ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1733/20 от 09.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2-1733/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 декабря 2020 г. г. Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола помощником судьи Касаткиным А.М.,

с участием истца Виноградовой Анастасии Александровны, ее представителя Хворовой Натальи Владимировны,

представителя ответчика Кислицыной Александры Максимовны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново материалы гражданского дела по иску Виноградовой Анастасии Александровны к ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» о признании решения незаконным, признании права, произведении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Виноградова А.А. обратилась в суд с иском к ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» о признании решения незаконным, признании права, произведении социальной выплаты.

Исковые требования мотивированы тем, что согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы изаработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

31 мая 2020 г. истец была уволена с прежнего места работы.

Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы Независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) Либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

2 июня 2020 г. истцом через Единый портал государственных и муниципальных услуг - gоsuslugi.ru - было подано «Заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы» в электронной форме и предоставлен необходимый комплект документов, а именно паспорт, трудовая книжка, документ об образовании.

В ответ на поданное заявление в личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» пришло уведомление о том, что заявление истца было успешно сформировано и направлено в ведомство.

2 июня 2020 г. согласно информации, указанной в личном кабинете информаций аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», заявление истца зарегистрировано.

Также в электронном сообщении, полученном от портала «Работа в России» указывалось на необходимость заполнения и прикрепления к заявлению резюме для получения услуги содействия в поиске подходящей работы.

8 июня 2020 г. резюме истца «юрист» прошло модерацию и было размещено в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России». В ответ на поданное заявление в личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» пришло уведомление о том, что заявление истца было успешно сформировано и направлено в ведомство.

Согласно п. 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанных в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства РФ апреля 2020 г. № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях по подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных вы гражданам, признанным в установленном порядке безработными», решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.

Исходя из этого, решение о признании истца безработной должно было быть принято органами службы занятости по месту жительства истца не позднее 19 июня 2020 г. Согласно п. 2 ч. 3 Временных правил при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях по подходящей работы, эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Такая же норма содержится в п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации».

Данное решение органами службы занятости по месту жительства истца своевременно принято не было, в связи с чем, 16 июля 2020 г. истец обратилась в ОГКУ «Ивановский МЦЗН» по телефону горячей линии 8-901-688-37-52, где истцу сообщили, что на учет в качестве безработной поставлена лишь с 3 июля 2020 г.

Истец полагает, что такое решение ОГКУ «Ивановского МЦЗН» является незаконным, поскольку противоречит п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

16 июля 2020 г. истцом была направлена жалоба в ОГКУ «Ивановский МЦЗН» о нарушении сроков постановки на учет в качестве безработного, в которой истец просила восстановить незаконно пропущенный срок постановки истца на учет в качестве безработного граждан зарегистрировать истца в качестве безработного гражданина в соответствии с законом произвести пересчет пособия по безработице за незаконно пропущенный срок.

15 августа 2020 г. истцом был получен ответ ОГКУ «Ивановский МЦЗН» на жалобу, в котором разъяснялось, что законных оснований для признания истца безработной с 2 июля 2020 г. и проведения перерасчета пособия по безработице не имеется, поскольку «полный комплект документов», необходимый для вынесения решения о признании истца безработной, предоставлен 3 июля 2020 г.

Центром занятости решение о признании истца безработной было принято 13.07.2020 г., т.е. на 11-й день со дня предоставления полного комплекта документов.

Истец полагает, что в данном случае ОГКУ «Ивановским МЦЗН» допущена фактическая ошибка, поскольку сведения о квалификации, а именно: юрист по специальности « Юриспруденция» (документ об образовании серии от 04.07.2012 г.) были указаны истцом раннее в заявлении о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, которое было зарегистрировано 2 июня 2020 г. на официальном сайте «Работа в России». Единственным документом, поданным истцом на сайте информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России» позднее, 8 июня 2020 г., являлось резюме «юрист».

Таким образом, датой подачи полного комплекта необходимых документов является 8 июня 2020 г., следовательно, решение ОРКУ «Ивановский МЦЗН» о постановке истца на учет в качестве безработной, должно было быть принято не позднее 19 июня 2020 г. Однако данное решение было принято лишь 13 июля 2020 г., а безработной истец признана с 3 июля 2020 г., что нарушает установленные упомянутыми выше нормативными правовыми актами сроки.

На основании изложенного, истец просила суд признать незаконным решение ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» от 13.07.2020 г. о признании Виноградовой Анастасии Александровны безработной с 03,07.2020 г.; обязать ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» устранить допущенное нарушение прав Виноградовой Анастасии Александровны, путем признания ее безработной с 08.06.2020 г.; обязать ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» произвести начисление и выплату пособия по безработице за период с 8 июня 2020 г. по 2 июля 2020 г., в том числе с учетом доплаты за ребенка 3000 рублей.

В ходе рассмотрении дела истец неоднократно подавала заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ), и в конечном итоге просила суд признать незаконным решение ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» от 13 июля 2020 г. о признании Виноградовой А.А. безработной с 3 июля 2020 г.; обязать ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» устранить допущенное нарушение прав Виноградовой А.А., путем признания ее безработной со 2 июня 2020 г.; признать за Виноградовой А.А. право на получение пособия по безработице за период со 2 июня 2020г. по 2 июля 2020 г.; обязать ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» произвести начисление и выплату пособия по безработице за период со 2 июня 2020 г. по 2 июля 2020 г., в том числе с учетом доплаты за ребенка 3 000 рублей, в размере 15 601,80 рублей.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, дополнительно представитель истца пояснила, что истец полагает, что у нее возникло право на получение пособия по безработице с 02.06.2020 года ввиду следующего.

31 мая 2020 г. истец была уволена с прежнего места работы. 2 июня 2020 г. истцом через Единый портал государственных и муниципальных услуг - gosuslugi.ru - было подано «Заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы» в электронной форме. Таким образом, истец зарегистрировалась в целях поиска подходящей работы 2 июня 2020 г. Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы истца безработным должно было быть принято центром занятости населения не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил), одновременно с этим должно было быть принято решение о назначении пособия по безработице (п. 11 Временных правил). При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы Виноградовой А.А. в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы Виноградова А.А. подлежала признанию безработной с первого предъявления заявления в электронной форме. Нескоординированность действий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости и Областного государственного казенного учреждения «Ивановский межрайонный центр занятости населения» по своевременной передаче поданного на портале «Госуслуги» заявления повлекли нарушение права Виноградовой А.А. на своевременное признание ее безработной и выплату соответствующего пособия.

Затребование у истца в обязательном порядке заполнения на портале «Работа в России» резюме не отвечало на тот момент требованиям законодательства. Обязательность заполнения резюме была введена лишь с 21 июля 2020 г.

Таким образом, право истца на своевременную постановку на учет в качестве безработного было нарушено. Полагает, что, во-первых, центр занятости затребовал от истца предоставление документа (резюме), не предусмотренного действующим законодательством, а во-вторых, центр занятости сам располагал полномочиями по размещению резюме Виноградовой А.А. в подсистеме «Общероссийская база резюме».

Истец Виноградова А.А. дополнительно пояснила, что после подачи заявления ей на электронную почту пришло сообщение о том, что дополнительно необходимо заполнить резюме, что и сделала истец после неоднократных попыток, потому что система, в которой необходимо было заполнять резюме, не работала, 8 июня 2020 г. она заполнила резюме и стала ждать решения по ее заявлению.

В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ Ивановский межрайонный центр занятости населения Кислицына А.М. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, дополнительно пояснила, что действительно заявление истца поступило 2 июня 2020 г., однако поскольку истец не произвела техническое действие «не прикрепила резюме», ее заявление о признании безработной стало видно в ведомстве только 3 июля 2020 г., после того, как истец совершила правильное техническое действие. Заявление истца как ищущей работу было видно центру занятости с момента его подачи – со 2 июня 2020 г. отмечала, что в случае обращения истца на личный прием, который не ведется в силу принятых ограничений из – за пандемии, истец была бы поставлена на учет и признана безработной с момента личного обращения.

В судебное заседание представители третьих лиц Федеральной службы по труду и занятости, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были надлежащим образом уведомлены.

При этом от представителя третьего лица Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в адрес суда поступил ответ на запрос, согласно которому Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Минцифры России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418 (далее - Положение о Минцифры России). В соответствии с п. 1 Положения о Минцифры России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 утверждено Положение о Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее-Положение). Пунктом 2 Положения определено, что Минцифры России является оператором федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ). В связи с вышеизложенным, в полномочия Министерства не входит обеспечение оказания государственных услуг и осуществления государственных функций, которые не отнесены к компетенции Министерства. Вместе с тем, Минцифры России считает необходимым отметить следующее. На ЕПГУ обеспечивается возможность подачи заявлений на предоставление государственных и муниципальных услуг. Непосредственно предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется органами власти и организациями в государственных и иных ведомственных информационных системах. В соответствии с п. 15 Положения определено, что предоставляющие услуги органы и учреждения (организации) обеспечивают: а)достоверность предоставляемой заявителю информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги; б)целостность, сохранность и неизменность передаваемой на единый портал информации о ходе рассмотрения заявления и результатов предоставления услуги до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия. Так, в соответствии с п. 6 Положения внесение изменений в сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях), опубликованных на едином портале, осуществляется после внесения в порядке, установленном Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Правила ведения ФГИС ФРГМУ), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861. Пунктом 5 Правил ведения ФГИС ФРГМУ определено, что представление сведений о государственных услугах (функциях) для размещения в реестре государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и (или) органами государственных внебюджетных фондов, входящем в состав федерального реестра, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и (или) органы государственных внебюджетных фондов, предоставляющие соответствующие государственные услуги (исполняющие соответствующие государственные функции). Кроме того, состав административных действий, совершаемых при оказании услуги (функции), в том числе административных действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием ЕПГУ, и порядок ее предоставления определяется органом (организацией), непосредственно ответственным за оказание услуги (функции). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы утверждены Временные правила (далее - Правила) регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Услуга). Интерактивная форма заявления о предоставлении Услуги (далее - интерактивная форма) размещена в свободном доступе на ЕПГУ. (www.gosuslugi.ru/396628/l/info). Согласно пункту 2 Правил интерактивная форма на ЕПГУ на момент подачи заявления была реализована в соответствии с формой бланка заявления о предоставлении Услуги, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.04.2020 № 192н (зарегистрирован в Минюсте России 13.05.2020 № 58333) (в редакции приказа Минтруда России от 9 апреля 2020 года). Данные из интерактивной формы посредством вида сведений в системе межведомственного электронного взаимодействия версии З.ХХ направляются в Федеральную службу по труду и занятости для последующей маршрутизации в органы государственной службы занятости населения субъектов Российской Федерации, осуществляющих непосредственное предоставление услуги, и размещения заявлений в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - портал «Работа в России»). В соответствии с пунктом 5.6 (1) Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости», оператором портала «Работа в России» является Роструд. На основании имеющейся в Запросе информации Виноградова А.А. (далее - Пользователь) идентифицирована в Единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) как пользователь со следующими данными: дата подтверждения учетной записи: 11.05.2017; мобильный телефон: ; адрес электронной почты: <адрес> Проведенный анализ показал, что Пользователем в 11:01 (МСК) 02.06.2020 сформирован черновик заявления по Услуге, после чего 02.06.2020 в 11:18 (МСК) заявление по Услуге было зарегистрировано на ЕПГУ и отправлено в Роструд. В 11:18 (МСК) 02.06.2020 от Роструда на ЕПГУ направлен статус «Заявление получено ведомством», с комментарием «Сообщение доставлено». (Скриншот Заявления с отображением статусов прилагается). 28 октября 2020 г. в адрес Минцифры России поступило обращение Виноградовой А.А. вх. № В-24950 (далее - Обращение) по вопросу представления разъяснений о порядке рассмотрения заявления о предоставлении Услуги на ЕПГУ. В рамках исполнения положений, предусмотренных Федеральным законом от 02.05.2006 № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ) Минцифры России 02.10.2020 предоставило ответ на обращение гражданина № П23-20643-ОГ, согласно которому Министерство в рамках компетенции предоставило информацию о порядке рассмотрения заявления о предоставлении Услуги на ЕПГУ. Кроме того, на основании ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ, Министерство в установленный срок направило Обращение в Роструд.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения; нормы закона далее приводятся в редакции, действовавшей на момент обращения истца 2 июня 2020 г. в центр занятости населения).

В ст. 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены категории граждан, которые считаются занятыми.

К таким гражданам относятся, в том числе, граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения).

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона о занятости населения.

Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 октября 2015 г. N 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского», само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ст. 37 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (абзац второй п. 3 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, среди которых - справка о его среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Представление гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы связано с необходимостью подбора ему подходящей работы, определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости. Вместе с тем обязательная форма такой справки, равно как и обязательные требования к сведениям, содержащимся в такой справке, законом не установлены, а приведенный в п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения исчерпывающий перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Таким образом, истребование от гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, документов, при представлении которых он должен быть признан безработным, может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы которым рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации организовать дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Данное постановление вступило силу 9 апреля 2020 г. и действует до 31 декабря 2020 г.

Правилами установлен порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными в редакции от 9 апреля 2020 г., действующей в момент возникновения спорных правоотношений.

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2).

Форма заявления предусматривает внесение данных о фамилии, имени, отчестве (при наличии), дате рождения, поле, серии и номере паспорта, дате его выдачи, адресе места жительства, месте пребывания, номере контактного телефона, аадресе электронной почты, ИНН, СНИЛС, сведений об образовании: начальное, общее, основное общее,среднее общее,среднее профессиональное,высшее, ннаименовании образовательной организации, годе окончания, квалификации

(профессия, специальность), документе об образовании (обучении) и (или) о квалификации (аттестат, диплом, свидетельство, сведения о социальном статусе, сведения о работодателе по последнему месту работы (службы).

Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.

Судом установлено, истец Виноградова А.А. была уволена с прежнего места работы ДД.ММ.ГГГГ

Установлено также, что истцом 2 июня 2020 г. истцом через Единый портал государственных и муниципальных услуг - gоsuslugi.ru - было подано «Заявление о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы» в электронной форме и предоставлен необходимый комплект документов, а именно паспорт, трудовая книжка, документ об образовании.

2 июня 2020 г. согласно информации, указанной в личном кабинете информаций аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», заявление истца зарегистрировано. Также в электронном сообщении, полученном от портала «Работа в России» указывалось на необходимость заполнения и прикрепления к заявлению резюме для получения услуги содействия в поиске подходящей работы.

Следовательно, истец зарегистрировалась в целях поиска подходящей работы 2 июня 2020 г.

8 июня 2020 г. резюме истца «юрист» прошло модерацию и было размещено в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России».

В ответ на поданное заявление в личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» пришло уведомление, что заявление истца было успешно сформировано и направлено в ведомство.

Проанализировав нормы вышеуказанных правил во взаимосвязи с нормами Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что на момент подачи истцом в службу занятости заявления о предоставлении ей государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы совершение такого технического действия как «прикрепление резюме» не было закреплено нормативными правовыми актами.

Требования об обязательном заполнении «резюме» в форме заявления были внесены Приказом Минтруда России от 02.07.2020 N 395н «О внесении изменений в форму бланка заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. N 192н».

При указанных обстоятельствах, суд не соглашается с доводами административного ответчика о том, что истцом в день первоначального обращения не был представлен полный пакет документов для решения вопроса о признании ее безработной и выплате пособия.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.08.2015 N 885 (ред. от 30.09.2020) «Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» (вместе с «Правилами формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России») Система состоит из федерального и регионального сегментов.

Федеральной службой по труду и занятости дан ответ, из которого следует, что заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме, заполненное гражданином в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее-ЕПГУ) передается в информационно аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - ИАС ОБВ «Работа в России») посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

Необходимость заполнения гражданином (соискателем) резюме определена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 апреля 2020 г. № 192н (ред. от 24.08.2020) «Об утверждении формы бланка заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме».

В соответствии с пунктом 35 правил формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 885, информация о соискателях, об уровне их квалификации, стажера боты размещается в подсистеме «Общероссийская база резюме» ИАСОБВ «Работа в России».

Заполнение резюме на ЕПЕУ в настоящий момент не реализовано.

Условия назначения пособия по безработице, сроки выплаты и его размер регулируются ч. 2 ст. 30, ст. 31 и ч. 1 ст. 34 указанного закона. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г. и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в апреле - июне 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю).

Учитывая все вышеизложенное, суд соглашается с позицией истца о признании решения ОГКУ «Ивановский межрегиональный ЦЗН» от 13 июля 2020 г. о признании Виноградовой А.А. безработной с 3 июля 2020 г. незаконным, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 31 ЗаконА РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» полагает наличие у истца права на получение пособия по безработице за период с 2 июня 2020 г. по 2 июля 2020 г., и приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании ОГКУ «Ивановский межрегиональный ЦЗН» произвести начисление и выплату пособия по безработице истцу с 2 июня по 2 июля 2020 г., в том числе, с учетом доплаты на ребенка 3000 рублей, в размере 15601,80 рублей.

При указанных обстоятельствах, иск Виноградовой А.А. подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Виноградовой Анастасии Александровны к ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» о признании решения незаконным, признании права, произведении социальной выплаты удовлетворить.

Признать решение ОГКУ «Ивановский межрегиональный ЦЗН» от 13 июля 2020 г. о признании Виноградовой Анастасии Александровной безработной с 3 июля 2020 г. незаконным.

Обязать ОГКУ «Ивановский межрегиональный ЦЗН» устранить нарушения прав и законных интересов истца, путем признания Виноградовой Анастасии Александровны безработной с 2 июня 2020 г.

Признать за Виноградовой Анастасии Александровной право на получение пособия по безработице за период с 2 июня 2020 г. по 2 июля 2020 г.

Обязать ОГКУ «Ивановский межрегиональный ЦЗН» произвести начисление и выплату пособия по безработице с 2 июня по 2 июля 2020 г., в том числе, с учетом доплаты на ребенка 3000 рублей, в размере 15601,80 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О.Г.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2020 г.