Тюмень Дело № 2-1730/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 28 апреля 2021 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Серебряковой А.В..,
при секретаре Муртазиной Э.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Омутинского района Тюменской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений,
у с т а н о в и л:
Прокурор Омутинского района Тюменской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчику о признании незаконным бездействия, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества - защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>. Так же, просит возложить на ответчика обязанность с момента вступления в законную силу решения суда, обеспечить финансирование мероприятий, связанных с разработкой проектно-сметной документации в целях восстановления и произведения защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в федеральной собственности, реестровый номер федерального имущества №; Просит, возложить на ответчика с момента вступления решения в законную силу провести мероприятия по разработке проектно-сметной документации, в целях восстановления и произведения в соответствии с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>; Так же просит, возложить на ответчика обязанность - обеспечить в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, финансирование мероприятия, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>; просит, возложить на ответчика обязанность в течение года с момента принятия решения о финансировании мероприятий, согласно проектно- сметной документации, устранить выявленные нарушения, путем приведения защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе: обеспечить восстановление лестничных пролетов, аварийного выхода, потолков, стен, установку защитных оголовков, гидроизоляции, санитарных узлов, сантехприборов, фильтровентиляционной системы, инженерно-технических систем: воздуховодов, системы водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электроснабжения, герметичность дверей, документации защитных сооружений гражданской обороны, подготовить к приему укрываемых, обязать проводить осмотр и комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, подготовить к приему укрываемых, обязать проводить осмотр и комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны раз в три года.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Омутинского района во исполнение поручения прокуратуры Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны в отношений защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Тюменской области. В ходе проведенной проверки установлено следующее: На территории <адрес> значится ЗСГО (противорадиационное укрытие) инвентарный номер №, расположенный по адресу: <адрес>, находящееся в федеральной собственности - реестровый номер федерального имущества №, которое в настоящее время не передано в оперативное управление либо хозяйственное ведение (выписка из реестра федерального имущества Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ№). Согласно паспорту противорадиационного укрытия инвентарный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из реестра федерального имущества Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ№, акту инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по Тюменской области в качестве ЗСГО учетно сооружение с инвентарным номером №, реестровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального АО города Тюмени ФИО1 поддержал исковые требования, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенных возражениях на иск, поскольку восстановление и дальнейшее содержание такого объекта не целесообразно, в связи с чем обосновать выделение денежных средств из- бюджета на его содержание крайне затруднительно; сама процедура исключения объекта из реестра федеральной собственности так же требует значительное время.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, УФК по Тюменской области ФИО3, в судебном заседании пояснила, что надлежащим ответчиком по иску является имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО; решение просила принять согласно действующему законодательству.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Тюменской области ФИО4 с исковыми требованиями прокурора Омутинского района Тюменской области согласился в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Прокурора Омутинского района Тюменской области подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, прокуратурой Омутинского района во исполнения поручения прокуратуры Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка исполнения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны в отношений защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Тюменской области.
В ходе такой проверки установлено следующее: На территории с. Омутинское значится ЗСГО (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>, находящееся в федеральной собственности- реестровый номер федерального имущества №, которое в настоящее время не передано в оперативное управление либо хозяйственное ведение (выписка из реестра федерального имущества Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно паспорту противорадиационного укрытия инвентарный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из реестра федерального имущества Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ№, акту инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по Тюменской области в качестве ЗСГО учтено сооружение с инвентарным номером №, реестровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ « О гражданской обороне».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ одними из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно пунктам 2 и 8 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11. 1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относится складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты и станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организации, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны, поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Из положения пункта 1.2 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Актом инвентаризации, оценки содержания и использования противорадиационного укрытия инвентаризационный № Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения в содержании объекта: лестничные пролеты требуют ремонта; герметичных дверей нет, входные и аварийные двери обычные деревянные; аварийный выход в неудовлетворительном состоянии, защитные оголовки отсутствуют; полы-грунт, потолки и стены имеют трещины и щели, наблюдаются отслоение отделочного слоя стен и потолков; гидроизоляция нарушена и не выполняет своей функции, что является причиной попадания талых и грунтовых вод в помещение подвала; санитарные узлы в аварийном состоянии, сантехприборы не работают; фильтровентиляционная система полностью разукомплектована и частично демонтирована; инженерно-технические системы: воздуховоды в неудовлетворительном состоянии повреждены коррозии, система водоснабжения в нерабочем состоянии, система теплоснабжения отсутствует, система канализации в нерабочем состоянии, система электроснабжения частично разукомплектована, трубы имеют коррозию, местами сквозную; противовзрывные устройства отсутствуют; ЗСГО к приему укрываемых не готово.
Выводы комиссии Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области следующие: «учитывая состояния объекта на момент проведения инвентаризации, противорадиационное укрытие не может быть использовано по назначению».
Согласно акта обследования ОНДиПР по Омутинскому, Армизоновскому, Юргинскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию (приему укрываемого населения) ЗСГО не обеспечено, что противоречит требованиям п. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ, п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 « Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», п.п. 7, 15.4 приказа МЧС России по 14.11.2008 № «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», п. 9 постановления Правительство Российской Федерации от 29.11.1999 № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. 3.2.1 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и ведении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», п. 2 приказа МЧС России от 21.07.2005 № «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
Кроме того, при обследовании выявлено, что планирование и проведение мероприятий по оценке технического состояния, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту ЗСГО, ограждающих и строительных конструкций, защитных устройств ЗСГО, инженерно- технических систем и оборудования, а также средств связи и оповещения, не осуществляется, что противоречит требованиям п. 2 ст. 8 Федерального закона №28-ФЗ, п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», пунктами 7, 15.4 приказа МЧС России от 14.11.2008 № « Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», пунктам 4.1.1-4.1.7, 4.2.1-4.2.6, 4.3.1-4.3.11, 4.4.1-4.5.5, 5.1.1-5.1.7, 5.2.1-5.2.4, 5.3.1-5.3.4 приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
Помимо этого, соответствующая документация защитных сооружений гражданской обороны, а именно: журналы оценки технического состояния ЗСГО; сигналы оповещения гражданской области: планы перевода ЗСГО на режим приема укрываемых; планы ЗСГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; списки личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗСГО; эксплуатационные схемы систем вентиляции ЗСГО; эксплуатационные схемы водоснабжения и канализации ЗСГО; эксплуатационные схемы электроснабжения ЗСГО; инструкции по технике безопасности при обнаружении оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования; дизельных электростанций; инструкция по противопожарной безопасности ; правила поведения укрываемых в ЗСГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы дизельных электростанций; ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения, отсутствуют, что противоречит п. 3.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 № «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
Согласно действующему законодательству, к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт 21 пункта 1 статья 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Как следует из ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ органы местного самоуправления вправе создавать и должны поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения в пределах границ муниципальных образований.
Согласно паспорту противорадиационного укрытия № сооружение принадлежит Омутинскому РКЦ ГУ Центрального Банка России.
Между тем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в здании по адресу: <адрес>,- Омутинский РКЦ ГУ Центрального Банка России деятельность не осуществляет.
Кроме того, из акта инвентаризации, оценки содержания и использования противорадиационного укрытия инв. № следует, что пользователь укрытия отсутствует, соответствующий договор, по которому осуществляется пользование отсутствует, защитное сооружение не используется.
При таких обстоятельствах возложение на органы местного самоуправления, органы МЧС России, органов Центрального Банка Российской Федерации обязанностей по содержанию спорного защитного сооружения, принадлежащего к объектам федеральной собственности является невозможным, поскольку не соответствует нормам действующего законодательства, так как обязанность Территориального управления по приведению имущества в должное состояние определена Федеральным законом №28-ФЗ, порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны и мирное время, утвержденным приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 21.07.2000 №, порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №, правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утвержденными приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 №, и должна быть возложена на ответчика.
Довод представителя ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО о том, что не только восстановление, но и содержание объекта – противорадиационного укрытия, - не целесообразно, суд принять не может, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет собственник (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), из чего следует, что вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны- противорадиационных укрытий, об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу законом объектов федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО.
Таким образом, данное защитное сооружение гражданской обороны, нуждается в проведении ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние. При этом, спорное защитное сооружение до настоящего времени своего статуса не утратило. Таким образом, вопрос о целесообразности восстановления и содержания такого объекта, предметом настоящего спора являться не может.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 28- ФЗ под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального Закона № 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяется Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденным приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, которыми были установлены требованиями к эксплуатации защитных сооружений, подлежащие выполнению при эксплуатации в режиме повседневной деятельности в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании вышеизложенного, суд считает, что факт бездействия ответчика, выразившийся в ненадлежащем содержании федерального имущества, установлен.
Данным бездействием нарушаются требования эксплуатации защитных сооружений, тем самым подвергаются угрозе права на неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что влечет за собой возникновения угрозы целостности обороны страны и безопасности государства. Согласно п. 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственный имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, последнее осуществляет функции главного распределителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12,56, 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Омутинского района Тюменской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений,- удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО, выразившееся в ненадлежащем содержании федерального имущества- защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО обязанность с момента вступления в законную силу решения суда, обеспечить финансирование мероприятий, связанных с разработкой проектно-сметной документации в целях восстановления и произведения защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО обязанность, с момента вступления решения в законную силу, провести мероприятия по разработке проектно-сметной документации в целях восстановления и произведения в соответствии с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО обязанность обеспечить, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>;
Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО обязанность, в течение года с момента принятия решения о финансировании мероприятий, согласно проектно- сметной документации, устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный номер №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе: обеспечить восстановление лестничных пролетов, аварийного выхода, потолков, стен, установку защитных оголовков, гидроизоляции, санитарных узлов, сантехприборов, фильтровентиляционной системы, инженерно-технических систем: воздуховодов, системы водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электроснабжения, герметичность дверей, документации защитных сооружений гражданской обороны, подготовить к приему укрываемых, обязать проводить осмотр и комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, подготовить к приему укрываемых, обязать проводить осмотр и комплексную оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны раз в три года.
В удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации, УФК по Тюменской области отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Тюменский областной суд в течении месяца со дня изготовления его мотивированной части, путем подачи апелляционной жалобы, через Центральный районный суд Тюмени
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2021 года в совещательной комнате на компьютере.
Судья А.В.Серебрякова