ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1732/16 от 19.05.2016 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1732/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2016г. г.Армавир

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Притулина В.П. при секретаре Меликовой Р.Т. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов исправительных учреждений Краснодарского края в интересах РФ к Федеральной службе исполнения наказания России, ФКУ ИК №4 УФСИН России по КК об обязании принять меры к получению у осужденных, отбывающих наказание биологического материала для последующего проведения обязательной геномной регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов исправительных учреждений Краснодарского края в интересах РФ обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания России, ФКУ ИК №4 УФСИН России по КК об обязании принять меры к получению у осужденных, отбывающих наказание биологического материала для последующего проведения обязательной геномной регистрации, просит обязать ФСИН России незамедлительно, после вступления решения суда в законную силу, выделить ФКУ ИК №4 УФСИН России по Краснодарскому краю необходимое количество бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, для получения биологического материала у всех осужденных, которые согласно требований п.1 ч.1 ст.7 ФЗ РФ от 03.12.2008г. №242-ФЗ «О государственной регистрации в РФ», подлежат обязательной государственной геномной регистрации;-обязать ФКУ ИК №4 УФСИН России по Краснодарскому краю в месячный срок после поступления из ФСИН России по Краснодарскому краю бланков информационных карт, установленного образца, получить биологический материал у всех осужденных, которые согласно требований п.1 ч.1 ст.7 ФЗ РФ от 03.12.2008г. №242-ФЗ «О государственной регистрации в РФ», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.

Иск мотивирован тем, что проверкой, проведенной специализированной прокуратурой, установлено, что за истекший период 2016 года в ИК отбывало наказание в виде лишения свободы 918 осужденных, в отношении которых, в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.7 Закона, должна быть проведена геномная регистрация. Однако, биологический материал, в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст.13 Закона, получен лишь у 68 осужденных и направлен в ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Таким образом, у 850 осужденных биологический материал не получен по причине отсутствия соответствующих биологических карт, в связи с чем, в отношении данных осужденных геномная регистрация не проведена.

Непосредственным распорядителем бланков информационных карт, установленного образца, для получения биологического материала у осужденных, является ФСИН России.

В связи с тем, что ИК не получен биологический материал подразделением органа МВД Российской Федерации, к компетенции которого относится указанный вид деятельности, не реализованы обязанности, предусмотренные требованиями п.2 ч.1 ст. 14 Закона в части получения биологического материала, полученного от лиц указанных в п.1 ч.1 с.7 Закона, геномной информации.

В судебное заседание, заместитель Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КК, не явился, просил рассмотреть дело без их участия, на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика Федеральной службы исполнения наказания России в судебное заседание, не явился,будучи надлежаще извещенным о времен и месте судебного разбирательства.

Представитель ФКУ ИК №4 УФСИН России по КК по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме.

Представитель третьего лица ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует,что ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России не осуществляет закупку карт геномной регистрации, приобретение иного медицинского имущества для оказания медицинской помощи спецконтингенту. В связи с этим, ФСИН России было принято решение осуществлять централизованные закупки карт геномной регистрации, в целях дальнейшего распределения указанных карт по медико-санитарным частям ФСИН России. Так, между ФСИН России и ООО «Агентство Химэксперт» был заключен государственный контракт от 02.02.2015 № 0173100007914000133^44814 на поставку карт-носителей, предназначенных для сбора, хранения и транспортировки крови (прилагается). В соответствии с протоколом заседания рабочего совещания при заместителе директора ФСИН России СКА. ФИО2 от 11.06.2015' № 20, было принято решение использовать указанные карты, поставленные в рамках государственного контракта от 02.02.2015 № 0173100007914000133_44814, для проведения обязательной государственной геномной регистрации осужденных.На сегодняшний день, картами-носителями предназначенными для сбора, хранения и транспортировки крови, обеспечены все филиалы ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, в том числе филиал «Медицинская часть № 4» федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 23 Федеральной службы исполнения наказаний» (осуществляет медицинское обслуживание ФКУ ИК-4 У ФСИН России по Краснодарскому краю) в количестве 478 (четыреста семьдесят восемь) шт. ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю осуществляется процедура обязательной геномной регистрации осужденных.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края 03.03.2016 в ФКУ ИК № 4 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - ИК) проведена проверка соблюдения требований Федерального закона РФ от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (далее - Закон) в ходе которой выявлены нарушения требований закона.

Согласно требований ст.6 Закона в Российской Федерации проводятся добровольная государственная геномная регистрация и обязательная государственная геномная регистрация.

Обязательной государственной геномной регистрации, согласно требований п.1 ч.1 ст.7 Закона, подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

В соответствии с требований п.1 ч.1 ст.9 Закона обязательная государственная геномная регистрация лиц, указанных в п.1 ч.1 ст.7 Закона, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.

Согласно требований ч.2 ст.9 Закона порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

Положение о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, утверждено постановлением Правительства РФ от 11.10.2011 № 828 (далее - Положение).

В силу требований п.2 ч.1 ст.13 Закона получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется от лиц, указанных в п.1 ч.1 ст.7 Закона, - учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы.

Согласно требований п.4 Положения при проведении обязательной государственной геномной регистрации используются бланки, в том числе бланки информационных карт, образцы которых утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 5 Положения учреждения, исполняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях получения геномной информации.

Руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, в соответствии с требованиями п.6 Положения, обеспечивает определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, получение биологического материала, направление обращения о проведении обязательной геномной регистрации и биологического материала в соответствующее экспертное подразделение согласно схеме закрепления экспертных подразделений территориальных органов МВД Российской Федерации за учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, которая утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

Проверкой, проведенной специализированной прокуратурой, установлено, что за истекший период 2016 года в ИК отбывало наказание в виде лишения свободы 918 осужденных, в отношении которых, в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.7 Закона, должна быть проведена геномная регистрация. Однако, биологический материал, в соответствии с требованиями п.2 ч.1 ст.13 Закона, получен лишь у 68 осужденных и направлен в ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Таким образом, у 850 осужденных биологический материал не получен по причине отсутствия соответствующих биологических карт, в связи с чем, в отношении данных осужденных геномная регистрация не проведена.

Непосредственным распорядителем бланков информационных карт, установленного образца, для получения биологического материала у осужденных, является ФСИН России.

В связи с тем, что ИК не получен биологический материал подразделением органа МВД Российской Федерации, к компетенции которого относится указанный вид деятельности, не реализованы обязанности, предусмотренные требованиями п.2 ч.1 ст. 14 Закона в части получения биологического материала, полученного от лиц указанных в п.1 ч.1 с.7 Закона, геномной информации.

Вследствие изложенного, не достигаются предусмотренные ч.2 ст. 14 Закона цели проведения обязательной геномной регистрации, заключающиеся в следующем:

1) предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также выявление и установление лиц, их совершивших;

2) розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации;

3) установление личности человека, чей труп не опознан иными способами;

4) установление родственных отношений разыскиваемых (устанавливаемых) лиц.

Ранее, в целях устранения указанных нарушений закона специализированной прокуратурой 30.06.2015 начальнику ИК было внесено представление об устранении указанных нарушений закона, однако, до настоящего времени выявленные нарушения закона в полном объеме не устранены.

Доводы представителя ФКУ ИК №4 УФСИН России по Краснодарскому краю о замене ненадлежащего ответчика на ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России, поскольку не основаны на законе о геномной регистрации и не соответствуют Положению о порядке его исполнения, утвержденным постановлением Правительством РФ от 11.10.2011г. №828, а является лишь предложением. ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России не осуществляет закупку карт геномной регистрации, приобретение иного медицинского имущества для оказания медицинской помощи спецконтингенту.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ полномочен, обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким, образом, нарушение ИК и ФСИН вышеуказанных требований закона в части проведения обязательной геномной регистрации влечет за собой нарушение интересов РФ, заключающихся в обязательном проведении геномной регистрации в отношении осужденных.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФСИН России незамедлительно, после вступления решения суда в законную силу, выделить ФКУ ИК № 4 УФСИН России по Краснодарскому краю необходимое количество бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, для получения биологического материала у всех осужденных, которые, согласно требований п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона РФ от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.

Обязать ФКУ ИК № 4 УФСИН России по Краснодарскому краю в месячный срок после поступления из ФСИН России по Краснодарскому краю бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, получить биологический материал у всех осужденных, которые, согласно требований п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона РФ от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Краснодарский краевой суд, через Армавирский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 24.05.2016г.

Решение вступило в законную силу 13.10.2016г. судья подпись В.П.Притулин