилое помещение для проживания в нем, находящееся по адресу: <адрес>, состоящее из <данные изъяты> комнаты, общей площадью <данные изъяты>9 кв.м., общей площадью (без учета летних помещений) <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Срок действия Договора составляет 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).
ФИО1 просит признать спорный договор недействительным.
В соответствии с п.1 ст.178 ГК РФ (в редакции, действующей на день заключения спорного договора – ДД.ММ.ГГГГ) сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
В соответствии с положениями п.2 ст.178 ГК РФ (в редакции, действующей на день заключения спорного договора – ДД.ММ.ГГГГ.) при наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если:
1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.;
2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные;
3) сторона заблуждается в отношении природы сделки;
4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой;
5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2 объяснила суду, о чем изложено выше, что под заблуждением предполагается что при заключении спорного договора ответчик не объяснил истцу о невозможности приватизации передаваемой истцу в срочное безвозмездное пользование спорной квартиры.
Однако суд учитывает, что в п.2.3 спорного договора прямо указано, что Пользователь не вправе осуществлять обмен и приватизацию жилого помещения, а также передавать его в поднаем.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец ФИО1, подписывая спорной договор, должен быть знать о невозможности приватизации спорной квартиры.
Достаточных и допустимых доказательств обратного суду не представлено.
Иных оснований совершения сделки под влиянием заблуждения истцом не заявлено.
На основании изложенного, требование истца ФИО1 о признании спорного договора недействительным удовлетворению не подлежит.
Истец ФИО1 также просит обязать Департамент городского имущества города Москвы заключить с ним договор социального найма спорной квартиры.
Суд учитывает, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с указанным выше законом в целях урегулирования отношений, связанных с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве принят Закон города Москвы от 30.05.2005 № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» (Далее – Закон города Москвы).
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона города Москвы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.9, 10 ст.13 Закона города Москвы договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, сроком на пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы и о заключении с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, договора социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Москвы. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения заключается на новый пятилетний срок по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, но не более чем один раз. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается Правительством Москвы.
В целях реализации Закона города Москвы Постановлением Правительства города Москвы от 02.10.2007 № 854-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее – Положение).
В соответствии с абз.2 п.1.2 Положения вопросы о предоставлении жилых помещений в соответствии с настоящим Положением рассматриваются на Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В соответствии с п.6.3 Положения Управления социальной защиты населения города Москвы совместно с управлениями Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы административных округов и другими заинтересованными ведомствами комиссионно рассматривают вопросы о необходимости переоформления договоров безвозмездного пользования с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По результатам рассмотрения принимаются рекомендации о расторжении договоров безвозмездного пользования и заключении договоров социального найма или заключении договоров безвозмездного пользования на новый срок или расторжении договоров безвозмездного пользования.
В соответствии с п.6.6 Положения после принятия Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа решений о заключении на новый срок или расторжении договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в течение 45 дней осуществляет либо заключение указанных договоров на новый срок, либо их расторжение и заключение договоров социального найма жилого помещения.
В соответствии с п.6.8 Положения при заключении договоров социального найма Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет подготовку проекта распоряжения департамента об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы и о заключении договора социального найма жилого помещения.
Таким образом, Департамент городского имущества города Москвы может заключить договор социального найма жилого помещения и исключить жилое помещение из специализированного жилого фонда города Москвы с лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только на основании соответствующего решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Суду представлена выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Городской межведомственной комиссии из содержания которого следует, что Городской межведомственной комиссией принято решение о перезаключении с ФИО1 договора безвозмездного пользования спорным жилым помещением на новый срок.
Суду не представлено достаточных и допустимых доказательств оспаривания ФИО1 данного решения Городской межведомственной комиссии.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2 объяснила суду, о чем изложено выше, что соответствующее решение Городской межведомственной комиссии ФИО1 не обжаловалось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что основания для заключения договора социального найма спорной квартиры с ФИО1 отсутствуют, а потому требование ФИО1 о возложении обязанности заключить с ним договор социального найма удовлетворению не подлежит.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковое заявление ФИО1 к Департаменту городского имущества города Москвы о признании договора безвозмездного пользования жилым помещением недействительным, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.178 ГК РФ, ст.3 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.13 Закона города Москвы от 30.05.2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», ст.ст.167, 194-198 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
ФИО1 ФИО18 в удовлетворении искового заявления к Департаменту городского имущества города Москвы о признании договора безвозмездного пользования жилым помещением недействительным, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Зеленоградский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья