ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1731/20 от 10.08.2020 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Строка статотчета 2.169

55RS0005-01-2020-002521-78

Дело № 2-1731/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть объявлена 10 августа 2020 года

Мотивированное решение составлено 17 августа 2020 года

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А., при секретаре судебного заседания Нукеновой Н.А., помощнике судьи Митиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2020 года в городе Омске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Омск» о компенсации морального вреда,

установил:

истец ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Омск» о компенсации морального вреда.

В обоснование ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение , находящееся по адресу: <адрес>. За декабрь 2019 года истец получил к оплате квитанцию с лицевым счетом за услуги газоснабжения поставщика услуг ООО «Газпром межрегионгаз Омск»

ДД.ММ.ГГГГ подал ответчику досудебную претензию о предоставлении достоверной информации относительно указанной квитанции, а именно: предоставить копию устава; уведомление, на основании которого возникает обязанность предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате за газ, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа на основании статьи 25 «Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; предоставить информацию по «долгу в отсутствие показаний – 21,49», который указан в извещении; предоставить официальный документ на основании которого был присвоен квартире номер лицевого счёта , указанный в извещении; предоставить информацию по числовой расшифровке всех штрих-кодов в извещении; предоставить копию лицензии на торговлю природным газом; предоставить информацию по коду классификатора валюты «810», указанному в извещении в расчетном счете «» (6, 7, 8, цифры в расчетном счете); предоставить информацию по корреспондентскому счету «30101», указанному в извещении; предоставить информацию по банку СБ РФ Омское отделение № 8634, БИК **** который указан в извещении; предоставить информацию в какой национальной валюте Российской Федерации по извещению за май 2020 года должна произвестись оплата за услуги газоснабжения, которые оказывает ООО «Газпром Межрегионгаз Омск» (буквенный код валюты и цифровой код); предоставить информацию по обоснованию «цена - 8,44 рублей/м3», указанной в извещении с указанием цифрового кода валюты; предоставить информацию по расшифровке QR-кода, указанного в извещении; предоставить информацию по графе «сумма к оплате, руб.» буквенный код валюты и цифровой код; предоставить официальный документ, с указанием источника данных (полное наименование юридического лица, ОГРН), подтверждающий право собственности на природный газ.

ООО «Газпром Межрегионгаз Омск» не предоставил указанную информацию, что лишило истца права выполнить обязанность по оплате за услугу по газоснабжению, по квитанции за декабрь 2019 года с лицевым счетом . Таким образом, ответчик грубо нарушил действующее законодательство и его права.

На основании ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей, штраф, участие в судебном заседании 100 000 рублей, в случае заключения мирового соглашения, дал согласие на 450 000 рублей.

Согласно письменным возражениям ответчика, требования иска ответчик не признал, просил отказать в его удовлетворении.

В судебном заседании истец ФИО2 требования иска поддержал полностью.

Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником квартиры, общей площадью 67,20 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 7).

ООО «Газпром межрегионгаз Омск» за декабрь 2019 года выставило собственнику жилого помещения ФИО1 квитанцию с указанием: «цена 8,44 рублей за 1 метр кубический», «долг в отсутствие показаний 21,49 рублей» (л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Омск» с досудебной претензией, в которой просил предоставить устав ООО «Газпром межрегионгаз Омск», а также информацию: на основании чего возникает обязанность предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате за газ, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа; по «долгу в отсутствие показаний – 21,49»; на основании чего присвоен квартире номер лицевого счёта ; информацию по числовой расшифровке всех штрих-кодов; лицензию на торговлю природным газом; информацию по коду классификатора валюты; по корреспондентскому счету «30101»; по банку СБ РФ Омское отделение № 8634, БИК ****; информацию в какой национальной валюте Российской Федерации должна произвестись оплата за услуги газоснабжения; по обоснованию «цена - 8,44 рублей/м3»; по расшифровке QR-кода в извещении; информацию по графе «сумма к оплате, руб.» буквенный код валюты и цифровой код; предоставить официальный документ, с указанием источника данных (полное наименование юридического лица, ОГРН), подтверждающий право собственности на природный газ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Омск» направил в адрес истца сообщения. Считая предоставленную ответчиком информацию недостаточной, истец указал на нарушение его прав, предусмотренных ст. 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» и обратился в суд с настоящим иском о взыскании денежной компенсации морального вреда.

В силу Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон о защите прав потребителей), под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно статьи 8 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона о защите прав потребителей).

По смыслу ст. 10 Закона о защите прав потребителей нарушением прав потребителя является не предоставление исполнителем такой необходимой и достоверной информации об услуге, которая обеспечивает возможность правильного выбора предоставляемой услуги.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанного с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которые регулируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Пунктом 22 указанных Правил на поставщика газа возложена обязанность: обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве; осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом; осуществлять не реже 1 раза в год проверку; уведомлять в установленном договором порядке абонента о дате и времени проведения проверки, а также об изменении цен (тарифов) на газ; предоставлять абонентам по их обращениям информацию о дополнительных и сопутствующих поставкам газа услугах и их стоимости; обеспечивать прием уведомлений, передаваемых абонентами в соответствии с требованиями подпункта «б» пункта 21 названных Правил, и заявок на установку пломбы на месте установки прибора учета газа и на проведение проверок, регистрацию таких уведомлений и заявок, а также представление абонентам сведений о времени и номере регистрации поступившего от них уведомления (заявки); обеспечивать выполнение заявок абонентов в течение 5 рабочих дней.

В связи с изложенным, Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан прямо предусмотрен объем обязанностей поставщика газа перед абонентом и обязанность по предоставлению уставных документов и иной дополнительной информации, требуемой истцом не предусмотрено.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно пункту 67 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Содержание платежного документа определено пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг.

Пунктом 71 Правил предусмотрено, что примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Приказом Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (начало действия документа – 26.05.2018).

Таким образом, форма платежного документа является примерной и носит рекомендательный характер.

Проанализировав представленную в материалы дела квитанцию за май 2020 года, суд приходит к выводу о ее соответствии по форме и содержанию положениям п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг и примерной форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Положения названного Федерального закона не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (пп. 1 и 4 ч. 2 ст. 1).

Пункт 1 ст. 2 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» содержит понятие «поставщик». Так, поставщиком, в частности, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

На основании п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С учетом того, что плата за услуги по поставке природного газа вносится юридическому лицу, осуществляющему поставку газа, такое юридическое лицо не является платежным агентом, поскольку для целей Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оно признается поставщиком услуг.

В соответствии с ч.18 ст.4 названного Федерального закона на поставщике при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей лежит обязанность использовать специальный банковский счет. Этой же нормой закреплено императивное правило, согласно которому поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В свою очередь, по специальному банковскому счету поставщика допускается осуществление операций только по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, а также по списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций, в том числе и по осуществлению расчетов непосредственно с физическими лицами - собственниками жилых помещений, по специальному банковскому счету поставщика не допускается (части 19 - 20 статьи 4 Федерального закона).

Согласно сообщению ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ у ООО «Газпром межрегионгаз Омск» в указанном банке расчетный открыт счет , указанный в квитанции за декабрь 2019 года, в связи с чем, соответствующие доводы истца подлежат отклонению.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

В силу п. 1 ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

По общему правилу валютой долга и валютой платежа является рубль (пункт 1 статьи 317 ГК РФ).

Согласно Приказу Банка России от «О применении общероссийских классификаторов» 03 декабря 2015 года № ОД-343 3 (с изменениями), в целях обеспечения обязательного применения общероссийских классификаторов при создании информационных систем и информационных ресурсов Банка России, нормативными и иными актами Банка России устанавливаются требования по использованию в информационно-аналитических и учетно-операционных системах Банка России следующих классификационных характеристик валюты Российской Федерации: наименование валюты - «Российский рубль», цифровой код - «643», буквенный код - «RUB».

Установлено, что цифровой код «810» и буквенный код «RUR» были исключены из Общероссийского классификатора валют ДД.ММ.ГГГГ и в информационно-аналитических и учетно-операционных системах Банка России не применяются.

В то же время, в части, касающейся вопроса установления порядка нумерации лицевых счетов при осуществлении операций по счетам в валюте Российской Федерации, требования по использованию классификационных характеристик валюты Российской Федерации установлены Положением Банка России от 27 февраля 2017 года № 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (далее Положение) и Письмом Банка России от 04 декабря 2000 года № 176-Т (далее письмо № 176-Т).

В Письме от 4 декабря 2000 года № 176-Т Центральный банк Российской Федерации разъяснил, что при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в российских рублях и при нумерации счетов применяется «старый» код валюты «российский рубль 810». При международных расчетах, когда код валюты является отдельным реквизитом расчетных документов, в этих документах проставляется «новый» код российского рубля «643». Программные комплексы расчетной системы Российской Федерации, обрабатывающие учетно-операционную информацию, финансовую, статистическую и бухгалтерскую отчетность должны обеспечить восприятие кодов российского рубля «643» и «810».

Согласно приложению № 1 к вышеназванному Положению, знаки в номере лицевого счета располагаются, начиная с первого разряда, слева. Нумерация лицевого счета начинается с номера раздела. При осуществлении операций по счетам в иностранных, клиринговых валютах, а также в драгоценных металлах в лицевом счете в разрядах, предназначенных для кода валюты, указываются соответствующие коды, предусмотренные Общероссийским классификатором валют (ОКВ), а по счетам в валюте Российской Федерации используется признак рубля «810».

Таким образом, использование в номерах лицевых счетов признака рубля «810» в соответствии с Положением Банка России от 27 февраля 2017 года № 579-П не противоречит действующему законодательству.

Следует отметить, что создание расчетного счета в банке и присвоение ему уникальных идентификаторов осуществляется банком, а не лицом, обратившемся за открытием такого счета.

Пояснения о назначении штрих-кодов со ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты (ГОСТы), позволяющие произвести их расшифровку, даны ответчиком в письме от ДД.ММ.ГГГГ, и сомнений в их состоятельности не вызывают.

Кроме того, ответчиком справедливо отмечено в том же письме, что согласно ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 года № 99-ФЗ не предусмотрено лицензирование такого вида деятельности, как торговля природным газом, в связи чем копия несуществующей лицензии истцу не предоставлена.

Однако без надлежащих к тому оснований истец ссылается в иске на необоснованность поведения ответчика по непредставлению, в том числе и копии лицензии на торговлю природным газом.

Анализируя содержание претензии истца от ДД.ММ.ГГГГ, ответов на нее отДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу, что требования иска заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судебной защите подлежит нарушенное или оспоренное право (ст.11 ГК РФ)

В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что права истца по предоставлению информации не нарушены ответчиком, в связи с чем суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Омск» о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Омска.

Судья Ю.А. Еленская