Дело № 2-237/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июня 2022 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Праксина А.А.,
при секретаре Филипповой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 ФИО3, Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании результатов межевания недействительными, исключении сведений из ЕГРН,
установил:
ФИО1, уточнив требования обратилась в суд с вышеуказанным иском к ФИО2, ФИО3, Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области, Администрации Кощинского сельского поселения , в обоснование заявленных требований указав, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1 300 кв.м., с кадастровым номером № , расположенный по адресу: , д, которым истец непрерывно владеет и пользуется с 1997 года более 25 лет. ООО «Русич» выдан межевой план, согласно которого фактическая площадь земельного участка истца составляет № .м., поскольку на земельный участок имеется накладка земельного участка с кадастровым номером № что препятствует постановке на кадастровый учет. Поскольку на земельный участок истца имеется накладка границ земельного участка с кадастровым номером № , выделенного из паевых земель ПКАО «СОЖ» до устранения данной накладки истец не может обратиться в Управление Росреестра по с заявлением о постановке на учет своего земельного участка.
На основании вышеизложенного просит суд: исключить из ЕГРН сведения о координатах границ земельного участка с кадастровым номером № ; исключить из ЕГРН сведения о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 67:18:0050403:3545; установить границы земельного участка с кадастровым номером № площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: , д соответствии с номерами поворотных точек, указанных в межевом плане земельного участка, изготовленного кадастровым инженером ФИО4 – 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске, не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Представитель Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области в судебном заседании оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Представитель Администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Заслушав пояснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу части 1 статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст.304 указанного кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ).
По делу установлено, что 4 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № , площадью № кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: , Указанный земельный участок предоставлен истцу о чем в похозяйственной книге № сделана соответствующая запись.
Из заключения кадастрового инженера ФИО4 следует, что при проведении кадастровых работ уточнено местоположение границы и площади земельного участка № По смежеству 1-6 уточняемый земельный участок граничит с землями, собственность на которые не разграничена (проезд), следовательно согласование по данному смежеству не требуется. По смежеству 6-1 границы смежного земельного участка ранее уже были уточнены, поэтому повторное согласование не требуется. Уточняемый участок используется собственниками в таких границах более 15 лет, участок частично огорожен забором и насаждениями, поворотные точки границы закреплены деревянными кольями. Площадь участка по измерениям 700 кв.м., по документам 1300 кв.м. Разница составила 600 кв.м., что меньше исходной площади в связи с фактически сложившимися границами земельного участка на местности. На уточняемом земельном участке зарегистрированные объекты капитального строительства отсутствуют. При проведении кадастровых работ по уточнению границы земельного участка № кадастровым инженером выявлено наложение границ данного участка на границы земельного участка с кадастровым номером №
Из материалов дела также усматривается, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенный по адресу:
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным федеральным законом порядке.
Согласно п. 2, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего на момент проведения межевания спорного земельного участка) необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Требования к содержанию межевого плана содержатся в статье 22 Закона №218-ФЗ, а также в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 921.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Статьей 35 Федерального закона №221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О кадастровой деятельности» (далее закон №221-ФЗ) установлено, что кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.
Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, или работника юридического лица, является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 Федерального закона №221-ФЗ от 24 июля 2007 года).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона №221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 3 статьи 39 названного Закона предусмотрено, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. При согласовании местоположения границ (частей границ) земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке допускается осуществлять такое согласование в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц - участников согласования местоположения границ определенного земельного участка, включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется (часть 7 статьи 39 Закона №221-ФЗ).
В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения (пункт 1 части 8 статьи 39 Закона №221-ФЗ).
В силу частей 1, 2 статьи 40 Закона №221-ФЗ Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Акт согласования местоположения границ на бумажном носителе оформляется в одном (единственном) экземпляре. В случае подготовки акта согласования местоположения границ в электронном виде допускается его подготовка в виде одного электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями всех заинтересованных лиц - участников согласования, или в виде нескольких электронных документов, подписанных усиленными квалифицированными электронными подписями отдельных заинтересованных лиц - участников согласования. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости», действовавшего до 1 января 2017 года, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Анализ вышеприведенных законоположений в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что первостепенное значение для определения местоположения границ земельного участка имеют документ, подтверждающий право на такой участок или при отсутствии такого документа - документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах соответствующих сведений его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения. Отсутствие подтвержденного согласия смежного землепользователя в акте согласования границ может являться основанием для признания результатов межевания недействительными (в том числе в части сведений о границах и площади земельного участка), в случае нарушения указанным межеванием прав и законных интересов такого землепользователя.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ).
Пункт 1 статьи 64 ЗК РФ устанавливает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка
На основании пункта 3 статьи 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
На основании изложенного, с учетом, установленных по делу обстоятельств, приведенных норм права, суд приходит к выводу, что границы земельного участка ФИО2 налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером № нарушением, в связи с чем суд находит требования истца об исключении из единого реестра недвижимости сведений о характерных точках границ участка с кадастровым номером № , обоснованными и подлежащими удовлетворению, ввиду отсутствия у истца иного способа защиты нарушенного права.
Исходя из положений глав 13, 14 и 20 ГК РФ, по общему правилу, право на предъявление иска о признании права или обременения отсутствующим имеет лицо, владеющее этим имуществом и обладающее зарегистрированным правом.
Судом отмечается, что исключение данных сведений не влечет прекращение права собственности ФИО2 на этот земельный участок, изменение его кадастрового номера и площади, ограничение прав собственника.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.
От представителя истца поступило письменное заявление об отказе от исковых требований в части исключения из ЕГРН сведений о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 67:18:0050403:3545.
В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска и суд принимает его, если данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку отказ от иска не противоречит закону и не нарушает законных прав и интересов других лиц, суд принимает отказ истца от исковых требований к ответчику.
На основании ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка, с кадастровым номером № площадью № кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенный по адресу: ,
Исключить сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, расположенный по адресу: , д. Кощино из Единого государственного реестра недвижимости.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: , д. Кощино в соответствии с номерами поворотных точек, указанных в межевом плане земельного участка, изготовленного 09.06.2021 кадастровым инженером ФИО4
Принять от представителя истца отказ от иска по настоящему делу в части исключения из ЕГРН сведений о координатах границ земельного участка с кадастровым номером № и производство по делу прекратить.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основания не допускается.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Праксин
Мотивированное решение составлено 16.06.2022.