Дело №2-1733/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца Северская 18 августа 2017 г.
Северский райсуд Краснодарского края в составе судьи Макаренко В.В.,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика ФИО3, при секретаре Шандале Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску ФИО1 к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным решения об отказе проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным решения об отказе проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, № от 09.02.2017г. и № от 06.03.2017г. и возложении на администрацию района обязанности устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1000кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> территориальная зона ИВ-1, установить вид разрешенного использования – защитные зеленые насаждения.
В обоснование требований истец указал, что 07.02.2017г. он обратился в адрес Главы муниципального образования Северский район с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, территориальная зона ИВ-1, в порядке п.4 ст.39.11 ЗК РФ для получения его в аренду путем проведения аукциона. 15.02.2017г., получил ответ первого заместителя Главы администрации района № от 09.02.2017г. на обращение, где сообщалось, что данный земельный участок относится к землям общего пользования и используется для стоянки и разворота машин к кладбищу.
Проверив данный довод истцом было установлено, что согласно кадастровому плану территории земельный участок с кадастровым № с видом разрешенного использования – дорога общего пользования и расположенный на нем объект с кадастровым № сооружение – дорога по <адрес> со стоянкой у кладбища и разворотной площадкой не пересекают границы вновь образуемого участка и расположены на противоположной стороне улицы. Границы земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с предоставленной истцом схемой находятся полностью в одной территориальной зоне ИВ-1. Согласно Правилам землепользования и застройки Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края (далее – Правила) основным и единственным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является – защитные зеленые насаждения. Предельными размерами и параметрами разрешенного строительства являются: минимальная площадь земельных участков – 1000кв.м.; минимальный отступ от границ участка – 1м; максимальная высота зданий, строений, сооружений от уровня земли – 50м; максимальный процент застройки в границах земельного участка – 10%. Данные обстоятельства истец изложил в заявлении от 22.02.2017г., однако 16.03.2017г. получил отказ заместителя Главы администрации района № от 06.03.2017г. с той же причиной отказа: земельный участок относится к землям общего пользования и используется для стоянки и разворота машин к кладбищу. На жалобу в адрес Главы муниципального образования Северский район от 31.03.2017г., истец ответа не получил, что послужило основание для обращения в суд.
Истец, его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований; представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на обоснованность оспариваемых решений; представитель третьего лица - администрации Смоленского сельского поселения Северского района без объяснения причин в судебное заседание не явился, суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства в их совокупности, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 07.02.2017г. истец обратился в адрес Главы муниципального образования Северский район с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес> территориальная зона ИВ-1, в порядке п.4 ст.39.11 ЗК РФ для получения его в аренду путем проведения аукциона.
15.02.2017г. в управлении имущественных отношений истец получил уведомление за подписью первого заместителя Главы администрации МО Северский район № от 09.02.2017г., согласно которому администрация района отказывает ему в утверждении схемы земельного участка и предоставлении его в аренду путем проведения торгов, поскольку данный земельный участок относится к землям общего пользования и используется для стоянки и разворота машин к кладбищу.
В соответствии со ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в границах Смоленского сельского поседения органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с п.4 ст.39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданином схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка;
2) обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса и п.п.5-9, 13-19 п.8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения
Как предусмотрено Правилами землепользования и застройки Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края, утвержденными решением Совета Смоленского сельского поселения Северского района от 31.10.2014г. №, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка относится к основным видам разрешенного использования объектов недвижимости, расположенных в территориальной общественно-деловой зоне местного значения "ИВ-1".
Ст.217 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с этим Законом не подлежат, в том числе, земельные участки общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащие отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П.8 ст.27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в границах территорий общего пользования.
Территории общего пользования п.12 ст.1 ГрК РФ определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п.п.18 п.8 ст.39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
В силу ст.18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Ч.3 ст.23 ГрК РФ предусматривает, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В соответствии с ч.5 ст.23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2-4 данной статьи картах отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч.6 ст.23 ГрК РФ).
В соответствии с приведенными нормами ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Ст.35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (п.11), а также зоны особо охраняемых территорий.
Касаемо ссылки ответчика на п.12 ст.85 ЗК РФ в обоснование отказа ФИО1 в формировании для предоставления с торгов спорного земельного участка то необходимо иметь в виду, что данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (Данная правовая позиция выражена в Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.10.2009г. №11-В09-19).
Судом установлено, что согласно кадастровому плану территории земельный участок с кадастровым № с видом разрешенного использования – дорога общего пользования и расположенный на нем объект с кадастровым № сооружение – дорога по <адрес> со стоянкой у кладбища и разворотной площадкой, не пересекают границы вновь образуемого участка и расположены на противоположной стороне улицы. Границы земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с предоставленной мной схемой, находятся полностью в одной территориальной зоне ИВ-1. Согласно Правилам землепользования и застройки Смоленского сельского поселения Северского района Краснодарского края основным, и единственным видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является – защитные зеленые насаждения. Предельными размерами и параметрами разрешенного строительства являются: минимальная площадь земельных участков – 1000кв.м.; минимальный отступ от границ участка – 1м; максимальная высота зданий, строений, сооружений от уровня земли – 50м; максимальный процент застройки в границах земельного участка – 10%.
Кроме того, удовлетворяя требования истца, суд руководствуется следующим.
В материалы дела ни ответчиком, ни третьим лицом не представлены материалы (карты градостроительного зонирования, проекты планировки и межевания территории, муниципальные программы), подтверждающие отнесение испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования в пределах границы территориальной зоны ИВ-1.
Суд приходит к выводу, что ФИО1 был представлен весь предусмотренный действующим законодательством пакет документов для проведения процедуры формирования земельного участкам и предоставления прав на него посредством проведения торгов в соответствии с требованиями ст.39.11 ЗК РФ.
Таким образом, суд полагает, что требования ФИО1 заявлены обоснованно и нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным решения об отказе проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования Северский район, выразившееся в отказе проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности № от 09.02.2017г. и № от 06.03.2017г.
Обязать администрацию муниципального образования Северский район устранить нарушение прав, свобод и законных интересов путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1000кв.м. из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, территориальная зона ИВ-1, установить вид разрешенного использования – защитные зеленые насаждения, и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский райсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 24.08.2017г.
Судья
Северского райсуда В.В. Макаренко