Дело № 2-1732/12
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 20 ноября 2012 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Емельянова А.А.,
при секретаре Ермотик Г.Г.,
с участием: помощника прокурора Северского района Шаляпина П.Ю.,
представителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Краснодарскому краю по доверенности Шутенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ильский водоканал» о признании коммунального комплекса незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Северского района обратился в Северский районный суд с заявлением к ООО «Ильский водоканал» о признании коммунального комплекса незаконным. В обоснование своего заявления указал, что Северской районной прокуратурой, была проведена проверка ООО «Ильский водоканал» на предмет соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой в деятельности названой организации выявлены нарушения. В ходе проверки установлено, что ООО «Ильский водоканал» является организацией коммунального комплекса, осуществляющей деятельность по представлению физическим и юридическим лицам коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ильского городского поселения. Так де данной проверкой было установлено, что ООО «Ильский водоканал» осуществляет взимание платы с физических и юридических лиц за опломбировку приборов учета вне зависимости от того, устанавливается ли абонентом новый прибор учета или производится его повторная опломбировка. Стоимость услуг по опломбировке приборов учета для физических лиц составляет - 356 рублей, для юридических – 793 рубля. Вышеперечисленные действия не только не предусмотрены законом, но и грубо нарушают права потребителей. В связи с чем прокурор Северского района был вынужден обратится в суд с данным исковым заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора Северского района Шаляпин П.Ю. на требованиях, изложенных в иске настаивает, просит удовлетворить его в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Ильский водоканал», будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Помощник прокурора Северского района согласен на рассмотрение дела в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.
В материалах дела нет сведений об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, так же материалы данного дела не содержат заявления ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Шутенко О.В., в судебном заседании не возражала против удовлетворения искового заявления.
В подготовительной части судебного заседания судом было вынесено определение, занесенное в протокол судебного заседания, о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя ответчика ООО «Ильский водоканал» в порядке заочного производства.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, судом установлено, что ООО «Ильский водоканал» является организацией коммунального комплекса, осуществляющей деятельность по представлению физическим и юридическим лицам коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения на территории Ильского городского поселения. Так де данной проверкой было установлено, что ООО «Ильский водоканал» осуществляет взимание платы с физических и юридических лиц за опломбировку приборов учета вне зависимости от того, устанавливается ли абонентом новый прибор учета или производится его повторная опломбировка. Стоимость услуг по опломбировке приборов учета для физических лиц составляет - 356 рублей, для юридических – 793 рубля.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установлено, что данный нормативно-правовой акт регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением, ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 42 указанных правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещение, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период..
Вместе с тем, данные Правила не регламентируют вопросы установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта, не прописывают, за чей счет они должны производиться. Порядок проведения работ по опломбированию приборов учета также не определен ни одним нормативно правовым актом.
В соответствии с пп. «б» п. 34 вышеуказанных правил потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, и не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» также не регламентированы вопросы установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта, за чей счёт они должны производиться.
Платность такой услуги для потребителя не следует и из чч.2,4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, учитывая, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта холодного водоснабжения, включающее их опломбирование, ответчик производит в силу ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учёта, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, следовательно, на эту сторону и должно быть возложено бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Только после этого у потребителя согласно, пп. «б» п. 34 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учёта, установленных в его жилом помещении.
На основании п.1 ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п.2 ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Согласно п.2 ст.6 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Приборы учета опломбируются по результатам поверки заводом-изготовителем либо аккредитованной организацией стандартизации и метрологии. Опломбирование места его установки является дополнительной процедурой, не предусмотренной законодательством. Указанные действия ни обладают никакими полезными потребительскими свойствами и производятся исключительно в интересах ресурсоснабжающей организации с целью контроля от несанкционированного доступа к счетчикам воды.
Таким образом, суд приходит к выводу, что деятельностью ООО «Ильский водоканал» по платной опломбировке приборов учета нарушаются права неопределенного круга лиц, так как количество лиц, которые в дальнейшем будут устанавливать приборы учета воды и подключаться к системе холодного водоснабжения определить невозможно, в связи с чем суд считает, что исковое заявление прокурора Северского района обоснованно и подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ взыскать с ООО «Ильский водоканал» государственную пошлину за подачу искового заявления в суд, в размере 200 рублей в пользу государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ильский водоканал» о признании коммунального комплекса незаконным – удовлетворить.
Признать действия ООО «Ильский водоканал» по взимании платы с физических и юридических лиц за опломбировку приборов учета при установке незаконной.
Обязать ООО «Ильский водоканал» прекратить навязывание платных услуг по опломбированию приборов учета холодного водоснабжения, не предусмотренных действующим законодательством РФ и ущемляющих интересы физических и юридических лиц, за исключением случаев предусмотренных в законе.
Обязать ООО «Ильский водоканал» в течение 10 дней с момента вступлении в силу решения суда, через средства массовой информации довести до сведения потребителей решение суда.
Взыскать с ООО «Ильский водоканал» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход государства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Емельянов А.А.